|
Православный календарь. |
|
|
Православные праздники, памятные дни, посты в январе 2025 года: |
|
|
|
от 7 января до 18 января - Святки, поста нет
Рождество
Христово
день примирения,
доброты, миролюбия
Рождество - праздник тихий, домашний, спокойный.
Это праздник духовный. За столом собираются
только члены семьи и самые близкие друзья.
Согласно ветхозаветным пророкам, Христос родился
в городе Вифлееме в 5508 году от сотворения
мира. Первыми о его рождении узнали пастухи.
Приняв всем сердцем эту весть, они отправились
поклониться младенцу. Восточные мудрецы -
волхвы, также уверовавшие во Христа, предприняли
трудный путь к месту его рождения. Но были и
такие, как царь Ирод, пожелавший смерти ему.
Когда он понял, что его замысел найти младенца
не осуществился, приказал убить в Вифлееме и его
окрестностях всех мальчиков от двух лет и
младше. Он рассчитывал, что среди убитых будет и
Богомладенец, в котором видел претендента на
царский престол. Так было погублено 14000
младенцев. Они считаются первыми мучениками за
Христа.
Рождество Христово является одним из самых
красивых и торжественных христианских
праздников. Во всем христианском мире, в том
числе и на Руси, Рождество всегда отмечалось с
особым благоговением. В этот день повсюду стоят
украшенные елки, символизируя евангельское
древо, горят свечи, подобно тем, которые горели
в вифлеемском хлеву. Во многих странах в
рождественские ночи дети выходят на улицы с
пением песен-колядок. Канун рождества именуется
«сочельником». Вечер 6 января назывался также
«коляды». Сочельник — это заключительный день
Рождественского поста. Церковный устав
предписывает в этот день строгий пост с полным
воздержанием от пищи "до первой звезды",
символизирующей рождественскую звезду,
возвестившую волхвам рождество Христа.
Название
«сочельник» от слова «сочиво», так именовалось
ритуальное блюдо, обязательное в этот вечер. Оно
приготовлялось из макового или миндального
«молока» смешанного с медом, и каши из красной
пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха,
чечевицы. Туда добавлялись целые или
измельченные ядра грецких орехов, сладкого
миндаля, растертого мака. Этим блюдом начиналась
трапеза как в Рождественский, так и в Крещенский
сочельник.
Сочельник в христианском мире считается
исключительно семейным ужином. В этот день в
доме царят покой, любовь и согласие. В старину
стол посыпали сеном, затем постилали скатерть, в
центре стола ставилось блюдо с сочивом и другие
блюда. Достаточно было и напитков, как
прохладительных, так и крепких. В храмах в эти
праздничные вечерние часы шло торжественное
богослужение.
В старые времена, когда часы били полночь, все
обменивались подарками, поздравляли друг друга,
загадывали желания. Ведь считалось, что на
Рождество небо раскрывается земле, и силы
небесные исполняют все задуманное. Но желания
обязательно должны быть добрыми.
Следующий день после Рождества посвящается
Матери Христа Спасителя Пречистой Деве Марии. От
собрания верующих в храм для прославления и
благодарения Ее, этот день называется Собором
Пресвятой Богородицы.
Двенадцать последующих дней после Рождества
называются святыми днями или святками (до 17
января). Пост в эти дни отменяется. Святки — это
не только радость и веселье. Наши благочестивые
предки на святки творили дела милосердия, следуя
заповеди Спасителя: «Будьте милосерды, как и
Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36).
|
Поклонение святых волхвов: Мельхиора, Гаспара и Валтасара.
Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в
царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел
сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и
Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и
родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места,
потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода
Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в
список подданных кесаря.
В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В
известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы,
разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства,
среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только
земного величия, но даже обыкновенного удобства – родился Богочеловек, Спаситель
мира. «Таинство странное вижду и преславное, – с удивлением воспевает Святая
Церковь, – Небо – вертеп; Престол Херувимский – Деву; ясли – вместилище, в них
же возлеже невместимый Христос Бог» (ирмос 9-й песни канона). Безболезненно
родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, «повит Его и
положи в яслех» (Лк. 2).
Но среди полночной тишины, когда всё человечество объято было глубочайшим
греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на
ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: «Не бойтеся:
се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь
Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри
первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака».
Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною
звездою возвещено было волхвам «звездословцам», и в лице восточных мудрецов весь
языческий мир, незримо для него самого – преклонил свои колена пред истинным
Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы – «падше
поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принссоша Ему дары: злато и ливан и
смирну» (Мф. 2, 11).
|
Иеромонах Иов (Гумеров):
В Православной Церкви не было специального прославления волхвов, принесших дары
Младенцу Иисусу, однако их благочестие и любовь к Богомладенцу вызывают самое
высокое уважение. В Минологии Василия II (976-1025 гг.) на день праздника
Рождества Христова упомянуто событие: поклонение волхвов. У западных христиан в
праздник Богоявления (6 января по григорианскому календарю) центральным событием
является воспоминание явления звезды восточным волхвам или царям (по
европейскому поверью они были царями) в момент рождения Иисуса Христа. Поэтому
праздник Богоявления назван также Festum magorum (праздник волхвов), или Festum
regum (праздник царей). День Крещения Господня (Baptisma Christi) отмечается в
первое воскресенье после праздника Богоявления и завершает рождественский цикл.
Имена волхвов (Каспар, Мельхиор и Валтасар) впервые встречаются у Беды
Достопочтенного (672 или 673 – 27 мая 735).
О мудрецах, пришедших поклониться Богомладенцу, достоверно известно только из
святого Евангелия: войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав,
поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и
смирну (Мф.2:11). Они пришли с востока (2:1). Употребленное в тексте греческое
слово магой обозначает персидских или вавилонских жрецов, мудрецов и
звездочетов. Из какой страны были волхвы определенно сказать невозможно: скорее
всего, из Персии или Вавилонии. В этих странах были известны мессианские
ожидания иудеев благодаря пророку Даниилу, книга которого хорошо была известна
как персам, так и халдеям.
Постепенно на тему о волхвах сложилась большая литературная традиция. Перед
исследователями стоит непреодолимая трудность: отделить исторические элементы
этой традиции от легендарных. Согласно преданию, впоследствии они стали
христианами. Их крестил св. апостол Фома, который благовествовал в Парфии и
Индии. Они стали проповедниками Евангелия. В западных преданиях говорится даже о
рукоположении их св. апостолом Фомой в епископов. Говорится также о том, что их
мощи были обретены св. царицей Еленой и положены в Константинополе. Позже при
миланском епископе Евсторгии в 5-м веке они бы перенесены в Медиолан. В
настоящее время золотой ковчежец с их мощами находится в Кельнском соборе.
Дары, которые волхвы принесли Младенцу Иисусу, бережно сохранила Божия Матерь.
Перед Своим блаженным Успением она передала их Иерусалимской Церкви.
Там они
находились до 400-го года. Позже византийский император Аркадий перенес их в
Константинополь и поместил в храме Св. Софии. В 1453 году пал Константинополь. В
1470 году дочь сербского правителя Георгия Бранковича Мария (Маро), которая была
вдовой турецкого султана Мурата (Мурада) II-го (1404 - 1451) передала Дары
Волхвов монастырю святого Павла, который до 1744 года был сербским. Несмотря на
то, что она была женой султана, не приняла ислам и осталась до конца жизни
христианкой. На месте, где стояла коленопреклоненная Мария, был поставлен крест,
называемый Царицыным. В стоящей рядом часовне изображена встреча иноками этих
великих святынь. Есть предание, что благочестивая Мария сама хотела внести Дары
Волхвов в монастырь, но у стены обители, как когда-то царевну Плакидию в
монастыре Ватопед, остановил небесный голос и напомнил ей, что афонский устав
запрещает женщинам входить в обитель.
Дары Волхвов благоговейно хранятся в монастыре в нескольких небольших мощевиках:
28 небольших золотых пластин в форме трапеции, четырехугольника и
многоугольника, украшенных изящным, филигранно выполненным, орнаментом. Это –
золото, которое принесли волхвы Богомладенцу как Царю. Кроме этого хранится
около 70 небольших, величиной с маслину, шариков ладана и смирны. Святыни эти
сильно благоухают. Иногда происходит исцеление бесноватых.
2
января 2007 г.
Источник: www.pravoslavie.ru
Прпмч. Ионы и с ним 50 монахов и
мирян в Трифоно-Печенгском монастыре шведами убиенные
(1590).
Сщмч. Михаила пресвитера (1930).
<< 6 января |
8 января >>
20 апреля 2025
года
-
Светлое Христово
Воскресение (Пасха)
Двунадесятые переходящие праздники
Церковные многодневные посты
среда и пятница всего года,
за исключением сплошных седмиц и
Святок
Сплошные седмицы
Дни особого поминовения усопших
© 2008-2025 |
Tamby.info |
Обратная связь
• 13 апреля 2025 г.
Вход Господень в Иерусалим
• 29 мая 2025 г.
Вознесение Господне
• 8 июня 2025 г.
День Святой Троицы. Пятидесятница.
•
Обрезание Господне
•
7
июля
Рождество Иоанна Предтечи
•
12
июля
Святых апостолов Петра и Павла
•
11
сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи
•
14
октября
Покров Пресвятой Богородицы
• 3 марта - 19 апреля 2025 г.
Великий пост
Петров (Апостольский) пост
• 14 - 27 августа 2025 г.
Успенский пост
• 28 ноября 2025 г. - 6 января 2026
г.
Рождественский пост
• 18 января
Крещенский сочельник
• 11 сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи
• 27 сентября
Воздвижение Креста Господня
• 7-18 января -
• 10 - 15 февраля 2025 г.-
Мытаря и фарисея
• 24 февраля - 2 марта 2025 г. -
Сырная (Масленица)
• 21-26 апреля 2025 г. -
Пасхальная (Светлая)
• 8-14 июня 2025 г. -
Троицкая
• 22 февраля 2025 г. -
• 15, 22 и 29 марта
2025 г.-
Субботы 2, 3 и 4-й седмиц Великого поста
• 29 апреля 2025 г. -
Радоница
• 9 мая -
Поминовение усопших воинов
• 7 июня 2025 г. -
Суббота Троицкая
• 1 ноября 2025 г. -
Суббота Димитриевская