|
Православный календарь. |
|
|
Православные праздники, памятные дни, посты в январе 2025 года: |
|
|
|
Предпразднство Рождества Христова.
Священномученика Игнатия Богоносца
(дни памяти: 2 января, 11 февраля)
Священномученик Игнатий Богоносец, родом из Сирии, был учеником святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, вместе со святым Поликарпом (память 23 февраля), епископом Смирнским. Святой Игнатий был вторым епископом Антиохийским, преемником епископа Евода, святого апостола от 70-ти.
Предание сообщает, что когда святой Игнатий был
ребенком, Спаситель обнял его и сказал: "Если не
обратитесь и не будете как дети, не войдете в
Царство Небесное" (Мф. 18, 3). Богоносцем же он
наименован потому, что имел Имя Спасителя в
своем сердце и непрестанно Ему молился.
Святой Игнатий ревностно и не жалея сил трудился
на ниве Христовой. Ему принадлежит установление
в церковной службе антифонного пения (на два
лика или хора). Во время гонений он укреплял
души своей паствы и сам горел желанием
пострадать за Христа.
В 106 г. император Траян (98-117), по случаю
победы над скифами, приказал повсеместно
приносить жертвы языческим богам, а христиан,
отказывающихся поклониться идолам, убивать. Во
время похода против армян и парфян в 107 г.
император проходил через Антиохию. Здесь ему
донесли, что епископ Игнатий открыто исповедует
Христа, учит презирать богатство, вести
добродетельную жизнь, хранить девство. В это
время святитель Игнатий добровольно явился к
императору, чтобы отвратить гонение на
антиохийских христиан. Настойчивые просьбы
императора Траяна принести жертву языческим
идолам были решительно отвергнуты святым
Игнатием. Тогда император решил отдать его на
съедение зверям в Риме. Святитель Игнатий с
радостью принял вынесенный ему приговор. Его
готовность к мученическому подвигу
засвидетельствована очевидцами, сопровождавшими
святого Игнатия из Антиохии в Рим.
На пути в Рим корабль, отплывший из Селевкии,
остановился в Смирне, где святой Игнатий
встретился со своим другом епископом Поликарпом
Смирнским. Из других городов и сел к святому
Игнатию стекались священнослужители и верующие.
Святитель Игнатий увещевал всех не бояться
смерти и не скорбеть о нем. В своем послании к
римским христианам от 24 августа 107 года он
просил их содействовать ему молитвами, просить
Бога укрепить его в предстоящем мученическом
подвиге за Христа: "Его ищу, за нас умершего,
Его желаю, за нас воскресшего... Моя любовь
распялась, и нет во мне огня, любящего вещество,
но вода живая и говорящая во мне, изнутри
взывает мне: «Иди к Отцу»". Из Смирны святой
Игнатий прибыл в Троаду. Здесь его застало
радостное известие о прекращении гонений на
христиан в Антиохии. Из Троады святой Игнатий
отплыл в Неаполь (в Македонию) и потом в
Филиппы. По пути в Рим святой Игнатий посещал
храмы, произносил поучения и наставления. Тогда
же он написал еще шесть посланий: к ефесянам,
магнезийцам, траллийцам, филадельфийцам, к
епископу Смирнскому Поликарпу. Все эти послания
сохранились и дошли до наших дней.
Римские христиане встретили святого Игнатия с
великой радостью и глубокой скорбью. Некоторые
из них надеялись уговорить народ отказаться от
кровавого зрелища, но святитель Игнатий умолил
не делать этого. Преклонив колена, он молился
вместе со всеми верующими о Церкви, о любви
между братиями и о прекращении гонений на
христиан. В день языческого праздника 20 декабря
святого Игнатия вывели на арену цирка, и он
обратился к народу: "Римские мужи, вы знаете,
что я осужден на смерть не ради злодеяния, но
ради Единого моего Бога, любовью к Которому я
объят и к Которому стремлюсь. Я Его пшеница и
буду смолот зубами зверей, чтобы быть Ему чистым
хлебом". Сразу же после этого были выпущены
львы.
Предание повествует, что, идя на казнь, святой
Игнатий непрестанно повторял Имя Иисуса Христа.
Когда его спросили, почему он это делает, святой
Игнатий отвечал, что носит это Имя в своем
сердце, "а Кто запечатлен в моем сердце, Того я
устами исповедую". Когда святой был растерзан,
оказалось, что сердце его нетронуто. Разрезав
сердце, язычники увидали на внутренних сторонах
его золотую надпись: "Иисус Христос". В ночь
после казни святитель Игнатий явился многим
верующим во сне, чтобы их утешить, а некоторые
видели его молящимся. Услышав о великом мужестве
святителя, Траян пожалел о нем и прекратил
гонение на христиан.
Мощи святого Игнатия перенесены в Антиохию
(сведения об этом помещены 29 января), а
впоследствии со славою возвращены и положены 1
февраля в церкви во имя священномученика
Климента, папы Римского (91-100).
|
Святого Иоанна
Кронштадтского
(дни памяти: 2 января и 1 ноября)
Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 года в семье бедного причетника Илии Михайловича и Феодоры Власьевны Сергиевых в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии.
Дед и другие предки в роду его отца были
священниками на протяжении 350 лет. Мальчик был
слаб здоровьем, часто болел. Мать подолгу
молилась о сыне, и Ваня, видя молящуюся мать,
сам учился глубокой проникновенной молитве.
Отец с раннего детства постоянно брал его в
церковь и воспитал в нем особенную любовь к
богослужению. Школьные дела у Иоанна шли плохо.
Он много молился о даровании ему разума к
постижению учения, и Господь услышал его
молитву. После приходского училища он окончил
Архангельскую духовную семинарию первым по
успеваемости и Петербургскую духовную академию.
Женился на дочери протоиерея Константина
Несвитского Елизавете. Супруги приняли на себя
подвиг девства.
По рукоположении молодой священник был назначен
ключарем Андреевского собора города Кронштадта.
В то время правительство ссылало в Кронштадт
убийц, воров и прочих уголовных преступников. На
этих отвергнутых всеми людей и обратил внимание
молодой кронштадтский священник. Ежедневно он
приходил в их землянки и подвалы не на 10-15
минут, чтобы исполнить какую-либо требу и уйти;
он шел к живой бесценной душе, к братьям и
сестрам, оставался там часами, беседовал,
увещевал, утешал, ухаживал за больными, плакал и
радовался вместе с ними. Он сам отправлялся в
лавочку за продуктами, в аптеку за лекарством,
за доктором, отдавал беднякам все свои деньги,
одежду и обувь. Уходил он оттуда радостный,
надеясь, что Господь пошлет средства для
дальнейших благодеяний. Кронштадтские жители
видели, как он возвращается домой босой и без
рясы и приносили матушке обувь, говоря: «Твой
отдал свою кому-то, придет босым».
Раздавая бедным все свои средства, отец Иоанн
скоро убедился, что такая благотворительность
недостаточна, чтобы удовлетворить всех
нуждающихся. Он призывал жителей Кронштадта
помочь бесприютным беднякам. Люди деятельно
откликнулись на просьбу пастыря. Стараниями отца
Иоанна в Кронштадте был устроен Дом трудолюбия с
мастерскими, школой, детским садом, приютом,
столовой, библиотекой, бесплатной лечебницей,
ночлежным и странноприимным домом.
Благотворительная деятельность отца Иоанна
исчислялась миллионами рублей в год. Он говорил:
«У меня своих денег нет. Мне жертвуют, и я
жертвую». Истинной здравницей скорбящих душ отец
Иоанна считал храм Христов, а самым действенным
средством исцеления — Божественную литургию.
Отец Иоанн совершал Литургию каждый день.
«Христос Спаситель установил таинство
Причащения, чтобы очистить нас огнем Своего
Божества, искоренить грех, сообщить нам Свою
святость и правду, сделать нас достойными рая и
радости неизреченной». Когда отец Иоанн молился,
казалось, он видит перед собой Бога и
дерзновенно говорит с Ним. Он умолял, упрашивал
и даже настаивал, словно, схватившись за ризу
Христову, был готов не выпустить ее из рук, пока
не будет услышан. По его молитвам стали
происходить чудотворения, и слухи о них
распространились в Кронштадте и Петербурге; их
стали публиковать и обсуждать в печати. Люди
тянулись к нему сначала десятками, затем сотнями
и тысячами. На исповеди, длившиеся по 12 часов,
приходило до 6 тысяч человек.
Андреевский собор вмещал 7 тысяч и всегда был
переполнен. Такого влияния на все слои русского
народа, какое имел отец Иоанн, не было ни у
кого. Сила слова отца Иоанна излилась в его
замечательной книге — духовном дневнике «Моя
жизнь во Христе». Не только со всей России, но и
из Европы, Индии, Америки присылали ему тысячи
писем и телеграмм с просьбой о молитве. Отец
Иоанн говорил: «Я не ищу и не искал славы, она
сама идет ко мне. Воздаю славу Тому, Кто сказал:
«Я прославлю прославляющих меня». Вместе со всем
русским народом чтил отца Иоанна и император
Александр III, который перед своей кончиной
призвал батюшку к себе в Ливадию. Отец Иоанн
позже говорил: «Я мертвых воскрешал, а
батюшку-царя не мог у господа вымолить. Да будет
на все Его святая воля».
9 декабря 1908 года отец Иоанн совершил
последнюю Литургию, а утром 20 декабря тихо
предал свой дух Богу. Похоронен в нижнем храме
основанного им в декабре 1902 года Иоанновского
женского монастыря на р. Карповке в Петербурге.
Прославлен святой праведный Иоанн Кронштадтский
Собором 1990 года.
|
Новодворской и Леньковской (Новгород-Северской), именуемой "Спасительница утопающих", икон Божией Матери
Первообраз Новодворской иконы Божией Матери был написан святителем Петром,
митрополитом Московским (память 21 декабря), предположительно в 1320 году.
Будучи еще иеромонахом монастыря на Волыни и испросив благословение игумена,
Петр оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рати, близ урочища,
которое называлось Новый Дворец, он поставил келию и стал подвизаться в
безмолвии. Впоследствии на месте его подвигов образовался монастырь, названный
Новодворским.
После подписания Брестской унии, во время гонения униатов, которые разграбили
Новодворский монастырь, святая икона была перенесена неким иеромонахом Иаковом в
Черниговский Елецкий Свято-Успенский монастырь.
Затем Черниговский Преосвященный Антоний (Стаховский) благословил этой иконой
Симеона, строителя Суражской обители (упразднен в 1766 году). 14 августа 1677
года, во время перенесения крестным ходом из старой церкви в новую, святой образ
Божией Матери явил чудесные знамения. Святитель Димитрий Ростовский, прибывший в
это время на поклонение чудотворной иконе, был свидетелем тому, что епископ
Целерский Никодим после Литургии 16 августа оглашал перед собравшимися верующими
эти чудеса.
Впоследствии чудотворный Новодворский образ Пресвятой Богородицы пребывал в
Новгород-Северском Спасо-Преображенском монастыре, который был закрыт в конце
50-х годов XX столетия. Сам первообраз святой иконы в годы лихолетия был утерян.
Одним из иноков упраздненного монастыря список с чудотворного образа был
перенесен в г. Нежин, а в 1997 году он был передан в местную Крестовоздвиженскую
церковь. В 2000 году Новодворская икона Божией Матери была помещена в киот,
каждое воскресенье перед чудотворным образом служится акафист Покрову Пресвятой
Богородицы.
Другие списки с чудотворной Новодворской иконы Божией Матери находились в
Каменском Успенском женском монастыре Новозыбковского уезда Черниговской
губернии и в Киевском Златоверхом Михайловском монастыре.
В 2004 году во время посещения Спасо-Преображенского Новгород-Северского
монастыря президентами России, Украины и Беларуси, список с чудотворной иконы,
написанный в XVIII в., был передан в дар обители.
Новодворская икона Пресвятой Богородицы представляет собой поясное изображение
Богоматери с Божественным Младенцем на Ее левой руке, главы Которых украшены
венцами.
Икона Богоматери, получившая название «Спасительница утопающих», по виду
своему была весьма ветхая: лик Предвечного Младенца было даже трудно
рассмотреть. В настоящее время икона утрачена.
Преподобного Игнатия, архимандрита Печерского, в Дальних пещерах (1435).
Преподобный Игнатий, архимандрит Киево-Печерский. В общей службе
Киево-Печерским святым о нем сказано: "Игнатие, пастырю иночествующих и
целителю болящих, в недузех наших пособствуеши тя почитающим, да в памяти твоей
песнь хвалы Богу принесем" (1 песнь канона). Погребен в Дальних (Феодосиевых)
пещерах, и память его совершается вместе с преподобными этих пещер 28 августа.
20 декабря преподобному Игнатию положена память, вероятно, по тезоименитству его
со священномучеником Игнатием Богоносцем. Еще одна память - с Собором всех отцом
Киево-Печерских во 2-ю Неделю Великого поста.
Свт. Антония, архиеп. Воронежского
(1846).
Свт. Филогония, еп. Антиохийского (323).
Св. Даниила, архиеп. Сербского (1338).
Новомч. Иоанна на о. Фасос (Греч.).
<< 1 января |
3 января >>
20 апреля 2025
года
-
Светлое Христово
Воскресение (Пасха)
Двунадесятые переходящие праздники
Церковные многодневные посты
среда и пятница всего года,
за исключением сплошных седмиц и
Святок
Сплошные седмицы
Дни особого поминовения усопших
© 2008-2025 |
Tamby.info |
Обратная связь
• 13 апреля 2025 г.
Вход Господень в Иерусалим
• 29 мая 2025 г.
Вознесение Господне
• 8 июня 2025 г.
День Святой Троицы. Пятидесятница.
•
Обрезание Господне
•
7
июля
Рождество Иоанна Предтечи
•
12
июля
Святых апостолов Петра и Павла
•
11
сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи
•
14
октября
Покров Пресвятой Богородицы
• 3 марта - 19 апреля 2025 г.
Великий пост
Петров (Апостольский) пост
• 14 - 27 августа 2025 г.
Успенский пост
• 28 ноября 2025 г. - 6 января 2026
г.
Рождественский пост
• 18 января
Крещенский сочельник
• 11 сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи
• 27 сентября
Воздвижение Креста Господня
• 7-18 января -
• 10 - 15 февраля 2025 г.-
Мытаря и фарисея
• 24 февраля - 2 марта 2025 г. -
Сырная (Масленица)
• 21-26 апреля 2025 г. -
Пасхальная (Светлая)
• 8-14 июня 2025 г. -
Троицкая
• 22 февраля 2025 г. -
• 15, 22 и 29 марта
2025 г.-
Субботы 2, 3 и 4-й седмиц Великого поста
• 29 апреля 2025 г. -
Радоница
• 9 мая -
Поминовение усопших воинов
• 7 июня 2025 г. -
Суббота Троицкая
• 1 ноября 2025 г. -
Суббота Димитриевская