TamBY.info
|
Церковный календарь. |
|
|
Православные праздники, дни памяти в августе: |
Смоленской иконы Божией Матери, именуемой Одигитрия (Путеводительница) (принесена из Царьграда в 1046 г. )
Смоленская икона Божией Матери, именуемая "Одигитрия", что значит "Путеводительница", по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.
Греческий император Константин IХ Мономах
(1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну
за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава
Мудрого, благословил ее в путь этой иконой.
После смерти князя Всеволода икона перешла к его
сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в
начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в
честь Успения Пресвятой Богородицы. С того
времени икона получила название Одигитрия
Смоленская.
В 1238 году по гласу от иконы
самоотверженный православный воин Меркурий ночью
проник в стан Батыя и перебил множество врагов,
в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в
битве мученическую кончину, он был причислен
Церковью к лику святых (память 24 ноября).
В ХIV веке Смоленск находился во владении
Литовских князей. Дочь князя Витовта София была
выдана замуж за великого князя Московского
Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году
она привезла с собой в Москву Смоленскую икону
Божией Матери. Святой образ установили в
Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону
от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей
Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона
была торжественно с крестным ходом возвращена в
Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна
была поставлена в Благовещенском соборе, а
другая - "мера в меру" - в 1524 году в
Новодевичьем монастыре, основанном в память
возвращения Смоленска России. Монастырь был
устроен на Девичьем поле, где "со многими
слезами" москвичи отпускали святую икону в
Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы
был написан точный список (в 1666 году вместе с
древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне
Смоленской крепостной стены, над Днепровскими
воротами, под специально устроенным шатром.
Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная
церковь, а в 1802 - каменная.
Новый список воспринял благодатную силу древнего
образа, и, когда русские войска 5 августа 1812
года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для
охранения от неприятеля. Накануне Бородинской
битвы этот образ носили по лагерю, чтобы
укрепить и ободрить воинов к великому подвигу.
Древний образ Смоленской Одигитрии,
взятый временно в Успенский собор, в день
Бородинской битвы вместе с Иверской и
Владимирской иконами Божией Матери обносили
вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских
стен, а затем отправили к больным и раненым в
Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы
икона была взята в Ярославль.
Так благоговейно хранили наши предки эти
иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои
образы охраняла нашу Родину. После победы
над неприятелем икона Одигитрии вместе с
прославленным списком была возвращена в
Смоленск.
Празднование в честь этого чудотворного образа
10 августа (28 июля по ст.ст.)
было установлено в 1525 году в память
возвращения Смоленска России.
Существует много чтимых списков со Смоленской
Одигитрии, которым положено празднование в
этот же день. Есть и день празднования
Смоленской иконе, прославившейся в ХIХ веке,
- 5 ноября по ст.ст., когда этот образ по
распоряжению главнокомандующего русской армией
М. И. Кутузова был возвращен в Смоленск. В
память изгнания врагов из Отечества в Смоленске
было установлено праздновать этот день ежегодно.
Святая икона Божией Матери Одигитрии -
одна из главных святынь Русской Церкви.
Верующие получали и получают от нее обильную
благодатную помощь. Матерь Божия через Свой
святой образ заступает и подкрепляет нас,
путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней:
"Ты верным людям - Всеблагая Одигитрия, Ты -
Смоленская Похвала и всея земли Российския -
утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом
спасение!"
|
Апостолов от 70-ти Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов (I)
Святые апостолы от 70: Прохор, Никанор, Тимон и Пармен были первыми диаконами Церкви Христовой.
В книге Деяний Апостолов (6, 1-6) рассказывается, что в Иерусалиме двенадцать
апостолов избрали семь мужей: Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона,
Пармена и Николая, исполненных Святого Духа и премудрости, и поставили их на
диаконское служение.
Святая Церковь совершает их общую память 28 июля, хотя они скончались в разное
время и в разных местах.
Святой Прохор вначале сопровождал первоверховного апостола Петра и от него
поставлен епископом в город Никомидию. После Успения Божией Матери Прохор был
спутником и сотрудником святого апостола Иоанна Богослова и вместе с ним сослан
на остров Патмос. Там он записал Откровение Божие, бывшее святому апостолу
Иоанну, о конечных судьбах мира (Апокалипсис). По возвращении в Никомидию святой
Прохор обращал язычников ко Христу в городе Антиохии и там принял мученическую
кончину.
Святой Никанор пострадал в тот день, когда был побит камнями святой первомученик
архидиакон Стефан и множество других христиан.
Святой Тимон был поставлен Апостолами во епископа города Бастории в Аравии и
пострадал от иудеев и язычников за проповедь Евангелия. Он был брошен в печь, но
силой Божией вышел из нее невредимым. Предание Римской Церкви говорит, что
святой Тимон скончался распятым на кресте.
Святой Пармен усердно проповедовал Христа в Македонии. Умер он от посетившей его
болезни. Существует также мнение, что святой Пармен пострадал при Траяне
(98-117), в последний год его царствования, приняв мученическую кончину.
|
Святителя Питирима, епископа Тамбовского (1698)
Святитель Питирим, епископ Тамбовский, в миру Прокопий, родился 27 февраля 1645 (или 1644) года в городе Вязьме. С юных лет Господь готовил Прокопия к высокому духовному служению, которое ему предстояло выполнить. Еще в детстве его обучили грамоте. Любимым занятием Прокопия было чтение святоотеческой литературы и житий святых. Это способствовало формированию духовного облика будущего Святителя. Мальчик удивлял окружающих трудолюбием, обширными знаниями и зрелостью суждений. Он был наделен художественным талантом, успешно занимался писанием икон и был глубоким знатоком церковного пения.
Высокая духовная настроенность рано вывела Прокопия на путь иноческих подвигов. Решив всецело посвятить себя Богу, он поступил в Вяземскую Предтеченскую обитель, известную строгостью своего устава. На 21 году жизни он был пострижен в монашество с именем Питирим.
Своей подвижнической жизнью молодой инок заслужил уважение монастырской братии и
был избран во игумена. В 1684 году его возвели в сан архимандрита. 15 февраля
1685 года Патриарх Иоаким (1674-1690) вызвал его в Москву и рукоположил во
епископа Тамбовского.
Созданная в 1682 году Тамбовская епархия страдала от крайней нищеты и грубой
непросвещенности ее обитателей. Едва ли не большую часть населения составляли
язычники: мордва, черемисы, мещера. На территории епархии проживало также много
татар, ожесточенных противников христианства. Среди христиан, населявших
епархию, насчитывалось много раскольников и беглых или ссыльных преступников.
Святитель горячо взялся за разрешение встававших перед ним задач. На месте
ветхого деревянного храма в Тамбове он начал строить двухэтажный каменный
кафедральный собор в честь Преображения Господня с приделом во имя святителя
Николая. Святитель Питирим не только внимательно следил за постройкой храма, но
даже сам участвовал в строительных работах. Большое внимание Святитель уделял
духовному просвещению. Он устроил для священнослужителей специальную школу, где
под его руководством воспитывались достойные пастыри Церкви. При архиерейском
доме трудами Святителя собиралась библиотека духовной литературы (в описи
Московского Успенского собора значатся "две книги Дионисия Ареопагита, оболочены
кожами, одна в красной, а другая в черной, по обрезу золочены", принадлежавшие
святителю Питириму). Святитель неустанно поучал свою паству, проповедуя Слово
Божие. Он часто совершал поездки по епархии, чтобы иметь возможность на месте
вникать в нужды общин.
Святой архипастырь постоянно заботился о примирении с Православной Церковью
отпавших от нее раскольников, о присоединении к ней иноверцев. Глубокое
благочестие, деятельное сострадание к ближним и мудрое терпение Святителя в
беседах с раскольниками и иноверцами располагали их к полному доверию его
словам. Личным примером святой жизни и силой благодатного слова Святитель многих
привел к истинной вере. Родная сестра Святителя Екатерина стала первой
настоятельницей основанного им в 1690 году Вознесенского женского монастыря.
Будучи дерзновенным молитвенником и ходатаем пред Богом, святитель Питирим
никогда не забывал о христианском смирении. Не полагаясь на собственные
человеческие силы, архипастырь осенил вверенный ему Богом город Тамбов иконами
Спасителя и Казанской Божией Матери, поместив их на двух главных воротах.
Святитель Питирим много молился и учил молитве своих пасомых. Он ежедневно
присутствовал на Богослужении и часто сам совершал священнодействия. В тех же
случаях, когда Святитель не служил, он пел на клиросе, научая клириков
правильному церковному пению и чтению. В своей келлии Святитель особенно часто
молился перед иконами Девпетерувской Божией Матери и святителя Николая.
Святитель Питирим тонко ощущал красоту родной природы, которая возбуждала в нем
чувство молитвенной благодарности к Творцу видимого мира. Любимым местом его
прогулок и благочестивых размышлений был построенный в глухом лесу Трегуляев
монастырь Иоанна Предтечи, основанный им вместе с духовным другом, святителем
Митрофаном Воронежским (память 23 ноября и 7 августа). Святитель поставил
большой деревянный крест с изображением Спасителя.
Подобно великим подвижникам, святитель Питирим много времени уделял физическому
труду, об этом свидетельствуют колодцы, выкопанные руками Святителя на месте
своих молитвенных подвигов.
Преставился святитель Питирим в 1698 году в возрасте 53 лет.
Тело Святителя было погребено в нижнем этаже Тамбовского Спасо-Преображенского
собора, у южной стороны правого придела во имя святителя Николая. После
блаженной кончины святителя Питирима его духовная связь с паствой не прервалась.
Место его упокоения стало вскоре благоговейно почитаться. С каждым годом все
более возрастало число богомольцев, собиравшихся в день кончины Святителя, 28
июля, на богослужение в Тамбовский собор. Каждое новое знамение милости Божией,
являемое по молитвам к святителю Питириму, внушало народу уверенность в том, что
почитаемый ими епископ - воистину избранник Божий. С 1819 года при соборе стала
вестись запись засвидетельствованных у гроба благодатных проявлений; почитание
святителя Питирима вышло далеко за пределы Тамбовской епархии. В 1914 году 28
июля святитель Питирим, епископ Тамбовский, был причислен к лику святых.
|
Чтимые списки со Смоленской иконы Божией Матери: Устюжская (1290), Выдропусская (XV), Воронинская (1524), Христофоровская (XVI), Супрасльская (XVI), Югская (1615), Игрицкая (1624), Шуйская (1654-1655), Седмиезерная (XVII), Сергиевская (в Троице-Сергиевой Лавре) (1730).
Собор Тамбовских святых.
Сщмч. Николая диакона (1918).
Прмч. Василия, прмцц. Анастасии и Елены, мчч.
Арефы, Иоанна, Иоанна, Иоанна и мц. Мавры
(1937).
Новосщмчч. Игнатия и Иаблечна Польских
(1942).
Прп. Моисея, чудотворца Печерского, в Дальних
пещерах (XIII-XIV).
Мчч. Иулиана Далматского (II), Евстафия
воина (ок. 316) и Акакия (ок. 321).
Гребневской (1380), Костромской
(1672) и Умиление Серафимо-Дивеевской
(1885) икон Божией Матери.
Тамбовской иконы Божией Матери (1692).
Прп. Ирины, Каппадокийской.
Прп. Павла Ксиропотамита, Афонского.
Прпп. Урса и Леобата, братьев-игуменов
(Галл.).
Свт. Сампсона, еп. Дольского (ок. 565)
(Кельт. и Брит.).
Новомч. Христодула из Кассандры (Греч.).
Новомч. Анастасия Анкирийского (1777)
(Греч.).
Св. Георгия, строителя Иверонского монастыря на
Афоне (1033) (Груз).
<< 9 августа | 11 августа >>
|
|
|
16 апреля 2023 года - Светлое Христово Воскресение (Пасха) |
|
|
|
|