|
Православный календарь. |
|
|
Православные праздники, памятные дни, посты в январе 2025 года: |
|
|
|
Мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших (226-235).
Святая мученица Татиана родилась в
знатной римской семье - ее отец трижды избирался
консулом. Он был тайным христианином и
воспитал дочь преданной Богу и Церкви. Достигнув
совершеннолетия, Татиана не стала выходить замуж
и все свои силы отдала Церкви. Она была
поставлена диаконисой в одном из римских храмов
и служила Богу, в посте и молитве ухаживая за
больными и помогая нуждающимся. Праведность свою
Татиане предстояло увенчать венцом мученичества.
Когда Римом начал править шестнадцатилетний
Александр Север (222-235), вся власть
сосредоточилась в руках злейшего врага и
гонителя христиан Ульпиана. Кровь христианская
полилась рекой. Схвачена была и диакониса
Татиана. Когда ее привели в храм Аполлона, чтобы
заставить принести жертву идолу, святая
помолилась - и внезапно произошло землетрясение,
идола разнесло на куски, а часть храма
обрушилась и придавила жрецов и многих
язычников. Бес, обитавший в идоле, с воплем
бежал от того места, при этом все видели
пронесшуюся по воздуху тень.
Тогда стали бить святую деву, выкололи ей глаза,
но она терпела все мужественно, молясь за своих
мучителей, чтобы Господь открыл им духовные очи.
И Господь внял молитве Своей рабы. Палачам
открылось, что четыре Ангела окружили святую и
отводили от нее удары, и им слышан был Глас с
небес, обращенный к святой мученице. Все они,
восемь человек, уверовали во Христа и пали к
ногам святой Татианы, прося отпустить им их грех
против нее. За исповедание себя христианами они
были подвергнуты пыткам и казнены, приняв
Крещение кровью.
На другой день святую Татиану вновь предали
мучениям: ее обнажили, били, стали резать
бритвами ее тело, и тогда из ран вместо крови
истекло молоко и в воздухе разлилось
благоухание. Мучители изнемогли и заявили, что
кто-то невидимый бьет их самих железными
палками, девять из них тут же умерли. Святую
бросили в темницу, где она молилась всю ночь и с
Ангелами воспевала хвалы Господу. Настало новое
утро, и святую Татиану вновь привели на суд.
Пораженные мучители увидели, что после стольких
страшных мучений она явилась совершенно здоровой
и еще более сияющей и прекрасной, чем прежде. Ее
стали уговаривать принести жертву богине Диане.
Святая сделала вид, что согласна, и ее привели к
капищу. Святая Татиана перекрестилась и стала
молиться, - и вдруг раздался оглушительный удар
грома, и молния испепелила идола, жертвы и
жрецов.
Мученицу снова жестоко истязали, а на ночь опять
бросили в темницу, и снова к ней явились Ангелы
Божии и исцелили ее раны. На следующий день
святую Татиану привели в цирк и выпустили на нее
голодного льва; зверь не коснулся святой и стал
кротко лизать ее ноги. Льва хотели загнать
обратно в клетку, и тут он растерзал одного из
мучителей.
Татиану бросили в огонь, но и огонь не повредил
мученице. Язычники, думая, что она чародейка,
остригли ей волосы, чтобы лишить ее волшебной
силы, и заперли в храме Зевса. Но силы Божией
нельзя отнять. На третий день пришли жрецы в
окружении толпы, готовясь принести жертвы.
Отворив храм, они увидели поверженного в прах
идола и святую мученику Татиану, радостно
призывающую Имя Господа Иисуса Христа. Все пытки
были истощены, ей вынесли смертный приговор, и
мужественная страдалица была усечена мечом.
Вместе с ней, как христианин, был казнен и отец
святой Татианы, открывший ей истины веры
Христовой.
Икона Божией Матери "Акафистная" находится в Хилендарском соборном иконостасе.
Получила название "Акафистная" потому, что в 1837 году, по время пожара в храме,
пред нею читан был акафист, и она, к утешению иноков, осталась невредимой.
Икона Божией Матери "Млекопитательница" первоначально находилась в Лавре
преподобного Саввы Освященного близ Иерусалима. Святой основатель Лавры при
кончине предсказал братии, что Лавру посетит паломник из Сербии Савва, и повелел
передать ему в благословение чудотворную икону. Это и случилось в ХIII веке.
Святитель Савва Сербский, привез икону в Хилендарский монастырь на Святой Горе
Афон и поставил ее по правую сторону иконостаса, в церкви при Карейской келлии,
впоследствии названной Типикарницей, так как там хранился устав святителя Саввы.
|
Икона Божией Матери, именуемая "Попская".
Икона Божией Матери "Попская" стоит в Хилендарском соборе, при колонне
левого клироса. Некогда иерей-еретик, объявив себя православным, поступил в
Хилендарский монастырь с недобрым намерением, но был наказан. Во время крестного
хода с водосвятием он нес эту икону, оступился, упал в море и утонул. С этого
времени крестные ходы совершаются всегда с этой иконой, и носят ее непременно
иереи, оттого она и была названа сербами Попскою.
Святителя Саввы, архиепископа Сербского (1237)
Святитель Савва, первый архиепископ Сербский, в миру Ростислав (Растко), был сыном самодержца Сербии Стефана Немани и Анны, дочери греческого императора Романа. С раннего детства он усердно посещал церковные службы и питал особую любовь к инокам.
В семнадцатилетнем возрасте, встретив русского инока со
Святой Горы Афон, Ростислав тайно оставил отчий дом и прибыл
в русский Пантелеимонов монастырь. (По Промыслу Божию в год
рождения святого - 1169 - древний монастырь святого
великомученика и целителя Пантелеимона был отдан на вечное
владение русским инокам.)
Отец его, узнав, что сын на Афоне, снарядил целую дружину с
верным воеводой и написал правителю области, куда входил
Афон, что, если ему не вернут сына, он пойдет на греков
войной. Прибыв в монастырь, воевода велел глаз не спускать с
Ростислава. Во время вечернего Богослужения, когда упоенные
вином воины уснули, Ростислав принял постриг (1186 г.) и
послал родителям свою мирскую одежду, волосы и письмо. Инок
Савва сумел убедить своих державных родителей принять
монашество. Отец преподобного (память преподобного Стефана,
во иночестве Симеона, царя Сербского, 13 февраля) вместе с
сыном подвизался в Ватопедской обители. На Афоне они
обновили сербский Хилендарский монастырь, и эта обитель
получила звание царской ставропигии.
В Хилендарском монастыре преподобный Савва был посвящен в
диакона и затем во пресвитера. В Солуни за свои иноческие
подвиги на Святой Горе преподобный был удостоен сана
архимандрита. В 1219 году в Никее на праздник Успения
Пресвятой Богородицы Вселенский Патриарх Герман рукоположил
архимандрита Савву в сан Архиепископа всей Сербии. При этом
преподобный Савва испросил у греческого императора право
ищущему достоинства архиепископа быть посвящаемым в Сербии
собором епископов, что было очень важно для того времени
частых войн между восточными и западными властителями.
Прибыв из Никеи на Святую Гору, святитель в последний раз
обошел все монастыри, поклонился всем церквам и, вспоминая
блаженное житие пустынных отцов, в глубоком сокрушении
простился с подвижниками, "исходя из Святой Горы, как бы из
некоего Божественного рая". По пути с Афона, удрученный
тяжестью разлуки со Святой Горой, святитель едва шел. Только
слова явившейся святому во сне Пресвятой Богородицы - "имея
Меня Споручницею к Царю всех, Сыну и Богу Моему, о сих ли
еще скорбишь?" - вызволили его из уныния, переменив печаль
на радость. В память об этом явлении святитель заказал в
Солуни две большие иконы Спасителя и Божией Матери,
поставленные им в церкви Филокалии. В Сербии деятельность
Первосвятителя по устройству дел Церкви и отечества
сопровождалась многочисленными знамениями и чудесами. Во
время Литургии и всенощной, когда святитель приходил
покадить над гробом своего отца, преподобного Симеона,
святые мощи источали благоуханное миро.
Ведя переговоры с венгерским королем Владиславом, объявившим
войну Сербии, прославленный небесными знамениями святитель
не только доставил желанный мир своему отечеству, но и
привел в Православие венгерского монарха. Положив начало
историческому существованию самостоятельной Сербской Церкви,
святитель Савва способствовал также утверждению сербской
государственности. Чтобы укрепить независимое государство
сербов, святой архиепископ Савва венчал на царство
державного брата Стефана. По преставлении Стефана, венчая на
царство его старшего сына Радослава, святитель Савва
отправился в Святую Землю "со слезами облобызать святой Гроб
Христов и страшную Голгофу". Вернувшись на родину, святитель
благословил и венчал на царство Владислава и, для большего
утверждения престола сербского, обручил его с дочерью
болгарского князя Асана.
Святой Первосвятитель обошел всю землю Сербскую, исправил
иноческие уставы по образцу афонских и палестинских,
построил и освятил множество церквей, утверждая православных
в вере. Завершив свой подвиг на родине, святитель, назначив
своим преемником иеромонаха Арсения, рукоположив его во
епископа и преподав всем благословение, отправился в
невозвратный путь, желая "окончить дни свои странником в
земле чужой". Пройдя всю Палестину, Сирию и Персию, Вавилон,
Египет и Анатолию, повсюду посещая святые места, беседуя с
великими подвижниками, собирая священные останки святых,
святитель окончил свое странствие в Тырнове, в Болгарии, в
доме родственника царя Асана, где с духовной радостью предал
свою душу Господу († 1237).
При перенесении святых мощей святителя Саввы в Сербию в 1237
году исцеления были столь многочисленны, что болгары стали
роптать на Асана, "зачем он уступает такое сокровище". На
родине святителя его честные мощи были положены в церкви
Милешево, даруя исцеление всем приходящим с верою. Жители
Тырнова продолжали получать исцеления от остатков гроба
святителя, которые благочестивый Асан приказал собрать
вместе и положить во вновь сооруженную гробницу.
Наследие святителя Саввы Сербского живет в православном
Церковном предании славянских народов. С его именем связано
первое введение Иерусалимского Устава в славянских иноческих
обителях, по Типику святого Саввы доныне живет Сербский
Хилендарский монастырь на Афоне. Принадлежащая святителю
редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала
наиболее распространенной в Русской Церкви. В 1270 году
митрополиту Киевскому Кириллу был прислан из Болгарии первый
список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из
древнейших русских Кормчих - Рязанская Кормчая 1284 года.
Она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей,
изданной в 1653 году и неизменно с тех пор переиздававшейся
в Русской Церкви. Таков вклад святителя Саввы в каноническую
сокровищницу Православия.
|
Прп. Мартиниана и Галактиона Белоезерских
(1483).
Мч. Мертия (284-305).
Мч. Петра Авессаломита (309-310).
Прп. Евпраксии Тавенисской (393).
Мч. Евфасии девы.
Прп. Венедикта Бископа, игумена Веармаудского (689-690) (Кельт. и
Брит.).
8 мчч. Никейских (Греч.).
Св. Илии чудотворца, из "Рая" (Греч.).
Св. Феодоры Александрийской,
руководительнице монахинь.
Мч. Филофея Антиохского (305).
<< 24 января |
26 января >>
20 апреля 2025
года
-
Светлое Христово
Воскресение (Пасха)
Двунадесятые переходящие праздники
Церковные многодневные посты
среда и пятница всего года,
за исключением сплошных седмиц и
Святок
Сплошные седмицы
Дни особого поминовения усопших
© 2008-2025 |
Tamby.info |
Обратная связь
• 13 апреля 2025 г.
Вход Господень в Иерусалим
• 29 мая 2025 г.
Вознесение Господне
• 8 июня 2025 г.
День Святой Троицы. Пятидесятница.
•
Обрезание Господне
•
7
июля
Рождество Иоанна Предтечи
•
12
июля
Святых апостолов Петра и Павла
•
11
сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи
•
14
октября
Покров Пресвятой Богородицы
• 3 марта - 19 апреля 2025 г.
Великий пост
Петров (Апостольский) пост
• 14 - 27 августа 2025 г.
Успенский пост
• 28 ноября 2025 г. - 6 января 2026
г.
Рождественский пост
• 18 января
Крещенский сочельник
• 11 сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи
• 27 сентября
Воздвижение Креста Господня
• 7-18 января -
• 10 - 15 февраля 2025 г.-
Мытаря и фарисея
• 24 февраля - 2 марта 2025 г. -
Сырная (Масленица)
• 21-26 апреля 2025 г. -
Пасхальная (Светлая)
• 8-14 июня 2025 г. -
Троицкая
• 22 февраля 2025 г. -
• 15, 22 и 29 марта
2025 г.-
Субботы 2, 3 и 4-й седмиц Великого поста
• 29 апреля 2025 г. -
Радоница
• 9 мая -
Поминовение усопших воинов
• 7 июня 2025 г. -
Суббота Троицкая
• 1 ноября 2025 г. -
Суббота Димитриевская