Апостол Фаддей от 70-ти, по происхождению еврей, родился
в сирийском городе Едессе. (Святого апостола от 70-ти
Фаддея следует отличать от апостола из числа 12-ти Иуды,
прозванного Фаддеем или Леввеем. - Память 19 июня). Придя в
Иерусалим на праздник, он услышал проповедь святого Иоанна
Предтечи и, приняв от него Крещение в Иордане, остался в
Палестине. Увидев Спасителя, он сделался Его учеником, и был
избран Господом в число тех 70-ти учеников, которых Он
послал по два на проповедь в города и местности, которые Сам
намеревался посетить (Лк. 10, 1). После Вознесения Спасителя
на Небо, апостол Фаддей благовествовал в Сирии и
Месопотамии. Он пришел с проповедью Евангелия в Едессу и
обратил ко Христу князя Авгаря, народ и жрецов. Проповедь
свою он утверждал многими чудесами (о которых Авгарь писал
ассирийскому царю Нарсесу); поставил священников и устроил
Едесскую Церковь. Князь Авгарь хотел наградить апостола
Фаддея богатыми дарами, но тот отказался и пошел с
проповедью в другие города, обращая многих язычников в
христианскую веру. Дойдя с проповедью до финикийского города
Вирита (Бейрута), он основал там Церковь и в том же городе
мирно скончался в 44-м году. (Это место кончины указывается
в славянской минеи; по другим источникам он скончался в
Едессе; по древнему армянскому преданию, апостол Фаддей
после различных мучений был усечен мечом 21 декабря в
Артазской области в 50 году).
Мученицы Вассы и чад
ее, мучеников Феогния, Агапия и Писта (305-311).
Мученица Васса с сыновьями Феогнием, Агапием
и Пистом жила в г. Едессе Македонской и была
замужем за языческим жрецом. С детства она
была воспитана в христианской вере, которую и
передала сыновьям. Во время императора
Максимиана Галерия (305-311) муж донес правителю
на свою жену и детей. Все они, несмотря на
угрозы, отказались принести жертву идолам. Тогда
на глазах у матери стали истязать детей.
Старшего, Феогния, подвесили и строгали
железными когтями. Отроку Агапию содрали с
головы до груди всю кожу, но мученик не проронил
ни звука. Наконец, начали мучить и младшего сына
Писта. Мать не переставала воодушевлять их к
терпению страданий за Христа. Тогда отрокам
отрубили головы. (По одному сказанию, три брата
мученика пострадали в Едессе в Македонии, по
другому - в Лариссе в Фессалии в их отечестве).
Святую Вассу заключили в тюрьму и морили
голодом, но Ангел подкреплял ее небесной пищей.
При последующих мучениях она осталась невредимой
от огня, воды и зверей. Когда ее привели в
языческое капище, она разбила статую Зевса.
Тогда мученицу бросили в морскую пучину. Но
неожиданно для всех подплыл корабль, и святую
подняли на него 3 светоносных мужа (преподобный Никодим Святогорец полагал, что это были ее
дети, ранее замученные). Спустя 8 дней святая
Васса сама сошла с корабля к правителю острова
Алон, недалеко от Кизика, в Препонтиде или
Мраморном море. После биения палками ей отсекли
голову.
Известно, что около 450 года в Халкидоне уже
существовала церковь во имя святой мученицы
Вассы.
Преподобный Авраамий Смоленский, проповедник
покаяния и грядущего Страшного Суда, родился в
середине ХII в. в
Смоленске
от богатых родителей, которые до него имели 12
дочерей и молили Бога о сыне. С детства он рос в
страхе Божием, часто посещал церковь и имел
возможность учиться по книгам. Родители
надеялись, что их единственный сын вступит в
брак и продолжит знатный род, но он искал другой
жизни. По смерти родителей, раздав все имущество
монастырям, церквам и бедным, преподобный ходил
по городу в рубище, моля Бога указать путь
спасения. Он принял постриг в монастыре
Пресвятой Богородицы, который стоял в пяти
верстах от Смоленска, на месте Селище.
Проходя в
нем различные послушания, преподобный усердно
занимался списыванием и собиранием книг, черпая
из них духовное богатство. Смоленский князь
Роман Ростиславич († 1170) завел в городе
училище, в котором учились не только по
славянским, но и по греческим и латинским
книгам. У самого князя было большое собрание
книг, которым пользовался преподобный Авраамий.
Более 30 лет подвизался он в обители, когда
игумен убедил его принять в 1198 г. сан
пресвитера. Каждый день он совершал Божественную
литургию и исполнял послушание духовника не
только для братии, но и для мирян. Вскоре
преподобный стал широко известен. Это возбудило
зависть братии, а затем и игумена, и через 5 лет
преподобный вынужден был перейти в
Крестовоздвиженский монастырь в самом Смоленске.
На пожертвования богомольцев он украшал соборный
храм бедного монастыря иконами, завесами и
свечами. Сам он написал две иконы на темы,
которые более всего занимали его: на одной
изобразил Страшный Суд, а на другой - истязания
на мытарствах. Сухой и бледный от крайних
трудов, подвижник был похож в священных одеждах
на святителя Василия Великого. Святой был строг
и к себе, и к духовным детям. Он неустанно
проповедовал в церкви и приходящим в его келлию,
беседуя равно с богатыми и бедными. Городская
знать и духовенство требовали у епископа Игнатия
предать преподобного суду, обвиняя его в
прельщении женщин и переманивании духовных
детей. Но страшнее были обвинения его в
еретичестве и чтении запрещенных книг. За это
предлагали утопить или сжечь подвижника. На суде
князя и епископа преподобный отвел все лживые
обвинения, но, несмотря на это, ему запретили
священнодействовать и перевели в прежний
монастырь в честь Пресвятой Богородицы. Страшная
засуха была Божиим наказанием за неправедный
суд, и лишь когда святитель Игнатий попросил
прощения у преподобного Авраамия и разрешил ему
служить и проповедовать, дождь напоил Смоленскую
землю. Святитель Игнатий построил новый
монастырь в честь Положения ризы Пресвятой
Богородицы и поручил в нем настоятельство
преподобному Авраамию, а сам, оставив по
старости епархию, поселился в нем. Много было
желавших поступить под руководство преподобного
Авраамия, но он принимал их весьма разборчиво и
после больших испытаний, так что в его монастыре
у него было только 17 братий.
Преподобный
Авраамий после смерти святителя Игнатия, бывшего
его духовным другом, более прежнего внушал
братии помнить о смерти и молиться день и ночь о
том, чтобы не быть осужденными на Суде Божием.
Скончался преподобный Авраамий до 1224 г., пожив
в иночестве 50 лет. Уже в конце ХIII в. ему была
составлена служба, совместная с учеником
преподобным Ефремом. Страшное монголо-татарское
нашествие, бывшее наказанием Божиим за грехи, не
только не заглушило памяти преподобного Авраамия
Смоленского, но напомнило людям его призыв к
покаянию и памятованию Страшного Суда.
Св. Марфы, схимомонахини Дивеевской (1829).
Сщмч. Александра пресвитера (1918).
Сщмч. Павла пресвитера (1937).
Прмч. Игнатия (1942).
Прп. Аврамия трудолюбивого, Печерского, в
Ближних пещерах (XII-XIII).
Прп. Феоклиты из Малой Азии.
Прп. Корнилия, игумена Палеостровского, и
ученика его, прп. Авраамия.
Прп. Ефрема Смоленского.
Новомч. Симеона Самоковского (1737).
Перенесение мощей (1953) св. Нектария (Кефалуса),
митрополита Петаполиса (1920).
Св. Хардулфа Бридонского.