TamBY.info
|
Церковный календарь. |
|
|
Православные праздники, дни памяти в августе: |
Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы
Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.
Богомудрая, Богоблаженная и благословенная Анна была дочерью
священника Матфана и жены его Марии, из колена Левиина, рода
Ааронова. По преданию, она скончалась мирно в Иерусалиме в
возрасте 79 лет, до Благовещения Пресвятой Деве Марии. При
святом благоверном царе Иустиниане (527-565) в Девтере был
выстроен в ее честь храм, а император Иустиниан II (685-695;
705-711) обновил ее храм, потому что праведная Анна явилась
его беременной супруге; в то же время тело ее и мафорий
(покрывало) были перенесены в Константинополь. (Сведения о
праведных Иоакиме и Анне помещены 9 сентября).
|
Святых жен Олимпиады диакониссы (408-410) и Евпраксии
девы, Тавеннской (413)
Святая Олимпиада диаконисса была дочерью сенатора Анисия Секунда и внучкой по
матери знаменитого епарха Евлалия (упоминается в сказании о чудесах святителя
Николая). До брака с Анисием Секундом мать Олимпиады была замужем за
армянским царем Арсаком и овдовела. Когда святая Олимпиада была еще совсем юной,
родители обручили ее с благородным юношей. Брак должен был состояться по
достижении святой Олимпиадой совершеннолетия. Однако жених вскоре умер, а святая
Олимпиада не пожелала вступать в брак и предпочла девственную жизнь. После
смерти родителей она осталась наследницей большого состояния, которое стала
раздавать щедрой рукой всем нуждавшимся: нищим, сиротам, вдовам; посылала также
большие средства в церкви, монастыри, больницы, приюты для убогих и странников.
Святой Патриарх Нектарий (381-397) назначил святую Олимпиаду диакониссой. Свое
служение блаженная проходила честно и непорочно.
Много помогала святая Олимпиада приезжавшим в Царьград святителям Амфилохию,
епископу Иконийскому, Онисиму Понтийскому, Григорию Богослову, Петру
Севастийскому, брату Василия Великого, Епифанию Кипрскому, служа всем с великою
любовью. Имение свое она не считала своим, а Божиим, и раздавала его не только
добрым людям, но и своим врагам.
Святитель Иоанн Златоуст († 407; память 13 ноября) высоко ценил святую Олимпиаду
и оказывал ей свое расположение и духовную любовь. Когда ни в чем не повинного
Святителя несправедливо изгнали, святая Олимпиада вместе с другими диакониссами
глубоко переживала это. Выходя в последний раз из церкви, святитель Иоанн
Златоуст позвал святую Олимпиаду и диаконисс Пентадию, Проклию и Сальвину и
сказал им, что возбужденное против него дело, видимо, приходит к концу, и вряд
ли они еще увидят его. Он просил их не оставлять церковь и повиноваться
епископу, который будет назначен вместо него, ибо Церковь не может быть без
епископа. Святые жены, обливаясь слезами, пали перед Святителем.
Патриарх Александрийский Феофил (385-412), прежде неоднократно пользовавшийся
щедростью святой Олимпиады, ополчился против нее за преданность Святителю Иоанну
и за то, что она приняла и кормила пришедших в Царьград иноков, которых Патриарх
Феофил изгнал из египетской пустыни. Он возводил на нее несправедливые обвинения
и старался опорочить ее святую жизнь.
После изгнания святителя Иоанна Златоуста загорелась соборная церковь Святой
Софии и вслед за ней выгорела большая часть города.
Всех сторонников святителя Иоанна Златоуста стали подозревать в поджоге и
вызывали на допрос. Тогда же пострадала и святая Олимпиада. Ее вызывали в суд,
сурово допрашивали и, хотя не представили улик, присудили ее к уплате большой
суммы за поджог, в котором она не была виновна. После этого святая покинула
Царьград и отправилась в Кизик (на Мраморном море). Однако враги не прекратили
свои преследования: в 405 году ее осудили на заточение в Никомидии, где святая
претерпела много горя и лишений. Святитель Иоанн Златоуст из своего изгнания
писал ей, утешая в скорби. В 409 году святая Олимпиада скончалась в заточении.
Святая Олимпиада явилась во сне Никомидийскому епископу и повелела положить тело
ее в деревянный ковчег и бросить его в море: "Куда вынесут волны ковчег, там да
будет погребено тело мое", - сказала святая. Епископ выполнил повеление святой
Олимпиады. Ковчег прибило волнами к месту, называемому Врохти, близ Царьграда.
Жители, извещенные об этом от Бога, вышли на берег, приняли святые мощи
блаженной Олимпиады и положили их в церкви святого апостола Фомы. Впоследствии
во время набегов варваров церковь была сожжена, но мощи сохранились и при
Патриархе Сергии (610-638) были перенесены в Царьград и положены в девичьем
монастыре, основанном святой Олимпиадой. От мощей ее совершались чудеса и
подавались исцеления.
|
Память V Вселенского Собора (553)
Пятый Вселенский Собор (Константинопольский II) был в Константинополе, при святом благоверном царе Юстиниане I (527-565) в 553 году, для решения вопроса о правоверии трех давно умерших епископов: Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского, которые еще во времена Третьего Вселенского Собора (4З1; память 9 сентября) в своих писаниях выражали несторианские мнения. Так как Собор Халкидонский (451; память 16 июля), осудивший монофизитов и обвиняемый ими в несторианстве, не осудил трех указанных епископов (равно как и Третий Вселенский), то, чтобы отнять у евтихиан повод к обвинению православных в сочувствии несторианству и расположить еретичествующую партию к единению с последователями Халкидонского Собора, святой Юстиниан издал указ, в котором в трех отдельных "Главах" осуждались три упомянутых епископа. Но так как этот указ не был признан всеми представителями Церкви (особенно на Западе и, в частности, в Африке), то возник спор о "Трех главах". Для решения этого спора и был созван Пятый Вселенский Собор.
На этом Соборе присутствовало 165 епископов. Папа Вигилий (537-555), бывший в
Константинополе, отказался участвовать в Соборе, хотя был три раза приглашаем
официальной депутацией от имени собравшихся епископов и самого императора. Собор
открылся под председательством святого Евтихия, Патриарха Константинопольского
(552-565; 577-582). Согласно императорскому эдикту, дело о "Трех главах" было
тщательно рассмотрено в продолжении восьми заседаний с 4 мая по 2 июня 553 года.
Анафема (проклятие) была произнесена на лицо и на учение Феодора Мопсуетского
безусловно; но относительно Феодорита и Ивы осуждение ограничилось только
некоторыми сочинениями, лица же их как очищенные Халкидонским Собором без
сомнения, вследствие раскаяния, были пощажены от анафемы. Необходимость этой
меры была обусловлена тем, что в осужденных сочинениях содержались высказывания,
позволявшие несторианам толковать в свою пользу определения Халкидонского
Собора. Но снисхождение отцов Собора в духе икономии в отношении лично епископов
Ивы и Феодорита ожесточило монофизитов против соборного решения. Несмотря на
это, император повелел обнародовать соборное постановление, а Папу Вигилия как
единомышленника еретиков наказать отлучением от Церкви. Впоследствии Папа
согласился с общим мнением отцов и подписал соборное определение. Но епископы
Истрии и вся область Аквилейского митрополита более века оставались в расколе.
На Соборе отцы рассматривали также заблуждения пресвитера Оригена, знаменитого
церковного учителя III века. Его учение о предсуществовании человеческих душ
было осуждено. Осуждены были также еретики, не признававшие общее воскресение
мертвых.
|
Преподобного Макария Желтоводского, Унженского (1444)
Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский родился в 1349 году в Нижнем-Новгороде в семье благочестивых родителей. В двенадцать лет он тайно ушел от родителей и принял иноческий постриг в Нижегородской Печерской обители от святого Дионисия (впоследствии архиепископа Суздальского; † 1385; память 26 июня). Со всем пылом юношеской души он отдался делу спасения: строжайший пост и точное исполнение иноческих правил отличали его перед всеми братиями.
Только через три года родители преподобного Макария узнали, куда он
скрылся. Отец пришел к нему и слезно умолял сына лишь о том, чтобы он
вышел повидаться с ним. Преподобный Макарий разговаривал с отцом через
стену и сказал, что увидится с ним в будущей жизни. "Протяни мне, по
крайней мере, свою руку", - просил отец. Сын исполнил эту малую просьбу,
а отец, поцеловав протянутую руку сына, возвратился домой. Тяготясь
славой, смиренный Макарий удалился на берег реки Волги и подвизался
здесь в пещере близ озера Желтые воды. Здесь он твердым воздержанием и
терпением преодолевал брань врага спасения. К преподобному Макарию
собрались любители безмолвия, и в 1435 году он устроил для них обитель
во Имя Пресвятой Троицы. Здесь он начал проповедовать христианство
окрестным черемисам и чувашам, и крестил магометан и язычников в озере,
получившем название святого. Когда в 1439 году казанские татары разорили
обитель, преподобного Макария взяли в плен. Из почтения к его
благочестию и благотворительной любви хан отпустил святого из плена и
вместе с ним освободил до 400 христиан. Но с преподобного Макария взяли
слово не селиться при Желтом озере. Преподобный Макарий с честью
похоронил избиенных в его обители и отправился за 240 верст в галичские
края. Во время этого переселения все путники, по молитвам преподобного,
питались чудесным образом. Дойдя до города Унжа, преподобный Макарий
поставил в 15 верстах от города на берегу озера Унжа крест и построил
келлию. Здесь он основал новую обитель. На пятом году своей жизни в Унже
преподобный Макарий заболел и преставился в возрасте 95 лет.
Еще при жизни преподобный Макарий был наделен благодатным даром: он
исцелил слепую и бесноватую девушку. После кончины преподобного многие
получали исцеление от его мощей. Иноки воздвигли над его гробом храм и
установили в обители общежитие. В 1522 году татары напали на Унжу и
хотели ободрать серебряную раку в Макариевой пустыни, но ослепли и,
обезумев, бросились бежать. Многие из них утонули в Унже. В 1532 году
молитвами преподобного Макария спасся от татар город Солигалич, и
благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь святого.
Более 50 человек по молитвам преподобного Макария получили исцеление от
тяжелых недугов, как это установила комиссия, посланная Патриархом
Филаретом 24 июня 1619 года.
|
Сщмч.
Александра пресвитера (1927).
Св. Грегория (Каллидия), митр. Фессалоникийского и
Гераклийского (1925).
Новосщмчч. Вукосава Милановица и Росолиуба Самардица
Кулен-Бакуфских в Сербии (1941-1945).
Новосщмч. Феодора Тонковида пресвитера Ловецкого (Псков)
(1942)
Св. Ираиды исп (1967).
Мчч. Санкта, Маттура, Аттала и Бландины, Лионских
(Галл. ).
Прп. Христофора, игумена Сольвычегодского.
Новомчч.: вел. кн. Михаила Александровича, Николая
(Джонсона) и Петра (Ремеса).
<< 6 августа | 8 августа >>
|
|
|
16 апреля 2023 года - Светлое Христово Воскресение (Пасха) |
|
|
|
|