Мучеников Фотия и Аникиты и многих
с ними (305-306)
Мученики Аникита и Фотий (его племянник) были родом из
Никомидии. Аникита, военный сановник, обличал императора
Диоклитиана (284-305), установившего на городской площади
орудия казни, чтобы устрашать христиан. Разгневанный
Диоклитиан приказал мучить святого Аникиту, а затем бросить
его на съедение зверям. Но выпущенный лев сделался кроток и
ласкался к нему. Внезапно началось сильное землетрясение,
отчего упало капище Геркулеса, и под обвалившейся городской
стеной погибло много язычников. Палач занес меч, чтобы
отсечь голову святому, но сам упал без чувств. Святого
Аникиту стали колесовать и палить огнем, но колесо
остановилось, а огонь погас. Мученика бросили в котел с
кипящим оловом, но олово остыло. Так Господь хранил Своего
раба для утверждения многих. Племянник мученика - святой
Фотий, приветствовал страдальца и, обратившись к царю,
заметил: "Идолопоклонник, твои боги - ничто!" Меч,
занесенный над новым исповедником, поразил самого палача.
Мучеников посадили в темницу. Через три дня Диоклитиан стал
уговаривать их: "Поклонитесь богам нашим, и я прославлю вас
и обогащу". Мученики отвечали: "Погибни ты со своею честью и
богатством!". Тогда их привязали за ноги к диким коням, но
святые, влачимые по земле, оставались невредимыми. Не
пострадали они и в накаленной бане, которая развалилась.
Наконец Диоклитиан велел разжечь огромную печь, и множество
христиан, воодушевленных подвигами святых Фотия и Аникиты,
сами ступили в нее со словами: "Мы христиане!" Все они
скончались с молитвою на устах. Тела святых Аникиты и Фотия
не пострадали от огня и даже волосы их остались целы. Видя
это, многие из язычников уверовали во Христа. Это событие
произошло в 305 году.
Священномученика Александра, епископа Команского (III)
Святитель Александр, епископ Команский, жил в III веке недалеко от Неокесарии.
Он изучил Священное Писание, знал многие науки. Приняв на себя подвиг
юродства, святой жил в бедности, занимаясь продажей угля на городской площади.
Многие, видя его лицо всегда черным от угольной пыли, относились к нему с
презрением. Когда в Комане умер епископ, то одни предлагали избрать нового
предстоятеля из знати, другие - ученого или красноречивого, третьи - богатого.
Тогда святитель Григорий Неокесарийский (память 17 ноября), приглашенный для
посвящения избранника, указал, что епископ должен иметь не внешние только
достоинства и отличия, но прежде всего, чистое сердце и святую жизнь. Эти слова
вызвали у некоторых усмешку: "Если не смотреть на внешний вид и благородство
происхождения, то и Александр угольщик может быть поставлен епископом".
Святитель Григорий подумал, что не без Промысла Божия был упомянут этот человек,
и просил вызвать его. Появление святого среди собравшихся вызвало смех.
Почтительно обратившись к святителю Григорию, святой Александр стоял,
углубившись в себя, не обращая внимания на насмешки; святитель испытал его, и
угольщик вынужден был открыть, что он прежде был философом, изучил Священное
Писание, но ради Бога принял на себя добровольную нищету и смирение. Тогда
святитель Григорий взял угольщика к себе в дом, где он смыл грязь, и его одели в
чистые одежды. Вернувшись на Собор, святитель Григорий начал при всех предлагать
ему вопросы из Священного Писания, на которые святой Александр отвечал как
знающий и мудрый пастырь. Увидев это, присутствовавшие удивились его смирению и
единодушно избрали Александра епископом. Святитель Григорий посвятил его во
пресвитера, а затем во епископа. После хиротонии новый Святитель сказал слово
народу, исполненное силы и благодати Божией; все радовались, что Господь послал
им такого мудрого пастыря. При императоре Диоклитиане (284-305) Святитель
мужественно исповедал Христа, отказавшись поклониться идолам, после мучений его
бросили в огонь, и там он преставился к Богу. По некоторым источникам святитель
Александр пострадал при императоре Декии (249-251).
Новопрпмчч.: архим. Варлаама, настоятеля
Белогорского Свято-Николаевского м-ря
(Коноплева) и братии: иеромонахов Сергия, Илии,
Вячеслава, Иоасафа, Иоанна, Антония,
иеродиаконов Михея, Виссариона, Матфея, Евфимия,
монахов Варнавы, Димитрия, Саввы, Гермогена,
Аркадия, Евфимия, Маркелла, послушников Иоанна,
Иакова, Петра, другого Иакова, Александра,
Феодора, другого Петра, Сергия, Алексия.
Сщмч. Василия пресвитера.
Сщмчч. Леонида, Иоанна и Николая пресвитеров
(1937).
Мчч. Памфила и Капитона.
Прп. Паламона, Египетского.
Свт. Мьюрдаха Муртага, еп. Киллалийского (VI)
(Кельт. и Брит.).
Св. Молаиса Девенишского (563) (Кельт. и
Брит.).
Св. Сеигина, настоятеля Иоанского (652)
(Кельт. и Брит.).
Мчч. Сергия и Стефана, монахов (Греч.).
Мчч.-воинов на о. Крит (Греч.).
Гареджийских преподобномучеников Геронтия,
Серапиона, Германа, Виссариона, Михаила, Отара и
Симона (1851) (Груз.).
Перенесение мощей св. Эдвольда пустынника
Сернского.
Св. Джамберта, архиепископа Кентерберийского
(Кельт. и Брит.).