TamBY.info
|
Церковный календарь. |
|
|
Православные праздники, дни памяти в августе: |
Успение Пресвятой Богородицы
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы празднуется Святой Русской
Православной Церковью как один из великих двунадесятых непереходящих праздников
28 августа (15 августа ст.ст.). Праздник называется Успением ("засыпанием"),
потому, что Божия Матерь умерла тихо, как бы уснула, а главное, называется так
за короткое пребывание ее тела во гробе, так как через три дня Она была
воскрешена Господом и вознесена на небо.
После крестной смерти Господа Иисуса Христа Пречистая Матерь Его около 15 лет
(по другим источникам 10 лет или 22 года) жила в Иерусалиме, в доме апостола
Иоанна Богослова, попечению которого поручил Ее Господь. Пресвятая Матерь
Божия стала для всех учеников Христовых общею Матерью. Они вместе с Ней молились
и с великой радостью и утешением слушали Ее поучительные беседы о Спасителе.
Когда вера христианская распространилась в других странах, то многие христиане
приходили из дальних стран увидеть и послушать Богоматерь.
Горестно было им лишиться Госпожи и общей Матери своей, когда они узнали, для
чего Бог собрал их. Но Божия Матерь утешала их, обещая не оставлять их и всех
христиан после Своей смерти, всегда молиться о них. Потом Она всех их
благословила.
К этому празднику положено готовиться двухнедельным постом.
Живя в Иерусалиме, Матерь Божия любила посещать те места, на которых часто бывал
Спаситель, где Он пострадал, умер, воскрес и вознесся на небо. Она молилась на
этих местах, плакала, вспоминая о страданиях Спасителя, и радовалась на месте
Воскресения и Вознесения Его. Она часто молилась и о том, чтобы Христос скорее
взял Ее к Себе.
Однажды, когда Пресвятая Мария молилась на горе Елеонской, явился Ей Архангел
Гавриил с финиковой ветвью в руках и принес Ей радостную весть, что через три
дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе. Пресвятая Богоматерь
обрадовалась этой вести. Она рассказала об этом нареченному сыну Своему, Иоанну,
и стала готовиться к своей кончине. Остальных апостолов в то время не было в
Иерусалиме, они разошлись по другим странам проповедовать о Спасителе.
Богоматерь желала проститься с ними, и вот Господь чудесным образом собрал всех
апостолов к Ней, кроме Фомы, перенесши их Своею всемогущею силою.
В час кончины необыкновенный свет озарил комнату, где лежала Божья Матерь, - Сам
Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами, явился и принял Ее пречистую душу.
Апостолы похоронили пречистое тело Божьей Матери по ее желанию в саду
Гефсиманском, в пещере, где покоились тела Ее родителей и праведного Иосифа. При
погребении совершилось много чудес. От прикосновения к одру Божьей Матери слепые
прозревали, бесы изгонялись и всякая болезнь исцелялась. Множество народу
следовало за ее пречистым телом. Иудейские священники и начальники старались
разогнать это святое шествие, но Господь невидимо охранял его. Один иудейский
священник, по имени Афоний, подбежал и схватился за одр, не котором несли тело
Божьей Матери, чтобы опрокинуть его. Но невидимый Ангел отрубил ему обе руки.
Афоний, пораженный таким страшным чудом, тут же раскаялся, и апостол Петр
исцелил его.
Через три дня после после погребения Божье Матери прибыл в Иерусалим и
отсутствовавший апостол Фома. Он был очень опечален тем, что не попрощался с
Божьей Матерью, и всей душой желал поклониться Ее пречистому телу. Апостолы,
сжалившись над ним, решили пойти и отвалить камень от могильной пещеры, чтобы
дать ему возможность проститься с телом Божьей Матери. Но когда открыли пещеру,
то не нашли в ней пресвятого Ее тела, а только одни погребальные пелены.
Изумленные апостолы возвратились все вместе в дом и молились Богу, чтобы Он
открыл им, что стало с телом Божьей Матери. Вечером, по окончании трапезы, во
время молитвы они услышали ангельское пение. Посмотрев наверх, апостолы увидели
в воздухе Божью Матерь, окруженную Ангелами, в сиянии небесной славы.
Матерь сказала апостолам: "Радуйтесь! Я с вами во все дни; и всегда буду вашей
молитвенницей перед Богом". Апостолы в радости воскликнули: "Пресвятая
Богородица, помогай нам!"
Так Господь Иисус Христос прославил Свою Пресвятую Матерь. Он воскресил Ее и
поставил Ее выше всех Ангелов Своих. (Описание Успения Божьей Матери находится в
Священном Предании, свято сохраняется Святой Русской Православной Церковью.)
В Y веке погребальные ризы Богоматери, хранившиеся в Иерусалиме, принесены были
в Царьград царицей Пульхерией, супругой Маркиана, и положены ею во Влахернском
храме.
|
Иконы Софии, Премудрости Божией (Новгородской)
Чудотворная икона Божией Матери «София – Премудрость Божия» имеется во многих
храмах России и сводится к двум типам: Киевскому и Новгородскому.
Первая икона «Софии – Премудрости Божией» появилась в Новгороде в XV в., хотя
первая церковь на Руси, освященная в ее честь, была построена в 989 году в
Новгороде, а следующая – в 1037-м – в Киеве.
Центральной фигурой иконы является Вседержитель в виде крылатого Огненного
Ангела, который восседает на золотом престоле, поддерживаемом семью столбами. Он
облачен в царскую одежду (подир) и препоясан драгоценным поясом, на голове –
царский венец. В правой руке он держит скипетр с крестом наверху, а левой
прижимает к груди свиток. По сторонам изображены Богоматерь с Богомладенцем и
св. Иоанн Креститель со свитком, на котором читается: «Аз свидетельствовах». Над
головой Ангела – благословляющий Христос Спаситель, еще выше – золотой престол с
раскрытою на нем книгой – символ Божественного присутствия. С обеих сторон
престола – по три коленопреклоненных ангела.
О том, что Огненный Ангел есть Христос, можно судить по словам апостола Павла,
который говорит: «... мы проповедуем Христа распятого... Христа, Божию силу и
Божию премудрость... во Иисусе Христе, Который сделался для нас премудростью от
Бога...» (1 Кор. 1. 23–24, 30).
Св. Иоанн Богослов в своем Откровении описывает Сына Человеческого
«...облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом... и очи Его, как
пламень огненный; ... и ноги Его... как раскаленные в печи» (Откр. 1. 13–15).
Эта деревянная икона в серебряной вызолоченной ризе – список с
Константинопольской иконы Софии императора Юстиниана и относится ко времени
построения Новгородского собора.
Образ этот прославился многочисленными чудотворениями. По преданию, пред ней в
1542 г. получила исцеление женщина, страдавшая болезнью глаз, как написано в
Новгородской летописи: «Премудрость Божия простила жену, очима была больна».
Образ св. Софии есть выражение силы и действия Премудрости Божией, потому и
представлена она в огненном виде.
Все многочисленные списки иконы «Софии – Премудрости Божией» имеют своим
первообразом преимущественно либо Киевскую, либо Новгородскую иконы.
Празднование киевской иконе происходит 8 сентября, а новгородской – 15 августа.
|
Чтимые иконы Успения Божией Матери:
Киево-Печерская
(1073), Бахчисарайская, Овиновская (1425), Псково-Печерская
(1472), Семигородная (XV) и Пюхтицкая
(XVI).
Моздокской (XIII), Ацкурской (I),
Цилканской (IV), Влахернской (Груз.),
Владимирской-Ростовской (XII), Гаенатской
(XIII), Чухломской (XIV),
Сурдегской (1530), Тупичевской (XVII)
икон Успения Божией Матери.
Прп. Макария Римлянина, игумена, и прп.
Харитона.
Новосщмч. пресв. Андрея (Волянского).
Св. Христоса из Янины (Греч.).
Св. Стефана, старца Вяткинского (1890).
Новомчч. иерея Павла Сжайко и пресвит. Иоанна
Грабовицких в Польше (1943).
<< 27 августа | 29 августа >>
|
|
|
16 апреля 2023 года - Светлое Христово Воскресение (Пасха) |
|
|
|
|