TamBY.info
|
Церковный календарь. |
|
|
Православные праздники, дни памяти в августе: |
Отдание праздника Преображения Господня.
Перенесение мощей преподобного Максима Исповедника (662)
Преподобный Максим Исповедник родился в Константинополе
около 580 года и вырос в благочестивой христианской семье.
В юности он получил разностороннее образование: изучил
философию, грамматику, риторику, был начитан в древних
авторах и в совершенстве владел Богословской диалектикой.
Когда преподобный Максим поступил на государственную службу,
знания и добросовестность позволили ему стать первым
секретарем императора Ираклия (611-641). Но придворная жизнь
тяготила его, и он удалился в Хрисопольскую обитель (на
противоположном берегу Босфора - ныне Скутари), где принял
иноческий постриг. Своим смиренномудрием он вскоре приобрел
любовь братии и был избран игуменом монастыря, но и в этом
сане, по своей необыкновенной скромности, он, по собственным
его словам, "оставался простым монахом". В 633 году по
просьбе одного Богослова, будущего святителя Иерусалимского
Патриарха Софрония (память 11 марта), преподобный Максим
оставил обитель и уехал в Александрию.
Святой Софроний стал известен к тому времени как
непримиримый противник монофелитской ереси. После того, как
IV Вселенский Собор (451 г.) осудил монофизитов,
исповедовавших одну (Божественную) природу в Господе Иисусе
Христе, еретиками-монофелитами было введено понятие единой
Божественной воли и единого (Божественного) действования,
что приводило к признанию отвергнутого монофизитского
лжеучения. Монофелитство нашло многочисленных сторонников в
Армении, Сирии, Египте. Ересь, усиливаемая национальной
враждой, стала серьезной угрозой церковному единству
Востока. Борьба Православия с ересями особенно осложнилась
тем, что к 630 году три патриарших престола на Православном
Востоке оказались занятыми монофизитами: Константинопольский
- Сергием, Антиохийский - Афанасием, Александрийский -
Киром.
Путь преподобного Максима из Константинополя в Александрию
лежал через Крит, где и началась его проповедническая
деятельность. Там он столкнулся с епископатом,
придерживавшимся еретических взглядов Севера и Нестория. В
Александрии и ее окрестностях преподобный провел около 6
лет. В 638 году император Ираклий вместе с патриархом
Сергием, стремясь уменьшить вероисповедные разногласия,
издал указ, так называемый "Экфесис" ( "Изложение веры"),
который окончательно повелевал исповедовать учение об одной
воле при двух природах Спасителя. Защищая Православие,
преподобный Максим обращался к людям различных званий и
сословий, и беседы эти имели успех. "Не только клир и все
епископы, но и народ, и все мирские начальники ощущали в
себе какое-то неодолимое влечение к нему", - свидетельствует
его житие.
В конце 638 года умер патриарх Сергий, а в 641 году
император Ираклий. Императорский престол занял жестокий и
грубый Констанс II (642-668), откровенный сторонник
монофелитов. Усилились нападки еретиков на Православие.
Преподобный Максим ушел в Карфаген и проповедовал в нем и
окрестностях еще 5 лет. Когда туда прибыл преемник патриарха
Сергия патриарх Пирр, покинувший Константинополь из-за
придворных интриг, по убеждениям монофелит, между ним и
преподобным Максимом в июне 645 года произошел открытый
диспут, на котором Пирр всенародно признал свои заблуждения
и пожелал даже вручить папе Феодору письменное отречение от
них. Преподобный Максим вместе с Пирром отправились в Рим,
где папа Феодор принял покаяние бывшего патриарха и
восстановил его в сане.
В 647 году преподобный Максим вернулся в Африку. Там на
соборах епископов монофелитство осуждалось как ересь. В 648
г. вместо "Экфесиса" вышел новый указ, составленный, по
поручению Константина, константинопольским патриархом Павлом
- "Типос" ( "Образец веры"), который запрещал всякие
рассуждения равно как об одной воле, так и о двух волях при
признании двух природ Господа Иисуса Христа. Тогда
преподобный Максим обратился к сменившему папу Феодора
Римскому папе Мартину I (649-654) с просьбой вынести вопрос
о монофелитстве на соборное обсуждение всей Церкви. В
октябре 649 года был собран Латеранский Собор, на котором
присутствовало 150 западных епископов и 37 представителей
Православного Востока, среди которых находился и преподобный
Максим Исповедник. Собор осудил монофелитство, а его
защитники, Константинопольские патриархи Сергий, Павел и
Пирр, были преданы анафеме.
Когда Констанс II получил определение Собора, он приказал
схватить и папу Мартина, и преподобного Максима. Этот приказ
был выполнен через пять лет, в 654 году. Преподобного
Максима обвинили в измене отечеству и заключили в тюрьму. В
656 году он был сослан во Фракию, а затем снова привезен в
Константинопольскую тюрьму. Преподобного вместе с двумя его
учениками подвергли жесточайшим пыткам: каждому отрезали
язык и усекли правую руку. Затем их сослали в Колхиду. Но
тут Господь явил неизреченное чудо: все они обрели
способность говорить и писать. Преподобный Максим предсказал
свою кончину († 13 августа 662 года). В греческих прологах
13 августа указывается перенесение его мощей в
Константинополь; оно могло быть приурочено к кончине
преподобного. Возможно, что установление памяти на 21 января
связано с тем, что 13 августа празднуется отдание праздника
Преображения Господня. Над могилой преподобного Максима
ночами возжигались три чудесно явленных светильника и
совершалось множество исцелений. Преподобный Максим
Исповедник оставил Церкви большое Богословское наследие. Его
экзегетические труды содержат объяснения трудных мест из
Священного Писания, толкования молитвы Господней и 59-го
псалма, схолии к сочинениям священномученика Дионисия
Ареопагита († 96; память 3 октября) и святителя Григория
Богослова († 389, память 25 января). К экзегетике относится
также объяснение Богослужения, озаглавленное "Мистагогия"
("Введение о таинстве"). К догматическим трудам преподобного
относятся: изложение его диспута с Пирром, несколько
трактатов и письма к разным лицам. В них содержится
изложение Православного учения о Божественной сущности и
ипостаси, о Боговоплощении и об обожении человеческой
природы.
"Ничто в обожении не есть произведение природы, - писал
преподобный Максим в письме к своему другу Фалассию, - ибо
природа не может понять Бога. Единственно лишь милость Божья
обладает способностью давать обожение существам... Человек
(образ Божий) в обожении уподобляется Богу, он радуется
изобилию всего, что принадлежит ему по природе, потому что
благодать Духа торжествует в нем и потому что Бог действует
в нем" (письмо 22). Преподобному Максиму принадлежат и
антропологические труды. Он рассматривает природу души и ее
сознательно-личное существование после смерти человека.
Среди нравственных сочинений особенно важны "Главы о любви".
Преподобный Максим написал также три гимна в лучших
традициях церковной гимнографии, ведущих начало от святителя
Григория Богослова. Богословие преподобного Максима
Исповедника, основанное на духовном опытном знании великих
отцов-пустынников, использующее искусство диалектики,
выработанное дохристианской философией, было продолжено и
развито в трудах преподобного Симеона Нового Богослова (†
1021; память 12 марта) и святителя Григория Паламы († ок.
1360; память 14 ноября). На русский язык переведены:
"Вопросы и ответы Фалассию" (частично - "Богословский
вестник", 1916-1917 гг.), "Мистагогия" ("Введение о
таинстве" - "Писания святых отцов, относящиеся к
истолкованию Православного Богослужения". Вып. 1. СПб.,
1855); отрывки из "Глав о любви" и работы догматического и
нравственного содержания - в III томе "Добротолюбия";
историко-экзегетический трактат "О цели установления царской
власти" ("Радость христианина" 1895, ноябрь).
Икона Божией Матери: "Умягчение злых сердец" ("Семистрельная")
Семистрельная
икона Пресвятой Богородицы
(дни памяти: в Неделю
Всех святых и
26
августа).
На Семистрельной иконе Пресвятая Богородица
изображается пронзенной семью стрелами. Долгое
время она находилась на повороте лестницы
колокольни церкви в честь апостола Иоанна
Богослова (близ Вологды). Обращенную ликом вниз
икону принимали за обыкновенную доску, по
которой ходили, пока не было видения
расслабленному в городе Кадникове, что он
получит исцеление после молитвы пред этой
иконой. Перед обретенной иконой отслужили
молебен, после чего больной выздоровел. Особенно
прославилась икона в 1830 году во время
свирепствовавшей в Вологде холеры.
|
Минской (1500) иконы Божией Матери
Минская икона Пресвятой Богородицы была вывезена святым равноапостольным
князем Владимиром из Корсуни и поставлена в Киевской Десятинной церкви (память
освящения церкви в 996 году - 12 мая). В 1500 году, во время взятия Киева
ханом Менгли-Гиреем, один татарин, содрав с иконы ризу и украшения, бросил ее в
Днепр. Через некоторое время она оказалась плывущей по реке Свислочь. Приставшую
к берегу икону, окруженную необычайным светом, торжественно перенесли в церковь
в честь Рождества Пресвятой Богородицы, находившуюся в замке минских удельных
князей. Это было 13 августа 1500 года.
|
Иконы Божией Матери именуемой "Страстная" (1641)
Страстная икона Пресвятой Богородицы получила название от того, что около лика Матери Божией изображаются два Ангела с орудиями страстей Господних. О прославлении иконы известно следующее: одна благочестивая женщина, Екатерина, после вступления в брак стала подвергаться припадкам и беснованию: лишилась ума, убегала в лес и не раз покушалась на самоубийство. В минуты просветления она молилась Матери Божией и дала обет в случае исцеления поступить в монастырь. После выздоровления она вспомнила об обете лишь спустя долгое время, почувствовала страх и от душевного волнения слегла в постель. Трижды являлась ей Пресвятая Богородица, повелевая больной идти в Нижний Новгород и купить у иконописца Григория Ее икону для молитвы. Исполнив это, Екатерина получила исцеление, и с тех пор от той иконы начали совершаться чудеса. Празднество ради иконы совершается 13 августа по случаю перенесения ее в 1641 году из села Палицы в Москву; на месте встречи ее у Тверской заставы была выстроена церковь, а затем в 1654 году. Страстной монастырь. Вторично празднество ради иконы совершается в 6-е воскресение по Пасхе, в Неделю о слепом, в память чудес, бывших в этот день. Прославились также Страстные иконы Божией Матери московской церкви в честь зачатия святой Анны, в селе Енкаеве Тамбовской епархии.
|
Обретение мощей блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского (ок. 1547)
Блаженный Максим, Христа ради юродивый, жил в Москве. О его родителях, времени и месте рождения ничего не известно. Святой Максим избрал один из самых трудных и тернистых путей ко спасению добровольно, Христа ради, приняв на себя личину юродивого. Летом и зимой Максим ходил почти совсем нагим, перенося с молитвой и зной, и холод. Он говорил: "Хоть люта зима, но сладок рай". Русь очень любила своих юродивых, ценила их глубочайшее смирение, внимала их мудрости, высказанной доходчиво и афористично народным языком пословиц. И слушали юродивых все: от великих князей до последнего бедняка. Блаженный Максим жил в тяжелые для русского народа времена. Татарские набеги, засухи, эпидемии разоряли и губили людей. Святой говорил обездоленным: "Не все по шерсти, ино и напротив... За дело побьют, повинись, да пониже поклонись; не плачь битый, плачь небитый; оттерпимся, и мы люди будем; исподволь и сырые дрова загораются; за терпение даст Бог спасение". Но не только слова утешения говорил святой. Его гневных обличений страшились сильные мира сего. Блаженный Максим говорил знатным да богатым: "Божница домашня, а совесть продажна; всяк крестится, да не всяк молится; Бог всякую неправду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь".
Скончался блаженный Максим 11 ноября 1434 года и был
погребен у церкви святых князей Бориса и Глеба. У мощей
святого угодника Божия стали происходить чудесные исцеления.
В 1547 году в окружной грамоте митрополита Макария
предписывалось: "Пети и праздновали на Москве новому
чудотворцу Максиму. Христа ради юродивому". В том же году 13
августа были обретены нетленными мощи блаженного Максима.
Церковь Бориса и Глеба, в ограде которой был похоронен
святой, сгорела в 1568 году. На ее месте построена была
новая церковь, которую осветили во имя святого Максима,
Христа ради юродивого. В этом храме были положены честные
мощи святого Максима.
|
Свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского
чудотворца (1783).
Сщмчч. Иоанна, Иоасафа и Константина пресвитеров
(1918).
Новосщмч. Вениамина, митр. Петроградского и иже
с ним: архим. Сергия и мирян, Юрия и Иоанна
(1921).
Сщмчч. Серафима, еп. Дмитровского, Николая,
Иакова пресвитеров и Алексия диакона (1937).
Мч. Василия (1942).
Новосщмч. Василия (Преображенского), еп.
Кинешемского.
Мчч. Ипполита, Иринея, Авундия и мц. Конкордии в
Риме (258).
Прп. Серида, игумена Газского.
Императрицы Ирины (в мон. Ксении).
Св. Евдокии, императрицы, супруги Феодосия
Юнейшего.
Прп. Радегунды из Пуатье (Галл.).
Прп. Дорофея Газского (Греч.).
Св. Вегберта, настоятеля Черсфелдского,
английского миссионера в Германии (738).
<< 25 августа | 27 августа >>
|
|
|
16 апреля 2023 года - Светлое Христово Воскресение (Пасха) |
|
|
|
|