Переложение мощей
святителя Иоанна, епископа Суздальского и
Феодора, епископа Ростовского (1879)
Святитель Иоанн, епископ Суздальский, по всей
вероятности, родился в пределах
Суздальско-Нижегородского княжества в начале XIV
века. Он принял монашеский постриг в молодые
годы. В 1350 году суздальский князь Константин
Васильевич перенес столицу княжества из Суздаля
в Нижний Новгород. Тогда же он пожелал поставить
в своем княжестве отдельного от Ростова и
Владимира епископа. По его просьбе был возведен
в сан епископа Нижегородского и Суздальского
боголюбивый инок Иоанн.
Отличаясь особой любовью к бедным и больным
святитель Иоанн ходатайствовал перед князем об
уменьшении налогов крестьянам, устраивал
больницы для больных, богадельни для
престарелых, одиноких и убогих. Когда князь
Константин покорил часть мордовских земель,
святитель Иоанн усердно проповедовал слово Божие
среди мордвы.
По благословению святителя Иоанна в Суздальской
земле строились храмы, основывались иноческие
обители. В самом Суздале был основан монастырь
преподобным Евфимием Суздальским (1404; память 1
апреля), которого святитель Иоанн поставил
архимандритом новосозданной обители в 1352 году.
В Нижнем Новгороде святитель благословил князя
Константина построить Покровский женский
монастырь, в котором в 1364 году поставил
настоятельницей племянницу преподобного Евфимия
Суздальского.
После 1365 года, при святителе Московском
Алексии (1378; память 12 февраля), Суздаль вошел
в состав Московской митрополии. С того времени
святитель Иоанн, оставив управление епархией,
поселился в Боголюбской обители и стал вести
уединенную жизнь, подвизаясь в посте и молитве.
Рукописное житие сообщает, что он жил
безмолвником. 15 октября он мирно скончался и
был погребен под спудом в кафедральном соборе
Суздаля в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
В том же соборе еще в 1023 году был погребен
епископ Ростовский Феодор, о жизни которого
известно очень мало. Родом грек, он прибыл в
Киев из Херсона вместе с Киевским князем
Владимиром после крещения. В 990 году был
посвящен во епископа Ростовского и стал первым
архипастырем Ростовской земли.
Однако управлять паствой и просвещать светом
Христовой истины ростовчан епископу Феодору
довелось недолго, так как через некоторое время
он был изгнан из Ростова язычниками. Святитель
Феодор удалился в Суздаль, где устроил храм в
честь Рождества Пресвятой Богородицы. Подробных
сведений о святителе Феодоре не сохранилось.
Известно только, что он неоднократно посещал
Ростов, скончался не ранее 1023 года и был
погребен в соборе Рождества Пресвятой Богородицы
в Суздале. По преданию, открытие и прославление
святых мощей святителя произошло еще до
нашествия на Русь полчищ хана Батыя.
Нетленные мощи святителей Феодора и Иоанна
почивали открыто в устроенных гробницах. В XVIII
веке согласно Духовному Регламенту,
составленному в 1720 году по приказу Петра I
епископом Псковским Феофаном Прокоповичем
(впоследствии архиепископом), стали изучаться
сведения о мощах малоизвестных святых. При этом
под влиянием протестантизма некоторые пытались
упразднить и ослабить почитание святых и их
благодатных останков. Святители Феодор и Иоанн
почитались тогда только в Суздале и
окрестностях. Сведений об открытии их мощей к
тому времени не сохранилось. Поэтому в 1739
году, в период засилья немцев-протестантов при
временщике Бироне, некоторые пытались посеять
сомнение относительно мощей святителей. Но народ
отстоял церковные святыни, и потому празднование
памяти святителей Феодора и Иоанна совершалось в
суздальских храмах по-прежнему торжественно.
Преемник епископа Симона (1739—1747) епископ
Порфирий (1748—1755), узнав о возникших
сомнениях, потребовал от священнослужителей
собора сообщить имевшиеся сведения о святителях
Феодоре и Иоанне.
Все собранные сведения епископ Порфирий послал
на рассмотрение в Святейший Правительствующий
Синод. К тому времени обстановка в стране
изменилась.
Рассмотрев дело, Синод прислал в Суздаль указ от
17 апреля 1755 года, в котором говорилось:
«Понеже оные святые Феодор и Иоанн были архиереи
православные, в Суждальской стране пастырие
благочестивии, и по скончании своея жизни
пребыли и ныне пребывают нетленными... то не
имея никакого о них сумнительства, вновь ныне
свидетельствовать несть потребы и оставить в
таковом же как ныне были состоянии и почитании».
Получив указ 27 августа того же года, епископ
Порфирий, в свою очередь, оповестил о нем свою
паству и распорядился: «Оных святителей Феодора
и Иоанна епископов, во всех священнослужениях,
где принадлежит, воспоминать неотменно, и память
оных святителей празднество по церковному
чиноположению повсегодно исправлять — святителю
Феодору июня в 8 день, святителю Иоанну —
октября в 15 день, как издревле в оные дни оным
празднества исправлялись...». 20 августа 1879
года честные мощи святителей Феодора и Иоанна,
по указу Святейшего Синода, были переложены в
новые серебряные раки, устроенные усердием
суздальцев. В честь этого события было
установлено празднование. |