|
Православный календарь. |
|
|
Православные праздники, памятные дни, посты в июле 2024 года: |
|
|
12
июля
(29 июня по старому стилю):
Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (ок. 67).
СЛОВО
БЛАЖЕННОГО АВГУСТИНА, ЕПИСКОПА ИППОНИЙСКОГО
В настоящий день Церковь Святая благочестно воспоминает
страдания святых славных и всехвальных апостолов Петра и
Павла.
Святой Петр, ревностнейший последователь Иисуса Христа, за
свое высокое исповедание Его Божества: "Ты еси Христос, Сын
Бога Живаго", - удостоился от Спасителя услышать в ответ.
"Блажен еси, Симоне... Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр (Petrus),
и на сем камени (petra) созижду Церковь мою" (Мф. 16,
16-18). На "сем камени" (petra), на том, что ты сказал: "Ты
еси Христос, Сын Бога Живаго", на этом исповедании твоем
созижду Церковь Мою. Ибо "ты еси Петр": от "камня" (petra)
Петр (Petrus), а не от Петра (Petrus) "камень" (petra),
точно так же, как от Христа христианин, а не от христианина
Христос. Хотите знать, от какого "камня" (petra) апостол
Петр (Petrus) так назван?- Послушайте апостола Павла: "Не
хощу же вас не ведети, братие, - говорит апостол Христов, -
яко отцы наши вси под облаком быша, и вси сквозе море
проидоша: и вси в Моисеа крестишася во облаце и в мори. И
вси тожде брашно духовное ядоша, и вси тожде пиво духовное
пиша: пияху бо от духовнаго последующаго камене: камень же
бе Христос" (1 Кор. 10, 1-4). Вот от какого "Камени" Петр!
Господь наш Иисус Христос, в последние дни земной жизни
Своей, в дни Своего служения роду человеческому, избрал из
среды учеников Своих двенадцать Апостолов для проповеди
Слова Божия. Между ними апостол Петр за свою пламенную
ревность удостоился занимать первое место (Мф. 10, 2) и быть
как бы представительным лицом всей Церкви. Поэтому и сказано
ему, по преимуществу, после исповедания: "и дам ти ключи
Царствия Небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет
связано на Небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет
разрешено на Небесех" (16, 19). Ибо эти "ключи" и право
"вязать и решить" получил не один человек, но Единая
Вселенская Церковь. А что действительно Церковь получила это
право, а не одно исключительно лицо, то обратите внимание на
другое место Писания, где Господь то же самое говорит и во
всем Апостолам Своим: "Приимите Дух Свят", - и вслед за тем:
"Имже отпустите' грехи, отпустятся им: и Имже держите',
держатся" (Ин. 20, 22-23); или: "елика аще свяжете на земли,
будут связана на Небеси: и елика аще разрешите' на земли,
будут разреше'на на Небесех" (Мф. 18, 18). Так, Церковь
связывает, Церковь разрешает; Церковь, основанная на
краеугольном Камне - Самом Иисусе Христе (Еф. 2, 20),
связывает и разрешает. Да убоятся же и связанные, и
разрешенные: разрешенные, чтобы не подпасть опять тому же;
связанные, чтобы не остаться навсегда в том же состоянии.
Ибо "плени'цами своих грехов, - говорит Премудрый, - кийждо
затязается" (Притч. 5, 22); а кроме Святой Церкви нигде
нельзя получить разрешения.
И по Воскресении Своем Господь препоручает апостолу Петру
пасти стадо Свое духовное не потому, что между учениками
одному только Петру предоставлено было пасти стадо Христово,
но обращается Христос главным образом к Петру потому, что
Петр был первым между Апостолами и как бы представителем
Церкви; притом, обращаясь в этом случае к одному Петру, как
к верховному апостолу, Христос тем самым одобряет единство
Церкви. "Симоне Ионин, - говорил Господь Петру, - любиши ли
Мя?" И Апостол отвечал: "Ей, Господи: ты веси, яко люблю Тя";
и во второй раз был так же спрошен, и во второй раз то же
отвечал; будучи же спрошен в третий раз, видя, что ему как
бы не верят, опечалился. Но как мог не верить ему Тот, Кто
знал его сердце? И потому, после этого Петр отвечал:
"Господи, Ты вся веси; Ты веси, яко люблю Тя". "И глагола
ему Иисус" во все три раза: "Паси овцы Моя" (Ин. 20, 15-17).
Кроме этого, троекратное воззвание Спасителя к Петру и
троекратное исповедание Петрово пред своим Господом имело
еще особенную, благодетельную для Апостола, цель. Тот, кому
даны были "ключи Царствия" и право "вязать и решить", сам
троекратно связал себя страхом и малодушием (Мф. 26, 69-75),
и Господь троекратно же разрешает его Своим воззванием и его
же исповеданием крепкой любви. А пасти словесное стадо
Христово усвоено всем Апостолам и преемникам их. "Внимайте
себе и всему стаду, - взывает апостол Павел к пресвитерам
церковным, - в нем же вас Дух Святый постави епископы, пасти
Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию Своею" (Деян. 20,
28); и апостол Петр к старцам: "Пасите еже в вас стадо
Божие, посещающе не ну'ждею, но волею, и по Бозе: ниже
неправедными прибытки, но усердно: не яко обладающе притчу,
но образи бывайте стаду. И явльшуся Пастыреначальнику,
прии'мете неувядаемый славы венец" (1 Пет. 5, 2-4).
Замечательно, что Христос, говоря Петру: "паси овцы Моя", -
не сказал: паси овцы своя", - но паси, благий рабе, овцы
Господни. "Еда бо разделися Христос, еда Павел распятся по
вас, или во имя петрово или павлово крестистеся" (1 Кор. 1,
13)? "Паси овцы Моя". Ибо "волцы хищницы, во'лцы тяжцы,
лживии учители и наемники, не щадящии стада" (Мф. 7, 15,
Деян. 20, 29; 2 Пет. 2, 1; Ин. 10, 12), расхищая чужое стадо
и делая из добычи как бы собственное стяжание, думают, что
они пасут свое стадо. Не таковы пастыри добрые, пастыри
Господни. "Пастырь добрый душу свою полагает за овцы" (Ин.
10, 11), врученные ему Самим Пастыреначальником (1 Пет. 5,
4). И апостол Петр, верный своему призванию, положил душу
свою за словесное стадо Христово, запечатлев апостольство
свое мученической смертью, ныне по всему миру прославляемой.
И апостол Павел, будучи прежде Савлом, сделался из хищного
волка кротким агнцем; прежде был врагом Церкви, потом
является Апостолом; прежде преследователем ее, потом
проповедником. Получив от первосвященников власть
представлять всех вообще христиан во узах на казнь, он был
уже на пути, "дышал прещением и убийством на учеников
Господних" (Деян. 9, 1), жаждал крови, но - "Живый на
Небесах посмелся ему" (Пс. 2, 4). Когда он, "гоня и
озлобляя" таким образом "Церковь Божию" (1 Кор. 15, 9; Деян.
8, 5), приближался к Дамаску, тогда Господь с Неба воззвал к
нему: "Савле, Савле, что Мя гониши?" - Я и здесь, Я и там, Я
везде: здесь глава Моя; там тело Мое. Не станем удивляться
этому; мы сами - члены Тела Христова. "Савле, Савле, что Мя
гониши; же'стоко ти есть противу рожну прати" (Деян. 9, 4,
5). Савл же, "трепеща и ужасаяся", возопил: "Кто еси,
Господи? Аз есмь Иисус, - ответствовал ему Господь, - Егоже
ты гониши". И Савл внезапно переменяется: "Что мя хощеши
сотворити?" - восклицает. И бысть к нему Глас: "Востани и
вниди во град, и речется ти, что ти подобает творити" (5,
6). Тут Господь посылает Ананию: "Востав поди на стогну" к
человеку, "именем Савлу", и крести его, "яко сосуд избран Ми
есть сей, пронести Имя Мое пред языки и царьми и сынами
израилевыми" (11, 15, 18). Сосуд этот должен преисполниться
благодатью Моею. "Отвеща же Анания: "Господи, слышал от
многих о мужи сем, колика зла сотвори святым Твоим во
Иерусалиме: и зде имать власть от архиерей, связати вся
нарицающия Имя Твое" (1З, 14). Но Господь настоятельно
повелевает Анании: "Ади и взыщи его, яко сосуд избран Ми
есть: Аз бо скажу ему, елика подобает ему о Имени Моем
пострадати" (11, 15, 16).
И действительно Господь указал апостолу Павлу, что' должно
было ему претерпеть за Имя Его. Он наставлял его в подвигах;
не оставлял во узах, оковах, темницах, кораблекрушениях; Сам
сострадал ему в его страданиях, Сам руководил его к этому
дню. В один день совершаем память страдания обоих Апостолов
этих, ибо, хотя они пострадали и в разные дни, но по духу и
по близости страданий своих они составляют одно. Петр
предшествовал, Павел же вскоре за ним последовал, - прежде
нарицавшийся Савлом, а потом Павлом, претворивший в лице
своем гордость в смирение, как и самое имя его (Paulus), то
есть "малый, немногий, меньший", показывает это. Что же
после этого апостол Павел? Вопросите его, он сам на это
отвечает: "Аз есмь, - говорит он, - мний Апостолов: но паче
всех потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною"
(1 Кор. 15, 9, 10).
Итак, братья празднуя ныне память святых апостолов Петра и
Павла, воспоминая честны'е их страдания, возлюбим их
истинную веру, святую жизнь, возлюбим неповинность,
страдания их и чистоту исповедания. Любя в них эти высокие
качества и подражая их великим подвигам, "во еже уподобитися
им" (2 Сол. 5, 9), и мы достигнем того вечного блаженства,
которое уготовано всем святым. Стезя жизни нашей прежде была
тяжелее, тернистее, труднее, но "толиким облежащим нас
облаком свидетелей" (Евр. 12, 1), прошедших по ней,
соделалась ныне для нас она и легче, и глаже, и
удобопроходимее. Сперва прошел по ней Сам "Начальник веры и
Совершитель" Господь наш Иисус Христос (Евр. 12, 2); за Ним
последовали Его неустрашимые Апостолы; потом мученики,
отроки, жены, девы и мног сонм свидетелей. Кто же действовал
в них и помогал им на этом пути?- Тот, Кто сказал: "Без Мене
не можете творити ничесоже" (Ин. 15, 5).
|
Касперовской иконы Божией Матери
(1853-1855).
Касперовская
икона. Она представляет великую святыню наших южных
городов Херсона и Одессы, где она пребывает около шести
месяцев. День принесения ее в Одессу, т. е. 1 октября, и
отшествия ее - в четвертый день Пасхи - являются здесь
великим церковным торжеством.
Вид этой небольшой иконы (7 вершков вышины и 6 ширины),
писанной масляными красками на холсте, наклеенном на доску,
производит сильное впечатление. Владычица и Богомладенец
изображены только по верхнюю часть груди. Богоматерь со
скорбными очами на грустном лице прижимает к ланите Своей
Младенца Христа, придерживая голову Его обеими руками.
Прильнув к Пречистой, Младенец левой рукой схватился за
плат, покрывающий главу Приснодевы.
Икона эта была в конце XVI века принесена из Трансильвании
сербом, который поселился в Ольвиопольском уезде Херсонской
губернии, и, переходя от родителей к детям, в 1809 году
стала собственностью помещицы Касперовой, проживавшей в
Ольвиопольском уезде, в имении Ново-Ивановке. Икона была
ветхая, и живопись до того потемнела, что трудно было
разобрать черты.
В феврале 1840 года, переживая великие горести, Касперова
как-то ночью долго молилась перед иконой. Во время молитвы
она заметила, что лики Богоматери и Младенца просветлели и
икона стала как бы обновившеюся.
От нее впоследствии истекло много чудес и исцелений, по
исследовании которых икона была признана чудотворною; к ней
стало постоянно стекаться много паломниковь.
В 1852 году жители Херсона исходатайствовали разрешение
ежегодно в праздник Вознесения Господня приносить к ним
икону. В Севастопольскую войну в 1853-1855 гг., когда Одесса
была осаждена неприятельским флотом, икону с крестным ходом
принесли в город, и он остался невредимым. По общему
верованию Одесса спасена благодатью иконы. Было решено "в
поучение потомству сделать это событие незабвенным, и день 1
октября - праздником священнейшим". Икона признана Святейшим
Синодом чудотворной после расследования целого ряда чудес,
прославивших ее в 1840 году.
Главным местопребыванием иконы продолжает считаться село
Касперовка, но икона находится там недолго. Ежегодно к 1
октября она приносится из Касперовки в Одессу и остается там
до среды Пасхальной недели, помещаясь у южной стены передней
части кафедрального собора. Остальную часть Пасхальной
недели и ближайшие недели икона находится в Касперовке, а в
праздник Вознесения уносится в Херсон до 29 июня, когда
переходит по 1 августа в Николаев. Значит, в Касперовке
икона стоит лишь 3,25 месяца. По всем местам пребывания
иконы по пятницам перед нею читается акафист.
|
Обретение мощей преподобного Никандра Псковского
Преподобный Никандр Псковский (в крещении Никон) родился 24 июля 1507 года в семье крестьян Филиппа и Анастасии в селе Виделебье на Псковщине.
С детства он мечтал продолжить подвиги своего односельчанина
- преподобного Евфросина Спасоелеазаровского, начальника
Псковских пустынножителей (память 15 мая). Первым в семье
Никона принял монашество его старший брат Арсений. После
смерти отца семнадцатилетний Никон сумел убедить и мать
раздать имение и удалиться в монастырь, где она жила до
самой кончины. Обойдя обители Псковской земли, поклонившись
мощам преподобного Евфросина и его ученика преподобного
Саввы Крыпецкого (память 28 августа), он окончательно
утвердился в стремлении к отшельнической жизни.
Чтобы иметь возможность читать Слово Божие, Никон нанялся в
работники к псковскому жителю Филиппу, который за усердие
отдал его на обучение к опытному учителю. Видя ревность
юноши, Господь Сам указал ему место подвига. Горячо молясь в
одной из псковских церквей, он услышал глас из алтаря,
повелевавший ему идти в пустынь, которую Господь укажет
через Своего раба Феодора. Крестьянин Феодор отвел его на
речку Демьянку, между Псковом и Порховом. (Впоследствии
Филипп и Феодор, которые помогли преподобному достичь своей
заветной цели, по его молитвам, также вступили на путь
иночества и стали пострижениками Крыпецкого монастыря с
именами Филарет и Феодосий.)
Проведя несколько лет в безмолвии и суровых подвигах,
иссушивших его плоть, Никон пришел в монастырь, основанный
преподобным Саввой Крыпецким. Игумен, видя его телесную
немощь, не сразу согласился принять его, опасаясь, что
трудности монашеской жизни будут ему не по силам. Тогда
Никон, припав к раке преподобного Саввы, стал, как живого,
умолять его взять в свою обитель. Игумен смягчился и постриг
Никона с именем Никандр.
Много искушений и бед пережил на тесном пути подвижничества
преподобный Никандр. О "страстех пустынных" ему предсказал
еще в Пскове блаженный Николай (память 28 февраля).
Молитвами всех псковских угодников и преподобного Александра
Свирского (память 30 августа и 17 апреля), который дважды
являлся преподобному, наставляя и укрепляя его, он, с
помощью благодати Божией, преодолел все многообразные козни
лукавого. Силой молитв преподобный победил слабости плоти,
человеческое недоброжелательство и диавольские страхования.
Однажды его чуть не убили разбойники, отняв его единственное
и самое ценное для отшельника имущество - книги и иконы. По
молитвам святого, двое из них, устрашившись внезапной
смертью своего товарища, раскаялись в своих злодеяниях и
получили прощение старца.
В Крыпецком монастыре преподобный Никандр жил недолго и с
благословения вернулся в свою пустынь. Впоследствии он еще
раз приходил на жительство в Крыпецкую обитель, где исполнял
послушания уставщика и келаря, и снова ушел в пустынь и жил
там в посте и молитве, постигая Слово Божие. Ежегодно
Великим постом преподобный Никандр ходил в Дамиановский
монастырь, где исповедовался и причащался Святых Христовых
Таин. За восемь лет до кончины он принял там великую схиму.
К преподобному стало приходить много народа "пользы ради",
ибо, по слову преподобного Иоанна Лествичника, "монашеское
житие - свет для всех человеков". Верующие обращались к
преподобному Никандру за молитвенной помощью, ибо Господь
наделил его многими благодатными дарованиями. Пустынник с
любовью и вниманием относился ко всем нуждам своих
посетителей и даже устроил им для ночлега убогую "гостиницу
у дуба", которую сам протапливал. Преподобный не позволял
себе выставлять напоказ свои дарования. Приходя тайно к его
келлии, люди всегда слышали, что он молится с горьким
рыданием. Он же, заметив близость людей, тотчас умолкал,
пряча от них полученный дар слез.
Преподобный Никандр до конца жизни оставался пустынником
(его так и величают - преподобный Никандр пустынножитель),
но завещал не оставлять место его трудов после своей
кончины, обещая свое покровительство насельникам будущего
монастыря. Диакону Порховского женского монастыря Петру
преподобный заповедал на его могиле поставить церковь и
перенести туда икону Благовещения Пресвятой Богородицы из
погоста Тишанки. Он предвидел свою смерть, предсказав, что
умрет, когда на отечество нападут враги, предрекая им при
этом скорое поражение. 24 сентября 1581 года, во время
нашествия войск польского короля Стефана Батория, один
крестьянин нашел его скончавшимся: он лежал на рогожке с
крестообразно сложенными на груди руками. Из Пскова пришли
духовенство и народ, почитатели преподобного, среди которых
был и диакон Петр, и совершили обряд христианского
погребения.
В 1584 году на благодатном месте подвига преподобного
Никандра, освященном его почти полувековой молитвой, была
создана обитель, которую стали называть Никандровой
пустынью. Строителем монастыря был инок Исаия, исцелившийся
по молитве святому. В 1686 году при Патриархе Иоакиме
состоялось прославление преподобного Никандра и было
установлено празднование его памяти 24 сентября, в день
кончины, и в храмовой праздник обители - Благовещение
Пресвятой Богородицы. При перестройке собора монастыря были
обретены мощи преподобного Никандра, скрытые в стене, и 29
июня празднуется как день обретения его честных мощей. И
сейчас крепка молитвенная связь верующих с преподобным
Никандром, которого глубоко чтят на псковской земле.
Прп. Петра, царевича Ордынского.
Свт. Григория, митр. Ираклийского и
Редестосского (Конст.).
Св. Марии, матери Иоанна-Марка, племянника
Апостота Варнавы в Иерусалиме (I).
<<
11 июля |
13
июля >>
5 мая 2024
года - Светлое Христово
Воскресение (Пасха)
Двунадесятые переходящие праздники
Церковные многодневные посты
• 1 - 11 июля
2024 г.
среда и пятница всего года,
за исключением сплошных седмиц и Святок
Сплошные седмицы
Дни особого поминовения усопших
© 2008-2024 |
Tamby.info |
Обратная связь
• 28 апреля 2024 г.
Вход Господень в Иерусалим
• 13 июня 2024 г.
Вознесение Господне
• 23 июня 2024 г.
День Святой Троицы. Пятидесятница.
Великие праздники
•
14
января
Обрезание Господне
•
7
июля
Рождество Иоанна Предтечи
•
12
июля
Святых апостолов Петра и Павла
•
11
сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи
•
Покров Пресвятой Богородицы
• 18 марта - 4 мая 2024 г.
Великий пост
Петров (Апостольский) пост
• 14 - 27 августа 2024 г.
Успенский пост
• 28 ноября 2024 г. - 6 января 2025
г.
Рождественский пост
Церковные однодневные посты
• 18 января
Крещенский сочельник
• 11 сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи
• 27 сентября
Воздвижение Креста Господня
• 7-18 января -
Святки
• 26 февраля -2 марта 2024 г.-
Мытаря и фарисея
• 11-17 марта 2024 г. -
Сырная (Масленица)
• 6-11 мая 2024 г. -
Пасхальная (Светлая)
• 24-29 июня 2024 г. -
Троицкая
• 9 марта 2024 г. -
Вселенская родительская суббота
• 30 марта, 6 и 13 апреля
2024 г.-
Субботы 2, 3 и 4-й седмиц Великого поста
• 14 мая 2024 г. -
Радоница
• 9 мая -
Поминовение усопших воинов
• 22 июня 2024 г. -
Суббота Троицкая
• 2 ноября 2024 г. -
Суббота Димитриевская