|
Православный календарь. |
Покров Пресвятой Богородицы.
Покров Пресвятой Богородицы. "Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых
невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со
пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога" - это чудное
явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во
Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий)
и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке.
В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых.
Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал "паче лучей солнечных".
Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: "Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?" Епифаний ответил: "Вижу, святый отче, и ужасаюсь". Преблагосложенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. "Царю Небесный,- глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, - приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан".
Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, "долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там". Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери.
В ХIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.
В русском Прологе ХII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: "Се убо, егда слышах - помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая".
В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: "С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя".
Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту.
В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в ХII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в ХII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зверинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: "Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрой нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем".
|
Апостола от 70-ти Анании (I).
Святой апостол Анания, епископ города Дамаска, был из числа семидесяти апостолов.
По повелению Божию, он крестил обратившегося гонителя христиан Савла, будущего великого апостола и проповедника Павла (Деян. 9, 10-19).
Святой Анания, несмотря на опасности, смело и открыто проповедовал христианство иудеям и язычникам.
Из Дамаска он отправился с Благовестием в Елевферополь, где исцелил много недужных.
Правитель города Лукиан пытался склонить святого апостола принести жертву идолам, но, видя его непреклонность и твердое исповедание Христа, повелел мучить святого. Страшные пытки не поколебали свидетеля Истины. Тогда мучители вывели его за город и побили камнями.
В молитве за своих убийц святой отошел ко Господу († в I веке).
Впоследствии его мощи перенесли в Константинополь.
|
Преподобного Романа Сладкопевца (ок 556).
Преподобный Роман Сладкопевец родился в V веке в сирийском городе Емесе. Переехав в Константинополь, он стал пономарем в храме Святой Софии.
Ночами преподобный уединялся на молитву в поле или в загородный Влахернский храм.
Святой Роман не имел дара чтения и пения.
Однажды, в навечерие Рождества Христова, он
читал кафизмы, но так плохо, что его сменил
другой чтец, а клирики осмеяли Романа.
Опечаленный юноша долго молился перед иконой
Пресвятой Богородицы. Ночью в сонном видении
Матерь Божия явилась святому и, подав свиток (по
гречески "Кондакион"), повелела съесть. Так
преподобный Роман получил дар книжного
разумения, сочинения и исполнения церковных
песнопений.
Это было в день Рождества Христова. За всенощной святой Роман дивным голосом пропел в храме свой первый кондак: "Дева днесь Пресущественнаго раждает".
От того свитка ("кондака") и все песнопения преподобного стали называться кондаками. Святой Роман первый написал и икосы песнопения, которые сложил он при ночных бдениях в своих покоях (по-гречески "икосах").
За усердное служение святой Роман был
рукоположен в сан диакона и стал учителем пения.
До самой кончины, последовавшей около 556 года,
преподобным диаконом Романом Сладкопевцем было
составлено до тысячи песнопений, многими из
которых христиане и доныне прославляют Господа.
Успенский Н. Д., проф. Kондаки святого Романа
певца.- "Богословские труды". сб. 4, 1968, с.
191-201.
|
Касперовской иконы Божией Матери
(1853-1855).
Касперовская
икона. Она представляет великую святыню наших южных
городов Херсона и Одессы, где она пребывает около шести
месяцев. День принесения ее в Одессу, т. е. 1 октября, и
отшествия ее - в четвертый день Пасхи - являются здесь
великим церковным торжеством.
Вид этой небольшой иконы (7 вершков вышины и 6 ширины),
писанной масляными красками на холсте, наклеенном на доску,
производит сильное впечатление. Владычица и Богомладенец
изображены только по верхнюю часть груди. Богоматерь со
скорбными очами на грустном лице прижимает к ланите Своей
Младенца Христа, придерживая голову Его обеими руками.
Прильнув к Пречистой, Младенец левой рукой схватился за
плат, покрывающий главу Приснодевы.
Икона эта была в конце XVI века принесена из Трансильвании
сербом, который поселился в Ольвиопольском уезде Херсонской
губернии, и, переходя от родителей к детям, в 1809 году
стала собственностью помещицы Касперовой, проживавшей в
Ольвиопольском уезде, в имении Ново-Ивановке. Икона была
ветхая, и живопись до того потемнела, что трудно было
разобрать черты.
В феврале 1840 года, переживая великие горести, Касперова
как-то ночью долго молилась перед иконой. Во время молитвы
она заметила, что лики Богоматери и Младенца просветлели и
икона стала как бы обновившеюся.
От нее впоследствии истекло много чудес и исцелений, по
исследовании которых икона была признана чудотворною; к ней
стало постоянно стекаться много паломниковь.
В 1852 году жители Херсона исходатайствовали разрешение
ежегодно в праздник Вознесения Господня приносить к ним
икону. В Севастопольскую войну в 1853-1855 гг., когда Одесса
была осаждена неприятельским флотом, икону с крестным ходом
принесли в город, и он остался невредимым. По общему
верованию Одесса спасена благодатью иконы. Было решено "в
поучение потомству сделать это событие незабвенным, и день 1
октября - праздником священнейшим". Икона признана Святейшим
Синодом чудотворной после расследования целого ряда чудес,
прославивших ее в 1840 году.
Главным местопребыванием иконы продолжает считаться село
Касперовка, но икона находится там недолго. Ежегодно к 1
октября она приносится из Касперовки в Одессу и остается там
до среды Пасхальной недели, помещаясь у южной стены передней
части кафедрального собора. Остальную часть Пасхальной
недели и ближайшие недели икона находится в Касперовке, а в
праздник Вознесения уносится в Херсон до 29 июня, когда
переходит по 1 августа в Николаев. Значит, в Касперовке
икона стоит лишь 3,25 месяца. По всем местам пребывания
иконы по пятницам перед нею читается акафист.
Прп. Саввы Вишерского, Новгородского (1461).
Сщмч. Алексия пресвитера (1918).
Сщмч. Михаила пресвитера (1920).
Сщмчч. Александра, Георгия, Николая пресвитеров,
мч. Иоанна (1937).
Новомц. священника Измаила Рождественского
Стрельнского (Ст. Петерсбург) (1938).
Прмч. Феодора (1940).
Мч. Домнина Солунского (IV).
Прмч. Михаила, игумена Зовийского, и с ним 36-ти
преподобномучеников (780-790).
Празднование в честь Хитона Господня и Столпа
Животворящего в Мцхете (Груз.).
Люблинской, Псково-Покровской, Касперовской,
Браиловской, Гербовецкой и Барской икон Божией
Матери.
Св. Ремигаса Ремского, апостола франков (533).
<< 13 октября |
15 октября >>
5 мая 2024
года - Светлое Христово
Воскресение (Пасха)
Двунадесятые переходящие праздники
Церковные многодневные посты
• 1 - 11 июля
2024 г.
среда и пятница всего года,
за исключением сплошных седмиц и Святок
Сплошные седмицы
Дни особого поминовения усопших
© 2008-2024 |
Tamby.info |
Обратная связь
• 28 апреля 2024 г.
Вход Господень в Иерусалим
• 13 июня 2024 г.
Вознесение Господне
• 23 июня 2024 г.
День Святой Троицы. Пятидесятница.
Великие праздники
•
14
января
Обрезание Господне
•
7
июля
Рождество Иоанна Предтечи
•
12
июля
Святых апостолов Петра и Павла
•
11
сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи
•
Покров Пресвятой Богородицы
• 18 марта - 4 мая 2024 г.
Великий пост
Петров (Апостольский) пост
• 14 - 27 августа 2024 г.
Успенский пост
• 28 ноября 2024 г. - 6 января 2025
г.
Рождественский пост
Церковные однодневные посты
• 18 января
Крещенский сочельник
• 11 сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи
• 27 сентября
Воздвижение Креста Господня
• 7-18 января -
Святки
• 26 февраля -2 марта 2024 г.-
Мытаря и фарисея
• 11-17 марта 2024 г. -
Сырная (Масленица)
• 6-11 мая 2024 г. -
Пасхальная (Светлая)
• 24-29 июня 2024 г. -
Троицкая
• 9 марта 2024 г. -
Вселенская родительская суббота
• 30 марта, 6 и 13 апреля
2024 г.-
Субботы 2, 3 и 4-й седмиц Великого поста
• 14 мая 2024 г. -
Радоница
• 9 мая -
Поминовение усопших воинов
• 22 июня 2024 г. -
Суббота Троицкая
• 2 ноября 2024 г. -
Суббота Димитриевская