Священномученика
Иринея, еп. Лионского (202).
Священномученик Ириней, епископ Лионский, родился в 130 г. в
городе Смирне. Там он получил блестящее образование, изучив
поэзию, философию, риторику и все остальные науки, которые
считались необходимыми для светского юноши. Его наставником в
истинах христианского учения был ученик апостола Иоанна
Богослова - святитель Поликарп Смирнский (память 23 февраля). Он
же крестил юношу, рукоположил его впоследствии во пресвитера и
послал в галльский город Лугдун (ныне Лион во Франции) к
престарелому епископу Пофину. Вскоре святому Иринею было дано
ответственное поручение: доставить святому Папе Римскому
Елевферию (177-190) письмо исповедников. Во время его отсутствия
были брошены в тюрьмы все видные христиане. В 178 году, спустя
год после мученической кончины епископа Пофина, святитель Ириней
был избран епископом города Лугдуна. "В короткое время, - писал
о нем святитель Григорий Турский, - он своей проповедью
преобразовал весь Лугдун в город христианский!" Когда утихли
гонения на христиан, святитель изложил православное вероучение в
одном из основных своих творений под названием: "Обличение и
опровержение лжеименного знания", или сокращенно: "Пять книг
против ересей". В то время возник ряд религиозно-философских
гностических учений. Гностики (от греческого слова "гнозис" -
"знание") учили, что Бог не может воплотиться, так как материя
несовершенна и является носительницей зла. Сын Божий - лишь
истечение (эманация) Божества. Вместе с Ним из Божества исходит
иерархический ряд сил (эонов),совокупность которых составляет "плирому",
т.е. "полноту". Мир сотворен не самим Богом, а эонами или
"демиургом", который ниже "плиромы".
В опровержение этой ереси Валентина святитель Ириней развил
Православное учение о спасении. "Слово Божие, Иисус Христос,
Господь наш, по неизреченной благости Своей сделался тем, что и
мы, дабы нас сделать тем, что есть Он.., - учил святитель Ириней,
- Иисус- Христос Сын Божий по превосходной любви к Своему
созданию снизошел до рождения от Девы, через Себя Самого
соединяя человека с Богом". Через Боговоплощение творение
становится сообразным и сотелесным Сыну Божию. Спасение состоит
в обожении человека.
В опровержение учения другого еретика, Маркиона, отрицавшего
Божественность Ветхого Завета, святитель развил учение о Едином
Источнике Ветхого и Нового Заветов: "Один и тот же Дух Божий,
Который через пророков возвещал, каково имело быть пришествие
Господа, - писал святитель. - Он же через апостолов
проповедовал, что пришла полнота времен усыновления и
приблизилось Царство Небесное".
Истинность церковного учения святитель Ириней обосновал
преемственностью епископата, а также тем, что Церковь древнее
всех еретиков. "Всякий, кто желает знать истину, должен
обратиться к Церкви, потому что апостолы только ей одной
сообщили Божественную Истину. Она есть дверь к жизни".
Благотворное влияние оказал святитель Ириней в споре о
праздновании Пасхи. В Малоазийской Церкви сохранялась традиция
праздновать Святую Пасху 14 нисана, независимо от того, в какой
день это придется. Святой Папа Виктор (190-202) властно требовал
единообразия, и его резкие требования могли вызвать раскол. От
имени галльских христиан святитель Ириней писал Папе, что нельзя
допускать раскол из-за традиций, прежде всего необходимо
дорожить церковным миром.
В царствование императора Севера (193-211) святитель Ириней был
усечен мечом за исповедание веры в 202 году.
Апостол Евангелист Иоанн Богослов, святитель Поликарп Смирнский
и святитель Ириней Лионский - вот три звена в неразрывной цепи
благодатного преемства, которое идет от Самого Пастыреначальника
Господа Иисуса Христа. В глубокой старости святитель Ириней
писал своему другу Флорину: "Я был отроком, когда видел тебя
(Флорина) у Поликарпа. Я помню, что тогда происходило более,
нежели, что ныне происходит. И.я теперь могу описать тебе места,
где обыкновенно сидел и беседовал блаженный Поликарп. Могу
описать образ жизни его, вид тела и наставления, которые говорил
он народу. Близкое обращение, какое, как говорил он, имел с
Иоанном и с прочими, видевшими Господа, и все, что вспомнил он о
сих словах, что слышал от них о Господе... Я слушал это тогда,
по милости Божией, с ревностью и писал не на бумаге, а на
сердце" ("Журнал Московской Патриархии", 1957, N 9, с. 53). |