TamBY.info
|
Церковный календарь.
|
|
|
Православные праздники, дни памяти в июле: |
Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших
чудотворных икон России, написана в ХII веке по просьбе
благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в
память о явлении ему Божией Матери.
В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из
Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный
образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою
(впоследствии эта икона получила наименование Владимирской).
В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с
чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с
места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его
священника Николая совершить молебен перед иконой Божией
Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом.
Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной
молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со
свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ
Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на
месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель.
Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая
благословение Христа Спасителя, Который явился в это время
над землей, благословил Ее, и видение исчезло.
Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на
указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой
Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь
призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию
Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком
в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Когда
строительство церкви было завершено, благоверный князь
Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное
празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое
утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город,
образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей
назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, "Божия Матерь
возлюбила это место", а сам князь с тех пор стал именоваться
Боголюбивым или Боголюбским. Чудотворная икона Божией
Матери, принесенная из Вышгорода, впоследствии была
перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский
собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове и названа
Боголюбской (в настоящее время икона принадлежит
Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику).
Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми
чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную
помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и
знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во
многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого
образа, которые со временем получили широкое распространение
и восприняли благодатную силу чудотворений.
|
Чтимые списки с Боголюбской иконы Божией Матери:
Икона Божией Матери Боголюбская-Зимаровская (XIII)
Икона Божией Матери Боголюбская-Зимаровская по древнему преданию стояла на
воротах города Пронска, а во время нашествия татар (ХIII в.) была расколота и
брошена в кусты, где сама чудесно срослась, но одна половина ее так и осталась
выше другой.
Во второй половине ХVIII века эта икона находилась у помещика Лопухина, жившего
в Москве. Ввиду ветхости икону хранили в числе других вещей в кладовой. Во время
моровой язвы 1771 года одному заболевшему жителю Москвы в сонном видении было
приказано совершить молебен перед иконой, находившейся в доме Лопухина. Икону
отыскали и передали болящему, который после совершенного молебна исцелился и
возвратил чудотворный образ. От иконы совершались и другие подобные исцеления.
Перед кончиной (ок. 1780 г.) владелец иконы завещал отправить ее на свою родину,
в село Зимарово Рязанской губернии, находившееся в 18-ти верстах от города
Раненбурга.
В 1848 году в этом городе свирепствовала холера. Жители немедленно отправились
за чтимым образом в село Зимарово, и, когда древняя чудотворная икона Божией
Матери Боголюбской была принесена в город, угроза опасной болезни исчезла.
Икона Божией Матери Боголюбская-Московская (1157)
Икона Божией Матери Боголюбская-Московская написана в 1157 году и находилась
раньше в Москве на Соляной площади, над Варварскими воротами Китай-города.
Чудотворный образ прославился исцелениями во время свирепствовавшей чумы в 1771
году. С этого времени икона стала особо чтиться верующим народом, и ежегодно 18
июня перед чудотворным образом совершались молебны. В канун праздника на три дня
икона спускалась со стены и переносилась в особый шатер, куда стекались
многочисленные верующие для молитвенного поклонения образу Божией Матери. По
истечении трех дней икону опять поднимали над воротами, где она оставалась до 18
июня следующего года.
Особенностью иконы является изображение на ней, кроме Спасителя и Божией Матери,
предстоящих святых угодников Божиих: святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа,
митрополитов Московских, блаженных Василия и Максима, преподобной Параскевы,
святителя Василия Великого, апостола Петра, Алексия, человека Божия, апостола
Симеона, сродника Господня, мученицы Параскевы и преподобномученицы Евдокии.
Икона Божией Матери Боголюбская-Угличская (1654)
Икона Божией Матери Боголюбская-Угличская прославилась чудесным прекращением моровой язвы в 1654 году. Во время смертоносной эпидемии посадский житель Углича Афанасий Кустов шел по городскому земляному валу и, поравнявшись с храмом в честь благоверного князя Димитрия Угличского, увидел трех отроков, которых принял за детей воеводы, жившего недалеко от храма. Однако один из них велел Афанасию объявить в городском собрании, чтобы жители города молились Господу Богу и Пречистой Его Матери и призывали в помощь святых чудотворцев Димитрия царевича и Романа Угличского. Жители города немедленно собрались в храм благоверного Димитрия царевича, совершили молебное пение перед иконой Божией Матери Боголюбской, и моровая язва тотчас прекратилась.
Икона Божией Матери Боголюбская-Юрьевская (1771)
Икона Божией Матери Боголюбская-Юрьевская была передана императором Петром I
стольнику Борису Мироновичу Батурину. Во второй половине ХVIII века она
принадлежала помещикам Загряжским, и в 1771 году по молитвам к чудотворному
образу была отвращена моровая язва. Переходя по наследству, икона в 1838 году
поступила в приходский храм села Юрьевского, Боровского уезда, Калужской
губернии и получила наименование Юрьевской.
В 1848 году заступлением Божией Матери юрьевские прихожане были спасены от
холеры, в 1848-185З гг. по молитвам к чудотворному образу прекратилась холера в
Малоярославце и Боровске. Во время свирепствовавшей болезни умерла одна женщина,
но по молитвам убитого горем супруга перед Боголюбской иконой Божией Матери она
воскресла. В память о чудесной помощи Божией Матери в Боровске и Малоярославце
ежегодно совершались крестные ходы с Юрьевской чудотворной иконою.
Широко известны и другие списки с чудотворной иконы Божией Матери
Боголюбской, прославившиеся в разное время по милосердию Царицы Небесной.
Среди чтимых списков особую известность получили Тульская (1771), Козловская
(1771), Тарусская (1848 и 1870), Усманская (1831), Елатемская (1771).
Знаменательно, что как подлинная икона Божией Матери Боголюбской, так и списки с
нее прославились исцелениями во время свирепствовавших болезней, особенно чумы и
холеры.
|
Сретение Пюхтицкой иконы Божией Матери, именуемой "У Источника" (1946)
История чтимой иконы обители Успения Пресвятой Богородицы в Пюхтицах – образа
Божией Матери «У источника» связана с именем великого всероссийского пастыря и
молитвенника святого праведного Иоанна Кронштадтского.
В 1894 году инокини обители подарили отцу Иоанну в день Ангела икону, на которой
было изображено явление Пресвятой Богородицы у источника в Пюхтицах. Батюшка
молился перед этим образом и завещал его некой благочестивой супружеской чете из
Санкт-Петербурга, которая перед своей кончиной передала святую икону монахине
Вирсавии, бывшей насельнице закрытого к тому времени Санкт-Петербургского
Иоанновского монастыря. Однажды явившись инокине во сне, Пресвятая Богородица
велела возвратить Ее образ в Пюхтицкую обитель.
Произошло это в 1946 году, на Пасху. А вскоре, в день празднования Боголюбской
иконе Божией Матери (18 июня), образ Богородицы «У источника» вернулся в свою
обитель. Сестры монастыря во главе с престарелой настоятельницей игуменией
Алексией II (в схиме Сергией), встретили святую икону, перед которой молился и с
которой не расставался до самой кончины святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Ныне святой образ Пречистой Девы Богородицы находится в главном приделе
Успенской церкви Пюхтицкой обители.
|
Мучеников Леонтия, Ипатия и Феодула (70-79)
Святые мученики Леонтий, Ипатий и Феодул были римскими воинами.
Святой мученик Леонтий, грек по происхождению, в правление Веспасиана
(70-79) служил военачальником в императорских войсках в финикийском
городе Триполи. Христианин Леонтий отличался храбростью и благоразумием,
к нему с глубоким уважением относились воины и граждане Триполи за его
добродетели.
Император назначил римского сенатора Адриана правителем Финикийской
области, с полномочиями преследовать христиан и в случае отказа принести
жертвы римским божествам предавать их мучению и смерти. По дороге в
Финикию Адриану донесли, что святой Леонтий отвратил многих от
поклонения языческим богам. Правитель послал трибуна Ипатия с отрядом
воинов в Триполи, чтобы найти и задержать христианина Леонтия. По дороге
трибун Ипатий сильно заболел и, находясь при смерти, увидел во сне
Ангела, который сказал: "Если хочешь быть здоровым, воззови трижды
вместе со своими воинами: "Бог Леонтия, помоги мне"". Открыв глаза,
Ипатий увидел Ангела и сказал: "Я послан задержать Леонтия, как же я
призову его Бога?" В это время Ангел стал невидим. Ипатий рассказал
воинам, в числе которых был и его друг Феодул, о своем сне, все они
вместе трижды призвали на помощь Бога, Имя Которого исповедал святой
Леонтий. Ипатий сразу исцелился ко всеобщей радости воинов, и только
Феодул сидел в стороне, размышляя о чуде. Душа его прониклась любовью к
Богу, и он уговорил Ипатия немедленно пойти вдвоем в город на поиски
святого Леонтия.
При входе в город их встретил неизвестный человек и пригласил к себе в
дом, где щедро угостил путников. Узнав, что гостеприимный хозяин и есть
святой Леонтий, они упали на колени и просили его просветить их верой в
Истинного Бога. Здесь же совершилось Крещение, а когда святой Леонтий
произнес над ними молитвенное призывание во Имя Пресвятой Троицы,
новокрещенных осенило светлое облако и пролился благодатный дождь.
Остальные воины в поисках своего начальника пришли в Триполи, куда
прибыл и правитель Адриан. Узнав о происшедшем, он приказал привести к
себе святого Леонтия, трибуна Ипатия и Феодула и, угрожая им мучениями и
смертью, потребовал отречения от Христа и жертвоприношения римским
богам. Все мученики твердо исповедали веру во Христа. Святого Ипатия
подвесили на столпе и строгали железными когтями, а святого Феодула
беспощадно били палками. Видя непоколебимость мучеников, им отрубили
головы мечом. Святого Леонтия после истязаний отправили в темницу. Утром
он предстал перед правителем. Адриан пытался прельстить святого
исповедника почестями и наградами и, ничего не достигнув, предал
истязаниям: святой мученик целый день висел вниз головой на столпе с
тяжелым камнем на шее, но ничто не могло заставить его отречься от
Христа. Правитель приказал бить палками страдальца до тех пор, пока он
не умрет. Тело святого мученика Леонтия выбросили за город, но христиане
с честью предали его погребению вблизи Триполи. Кончина святых мучеников
последовала около 70-79 гг.
Допрос святого Леонтия, его страдания и смерть записал на оловянных
дощечках присутствовавший на суде писец (комментарисий). Эти дощечки
были положены в гроб святого мученика.
|
Прмч.
Никанора, сщмчч. Василия, Александра, Василия и Сергия
пресвитеров (1938)
Прп. Леонтия отрока, канонарха Печерского, в Дальних
пещерах (XIV).
Прп. Леонтия Прозорливого, Афонского.
Мч. Еферия Никомидийского.
Св. Марины, дева Вифинийской (VIII).
Обретение мощей (1937) нового сщмч. Виктора, еп.
Глазовского (1934).
Св. Еразма монаха (Греч.).
<< 30 июня | 2 июля >>
|
|
|
16 апреля 2023 года - Светлое Христово Воскресение (Пасха) |
|
|
|
|