Грузинская икона
Пресвятой Богородицы. В 1622 году персидский шах Аббас
покорил Грузию. Многие христианские святыни были похищены и
многие проданы русским купцам, бывшим в Персии. Так,
Грузинская икона Божией Матери попала к некоему купцу
Стефану, который благоговейно хранил ее. В то время в
Ярославле купец Георгий Лыткин, по торговым делам которого
Стефан был в Персии, получил во сне откровение о святыне,
приобретенной Стефаном, и повеление отослать ее в
Черногорский монастырь Архангельской епархии, основанный в
1603 году. Когда в 1629 году Стефан возвратился на Родину и
показал икону Георгию Лыткину, тот вспомнил о своем видении
и отправился в Двинские пределы в Черногорскую обитель
(названа так оттого, что построена на гористом и мрачном
месте, издревле называвшемся Черная гора; впоследствии
обитель была переименована в Красногорскую). Там икона и
прославилась чудотворениями. В 1654 году во время моровой
язвы икона была принесена в Москву, и молившиеся пред ней
избегали смертоносной язвы. Множество списков с иконы
свидетельствуют о ее глубоком почитании. В 1658 году, по
благословению Патриарха Никона, было установлено ежегодное
празднование Грузинской иконе Божией Матери. Служба была
составлена в 1698 году смотрителем Московской типографии
Феодором Поликарповым.
Мучеников Агафоника,
Зотика, Феопрепия (Боголепа), Акиндина,
Севериана и прочих (305-311)
Мученики Агафоник, Зотик, Феопрепий (Боголеп),
Акиндин, Севериан, Зинон и прочие приняли смерть
за Христа во время правления императора
Максимиана (284-305). Мученик Агафоник
происходил из знатного рода Гиппасиева, жил в
Никомидии. Сведущий в Священном Писании, он
обратил к вере во Христа многих язычников, в том
числе и самого первенствующего члена Сената (принцепса).
Комит Евтолмий, посланный в Понтийскую
(Причерноморскую) страну, в местности Карпен
распял учеников христианина Зотика, отказавшихся
принести жертву идолам, а самого Зотика взял с
собой. В Никомидии Евтолмий схватил мученика
Агафоника (с принцепсом), Феопрепия, Акиндина и
Севериана. После истязаний Евтолмий повел
мучеников во Фракию на суд императора, но по
дороге, в местности Потама, умертвил мучеников
Зотика, Феопрепия и Акиндина, которые не могли
далее идти за колесницей правителя из-за
полученных ими во время истязаний ран. Мученик
Севериан был умерщвлен в Халкидоне, а мученик
Агафоник с другими усечены мечом, по приказу
императора, в Силиврии.
Мощи мученика Агафоника в церкви в честь его
имени в 1200 году в Константинополе видел
русский паломник Антоний. В ХIV веке архиепископ
Силиврийский Филофей посвятил мученику Агафонику
похвальное слово.
Прп. Исаака (первого) Оптинского (1894).
Новосщмчч. Ефрема (Кузнецова), еп. Селенгинского
и прот. Иоанна Восторгова (1918).
Сщмчч. Макария, еп. Орловского, Иоанна и Алексия
пресвитеров (1918).
Сщмчч. Феодора, еп. Пензенского и с ним Василия
и Гавриила пресвитеров (1937).
Сщмчч. Иоанна, еп. Великолукского, Алексия,
архиеп. Омского, Александра, Михаила и Феодора
пресвитеров, прмчч. Илариона, Иоанна и Иерофея
(1937).
Сщмч. Афанасия еп. (270-275), прп. Анфусы
(ок. 298) и слуг ее, мчч. Харисима и
Неофита (270-275).
Мц. Евлалии девы Барселонской (ок. 303).
Прп. Боголепа из м-ря прп. Паисия Угличского.
Новосщмч. Андрея (Ухтомского), еп. Уфимского (1937).