|
Православный календарь. |
|
|
Православные праздники, памятные дни, посты в январе 2025 года: |
|
|
|
Святители Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1569)
Святитель Филипп, Митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из
знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе при
дворе московских государей. Он родился в 1507 году. Его отец, Степан
Иванович, "муж просвещенный и исполненный ратного духа", попечительно готовил
сына к государственному служению. Благочестивая Варвара, мать Феодора, кончившая
свои дни в иночестве с именем Варсонофия, сеяла в душе его семена искренней веры
и глубокого благочестия. Юный Феодор Колычев прилежал к Священному Писанию и
святоотеческим книгам, на которых зиждилось старинное русское просвещение,
совершавшееся в Церкви и в духе Церкви. Великий князь Московский, Василий III
Иоаннович, отец Иоанна Грозного, приблизил ко двору молодого Феодора, которого,
однако, не манила придворная жизнь. Сознавая ее суетность и греховность, Феодор
все глубже погружался в чтение книг и посещение храмов Божиих. Жизнь в Москве
угнетала молодого подвижника, душа его жаждала иноческих подвигов и молитвенного
уединения. Искренняя привязанность к нему юного княжича Иоанна, предвещавшая
большое будущее на поприще государственного служения, не могла удержать в граде
земном взыскующего Града Небесного.
В воскресный день, 5 июня 1537 года, в храме, за Божественной литургией, Феодору
особенно запали в душу слова Спасителя: "Никто не может работать двум господам"
(Мф. 6, 24), решившие его дальнейшую судьбу. Усердно помолившись Московским
чудотворцам, он, не прощаясь с родными, тайно, в одежде простолюдина покинул
Москву и некоторое время укрывался от мира в деревне Хижи, близ Онежского озера,
добывая пропитание пастушескими трудами. Жажда подвигов привела его в знаменитый
Соловецкий монастырь на Белом море. Там он исполнял самые трудные послушания:
рубил дрова, копал землю, работал на мельнице. После полутора лет искуса игумен
Алексий, по желанию Феодора, постриг его, дав в иночестве имя Филипп и вручив в
послушание старцу Ионе Шамину, собеседнику преподобного Александра Свирского (†
1533; память 30 августа). Под руководством опытных старцев инок Филипп
возрастает духовно, усиливает пост и молитву. Игумен Алексий посылает его на
послушание в монастырскую кузницу, где святой Филипп с работой тяжелым молотом
сочетает делание непрестанной молитвы. К началу службы в храме он всегда являлся
первым и последним выходил из него. Трудился он и в хлебне, где смиренный
подвижник был утешен небесным знамением. В обители показывали после образ
Богоматери "Хлебенный", чрез который Заступница Небесная явила Свое благоволение
смиренному Филиппу-хлебнику. По благословению игумена, святой Филипп некоторое
время проводит в пустынном уединении, внимая себе и Богу.
В 1546 году в Новгороде Великом архиепископ Феодосий посвятил Филиппа во игумена
Соловецкой обители. Новопоставленный игумен старался всеми силами поднять
духовное значение обители и ее основателей - преподобных Савватия и Зосимы
Соловецких (память 27 сентября, 17 апреля). Он разыскал образ Божией Матери
Одигитрии, принесенный на остров первоначальником Соловецким, преподобным
Савватием, обрел каменный крест, стоявший когда-то перед келлией преподобного.
Были найдены Псалтирь, принадлежавшая преподобному Зосиме († 1478) первому
игумену Соловецкому, и ризы его, в которые с тех пор облачались игумены при
службе в дни памяти чудотворца. Обитель духовно возрождалась. Для упорядочения
жизни в монастыре был принят новый устав. Святой Филипп построил на Соловках два
величественных храма - трапезный храм Успения Божией Матери, освященный в 1557
году, и Преображения Господня. Игумен сам работал как простой строитель, помогая
класть стены Преображенского собора. Под северной папертью его он ископал себе
могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти
годы процветает в обители: учениками святого игумена Филиппа были и при нем
подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (память 3 июля, 16
октября), Вассиан и Иона Пертоминские (память 5 и 12 июня).
Для тайных молитвенных подвигов святой Филипп часто удалялся на безмолвие в
глухое пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии
название Филипповой пустыни. Но Господь готовил святого угодника для иного
служения и иного подвига. В Москве о соловецком отшельнике вспомнил любивший его
когда-то в отроческие годы Иоанн Грозный. Царь надеялся, что найдет в святителе
Филиппе верного сподвижника, духовника и советника, который по высоте монашеской
жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством. Святость митрополита,
по мнению Грозного, должна была одним кротким духовным веянием укротить нечестие
и злобу, гнездившуюся в Боярской думе. Выбор первосвятителя Русской Церкви
казался ему наилучшим.
Святитель долго отказывался возложить на себя великое бремя предстоятеля Русской
Церкви. Духовной близости с Иоанном он не чувствовал. Он пытался убедить царя
уничтожить опричнину, Грозный же старался доказать ему ее государственную
необходимость. Наконец, Грозный царь и святой митрополит пришли к уговору, чтобы
святому Филиппу не вмешиваться в дела опричнины и государственного управления,
не уходить с метрополии в случаях, если царь не сможет исполнить его пожеланий,
быть опорой и советником царя, как были опорой московских государей прежние
митрополиты. 25 июля 1566 года свершилось посвящение святого Филиппа на кафедру
Московских Святителей, к сонму которых предстояло ему вскоре присоединиться.
Иоанн Грозный, один из величайших и самых противоречивых исторических деятелей
России, жил напряженной деятельной жизнью, был талантливым писателем и
библиофилом, сам вмешивался в составление летописей (и сам внезапно оборвал нить
московского летописания), вникал в тонкости монастырского устава, не раз думал
об отречении от престола и монашестве. Каждый шаг государственного служения, все
крутые меры, предпринятые им для коренной перестройки всей русской
государственной и общественной жизни, Грозный стремился осмыслить как проявление
Промысла Божия, как действие Божие в истории. Его излюбленными духовными
образцами были святой Михаил Черниговский (память 20 сентября) и святой Феодор
Черный (память 19 сентября), воины и деятели сложной противоречивой судьбы,
мужественно шедшие к святой цели, сквозь любые препятствия, встававшие пред ними
в исполнении долга перед Родиной и перед Святой Церковью. Чем сильнее сгущалась
тьма вокруг Грозного, тем решительнее требовала его душа духовного очищения и
искупления. Приехав на богомолье в Кириллов Белозерский монастырь, он возвестил
игумену и соборным старцам о желании постричься в монахи. Гордый самодержец пал
в ноги настоятелю, и тот благословил его намерение. С тех пор всю жизнь, писал
Грозный, "мнится мне, окаянному, что наполовину я уже чернец". Сама опричнина
была задумана Грозным по образу иноческого братства: послужив Богу оружием и
ратными подвигами, опричники должны были облачаться в иноческие одежды и идти к
церковной службе, долгой и уставной, длившейся от 4 до 10 часов утра. На
"братию", не явившуюся к молебну в четыре часа утра, царь-игумен накладывал
епитимию. Сам Иоанн с сыновьями старался усердно молиться и пел в церковном
хоре. Из церкви шли в трапезную, и пока опричники ели, царь стоял возле них.
Оставшиеся яства опричники собирали со стола и раздавали нищим при выходе из трапезной. Слезами покаяния Грозный, желая быть почитателем святых подвижников, учителей покаяния, хотел смыть и выжечь грехи свои и своих соратников, питая уверенность, что и страшные жестокие деяния вершатся им ко благу России и торжеству Православия. Наиболее ярко духовное делание и иноческое трезвение Грозного раскрывается в его "Синодике": незадолго до смерти по его велению были составлены полные списки убиенных им и его опричниками людей, которые были затем разосланы по всем русским монастырям. Весь грех перед народом Иоанн брал на себя и молил святых иноков молить Бога о прощении его исстрадавшейся души.
Самозванное иночество Грозного, мрачным игом тяготевшее над Россией, возмущало
святителя Филиппа, считавшего, что нельзя смешивать земного и небесного,
служения креста и служения меча. Тем более, что святой Филипп видел, как много
нераскаянной злобы и ненависти скрывается под черными шлыками опричников. Были
среди них и просто убийцы, очерствевшие в безнаказанном кровопролитии, и
мздоимцы-грабители, закоренелые в грехе и преступлении. Попущением Божиим
история часто делается руками нечестивцев, и как бы ни желал Грозный обелить
пред Богом свое черное братство, кровь, пролитая его именем насильниками и
изуверами, взывала к небу. Святитель Филипп решился противостать Грозному. Это
было связано с новой волной казней в 1567-1568 годах.
Осенью 1567 года, едва царь выступил в поход на Ливонию, как ему стало известно о боярском заговоре. Изменники намеревались захватить царя и выдать польскому королю, уже двинувшему войска к русской границе. Иоанн Грозный сурово расправился с заговорщиками и вновь пролил много крови. Грустно было святому Филиппу, но сознание святительского долга понуждало его смело выступить в защиту казненных. Окончательный разрыв наступил весной 1568 года. В Неделю Крестопоклонную, 2 марта 1568 года, когда царь с опричниками пришел в Успенский собор, как обычно, в монашеских облачениях, святитель Филипп отказался благословить его, но стал открыто порицать беззакония, творимые опричниками: "учал митрополит Филипп с государем на Москве враждовати об опричнине". Обличение Владыки прервало благолепие церковной службы. Грозный в гневе сказал: "Нам ли противишься? Увидим твердость твою! - Я был слишком мягок с вами", - добавил царь, по свидетельству очевидцев.
Царь стал проявлять еще большую жестокость в преследовании всех противившихся
ему. Казни следовали одна за другой. Участь святителя-исповедника была решена.
Но Грозный хотел соблюсти канонический порядок. Боярская дума послушно вынесла
решение о суде над Главой Русской Церкви. Над Митрополитом Филиппом был устроен
соборный суд в присутствии поредевшей Боярской думы. Нашлись лжесвидетели: к
глубокой скорби святителя, это были иноки из возлюбленной им Соловецкой обители,
его бывшие ученики и постриженики. Святого Филиппа обвиняли во множестве мнимых
преступлений, до колдовства включительно. "Я - пришелец на земле, как и все отцы
мои, - смиренно отвечал святитель, готов страдать за истину". Отвергнув все
обвинения, святой страдалец пытался прекратить суд, объявив о добровольном
сложении митрополичьего сана. Но отречение его не было принято. Мученика ждало
новое поругание. Уже по вынесении приговора о пожизненном заточении в темнице,
святого Филиппа заставили служить Литургию в Успенском соборе. Это было 8 ноября
1568 года. В середине службы в храм ворвались опричники, всенародно зачитали
соборное осуждение, порочившее святителя, сорвали с него архиерейское облачение,
одели в рубище, вытолкали из храма и на простых дровнях отвезли в Богоявленский
монастырь. Мученика долго томили в подвалах московских монастырей, ноги старца
забивали в колодки, держали его в оковах, накидывали на шею тяжелую цепь.
Наконец, отвезли в заточение в Тверской Отрочь монастырь. Там год спустя, 23
декабря 1569 года, святитель принял мученическую кончину от руки Малюты
Скуратова. Еще за три дня святой старец предвидел окончание своего земного
подвига и причастился Святых Таин. Мощи его были преданы земле первоначально там
же, в монастыре, за алтарем храма. Позже совершилось перенесение их в Соловецкую
обитель (11 августа 1591) и оттуда - в Москву (3 июля 1652). Память святителя
Филиппа праздновалась Русской Церковью с 1591 года в день его мученической
кончины - 23 декабря. С 1660 года празднование было перенесено на 9 января.
|
Мученика Полиевкта (259)
Святой Полиевкт был первым
мучеником в армянском городе Мелитине. Он
был воином при императоре Декии (249-251) и
пострадал за веру во Христа при императоре
Валериане (253-259). Святой был другом воина
Неарха, твердого христианина, а сам, ведя
добродетельную жизнь, оставался язычником.
Когда настало гонение на христиан, Неарх сказал
Полиевкту: "Друг, мы скоро разлучимся с тобой,
меня возьмут на мучения, а ты, пожалуй,
отречешься от дружбы со мной". Полиевкт отвечал
ему, что видел во сне Христа, Который снял с
него одежду и надел другую, светлую. "С этой
минуты, - сказал он, - я готов служить Господу
Иисусу Христу".
Возгоревшись духом, святой Полиевкт вышел на
городскую площадь, разорвал висевший там царский
указ об обязательном поклонении идолам и выбил
из рук жрецов идолов, которых они несли. Тесть
его, правитель Фелокс, которому было поручено
исполнять царский указ, ужаснулся поступку
святого Полиевкта и заявил, что теперь он должен
будет умереть. "Иди, прощайся с женой и детьми",
- сказал он. Пришла жена и стала в слезах
умолять мужа отречься от Христа, заплакал и
тесть его Фелокс. Но святой Полиевкт остался
непреклонным в своем решении пострадать за
Христа. С радостью преклонил он свою голову под
меч палача и крестился в собственной крови
(†259).
Вскоре, когда Церковь Христова при
равноапостольном Константине восторжествовала по
всей римской империи, в Мелитине был воздвигнут
храм во имя святого мученика Полиевкта. Многие
чудотворения совершались по молитвенному
предстательству святого Полиевкта. В его храме
горячо молились о даровании сына родители
преподобного Евфимия Великого (память 20
января). Рождение великого светильника
Православия в 376 году свершилось, таким
образом, по благословению святого мученика
Полиевкта. Чтителем его памяти был также
святитель Акакий, епископ Мелитинский, участник
III Вселенского Собора и великий поборник
Вселенской истины. Как на Востоке, так и на
Западе мученик Полиевкт почитается как хранитель
клятв и договоров.
Преподобного Евстратия чудотворца (IX).
Преподобный Евстратий происходил из города Тарса. 20-ти лет он тайно ушел из дома родителей и поселился в Авгаровской обители (на Олимпе в Малой Азии).
Там он проводил строгую подвижническую жизнь, питаясь только хлебом и водой, ночи же проводя в молитвах. Спустя некоторое время он был избран настоятелем обители. В царствование иконоборца Льва Армянина (813-820) преподобный Евстратий, скрываясь от преследования, скитался в горах и пустынях, а после смерти царя возвратился в монастырь. Молитва не сходила с его уст, он непрестанно повторял слова: "Господи, помилуй!"
Перед смертью он дал наставление инокам: не привязываясь к земным благам,
постоянно думать о будущей жизни. Осенив себя святым крестом, он произнес: "В
руки Твои, Господи, предаю дух мой" и скончался мирно, 95-ти лет от роду.
|
Святителя Петра, епископа Севастии Армянской (IV)
Святитель Петр, епископ Севастийский, был братом святителей Василия Великого и Григория Нисского (память 1 и 10 января).
В воспитании его принимала большое участие старшая сестра, благочестивая Макрина (память 19 июля).
Святитель Василий Великий посвятил святого Петра во пресвитера, а после смерти святого Василия он был поставлен епископом Севастии (в Армении). Святитель Петр присутствовал на II Вселенском Соборе в 381 году, созванном в Константинополе против ереси Македония.
Сщмч. Павла пресвитера (1943).
Прор. Самея (X в. до Р.Х.).
Св. Адриана Кентерберийского (659) (Кельт. и
Брит.).
Новомц. Парфины Едесской в Македонии (1375).
Св. Ионы (в схиме Петра) основателя киевского
Свято-Троицкого монастыря (1902).
Перенесения мощей св. Иудока пустынника
Понфейского.
Св. Филана игумена Стрфиланского.
<< 21 января |
23 января >>
20 апреля 2025
года
-
Светлое Христово
Воскресение (Пасха)
Двунадесятые переходящие праздники
Церковные многодневные посты
среда и пятница всего года,
за исключением сплошных седмиц и
Святок
Сплошные седмицы
Дни особого поминовения усопших
© 2008-2025 |
Tamby.info |
Обратная связь
• 13 апреля 2025 г.
Вход Господень в Иерусалим
• 29 мая 2025 г.
Вознесение Господне
• 8 июня 2025 г.
День Святой Троицы. Пятидесятница.
•
Обрезание Господне
•
7
июля
Рождество Иоанна Предтечи
•
12
июля
Святых апостолов Петра и Павла
•
11
сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи
•
14
октября
Покров Пресвятой Богородицы
• 3 марта - 19 апреля 2025 г.
Великий пост
Петров (Апостольский) пост
• 14 - 27 августа 2025 г.
Успенский пост
• 28 ноября 2025 г. - 6 января 2026
г.
Рождественский пост
• 18 января
Крещенский сочельник
• 11 сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи
• 27 сентября
Воздвижение Креста Господня
• 7-18 января -
• 10 - 15 февраля 2025 г.-
Мытаря и фарисея
• 24 февраля - 2 марта 2025 г. -
Сырная (Масленица)
• 21-26 апреля 2025 г. -
Пасхальная (Светлая)
• 8-14 июня 2025 г. -
Троицкая
• 22 февраля 2025 г. -
• 15, 22 и 29 марта
2025 г.-
Субботы 2, 3 и 4-й седмиц Великого поста
• 29 апреля 2025 г. -
Радоница
• 9 мая -
Поминовение усопших воинов
• 7 июня 2025 г. -
Суббота Троицкая
• 1 ноября 2025 г. -
Суббота Димитриевская