TamBY.info
|
Православный
календарь. |
|
|
Православные праздники, памятные дни, посты в апреле 2024 года: |
|
|
Патриарх Иов (в миру Иоанн) родился в 30-е годы ХVI в. в семье посадских людей города Старицы Тверской губернии. Отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре, куда отец отдал его на воспитание. В этой обители он принял монашество с наречением имени Иов. Около 1569 года обитель посетил царь Иоанн Грозный, инок Иов привлек к себе его благосклонное внимание и вскоре был возведен в сан архимандрита. В 1571-1572 годах он настоятель Симонова Успенского монастыря в Москве, в 1575-1580 годах — Новоспасского. В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского. В 1586 году стал архиепископом Ростова Великого и в 1587 году — митрополитом Московским. 23 января 1589 г. при участии патриарха Константинопольского Иеремии состоялось наречение, а 26 января — торжественное поставление митрополита Иова в патриарха Московского и всея Руси.
Патриарх Иов ежедневно совершал Божественную литургию, читал наизусть Евангелие,
Псалтирь и Апостол. «Во дни его не обретеся человек подобен ему, ни образом, ни
нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом», —
отмечает его жизнеописатель.
Со смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году пресеклась мужская линия династии
Рюриковичей, начался период государствен-ных нестроений, известный в истории
России как Смутное время. Патриарх Иов, будучи уже старым и больным, составил
обличительные грамоты, в которых Лжедимитрий назван своим настоящим именем
беглого монаха Григория Отрепьева, обманщика и самозванца. Эти грамоты отрезвили
многих, но Лжедимитрий успел заручиться поддержкой Польши и Ватикана, обещая
ввести в России унию. В январе 1605 года патриарх Иов предал анафеме Лжедимитрия
и поддерживающих его изменников. 13 апреля 1605 года скоропостижно скончался
царь Борис Годунов. В Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам.
Патриарх Иов отказался присягнуть Лжедимитрию и был низложен. Слуги Лжедимитрия
ворвались в Успенский собор Кремля, чтобы убить патриарха. Святитель молился в
это время перед Владимирской иконой Божией Матери. Сторонники самозванца сорвали
с патриарха архиерейское облачение и не дали окончить Литургию. Он претерпел
множество поношений и был сослан в Старицкий Успенский монастырь. В конце дней
своих он благословил на патриаршество митрополита Казанского Ермогена. Через два
года, 19 июня 1607 года, патриарх Иов скончался и был погребен в Успенском
Старицком монастыре. В 1652 г. мощи святителя перенесены в Москву в Успенский
собор.
Прославлен святитель в 1989 г.
|
Память преставления святителя Филиппа Перваго, Митрополита Московского (1473)
Святитель Филипп I, Митрополит Московский, был избран на первосвятительскую
кафедру в 1464 году. До этого он был епископом Суздальским. В течение десяти
лет святитель Филипп I возглавлял Московскую митрополию, с его именем связаны
важные церковные мероприятия.
Опираясь на поддержку великого князя Московского Иоанна Васильевича, святитель
Филипп I постоянно удерживал Великий Новгород от признания митрополита
Литовского Григория Болгарина, в прошлом униата, главой всей Русской митрополии.
Святитель Филипп I направлял в Новгород грамоты, в которых призывал новгородцев
оставаться верными Москве и в церковном, и в государственном отношении.
При святителе Филиппе I в Московском Кремле началось строительство нового
Успенского собора — главной святыни Русской Церкви. Во время строительства в
1472 году было совершено обретение мощей святителей Петра, Киприана, Фотия и
Ионы и установлено празднование в память этого события.
Значительные труды и заботы прилагал святитель Филипп I к упорядочению жизни
приходского духовенства, он особенно содействовал улучшению нравственной жизни
вдовых священников и диаконов.
4 апреля 1473 года святитель Филипп I внезапно заболел, а 5 апреля последовала
его блаженная кончина. После преставления стал известен его особый подвиг: на
теле его обнаружили тяжелые металлические вериги, о которых никто не знал до его
кончины. В 1479 году, во время торжества перенесения мощей Московских Святителей
во вновь построенный, Успенский собор, мощи святителя Филиппа I были обретены
нетленными. Память святителя празднуется также 5 апреля, в день его кончины.
|
Мучеников Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303)
Святые мученики Агафопод диакон и Феодул чтец жили в Фессалониках в
царствование императоров Диоклитиана (284-305) и Максимиана (284-305) и состояли
в церковном причте: святой диакон Агафопод был глубоким старцем, а святой
Феодул, чтец, был юн.
Оба отличались праведной жизнью и благочестием. Однажды святой Феодул в сонном
видении увидел, как неизвестный человек в светлой одежде вложил ему в руку
какой-то предмет. Когда он проснулся, то увидел в руке прекрасный перстень с
изображением Креста и решил, что это знак его будущего мученичества. Силою
изображенного на перстне Креста святой исцелил многих больных и обращал
язычников к вере во Христа Спасителя.
Когда император Диоклитиан издал указ (303) о гонении на христиан, многие
пытались укрыться от преследований, но святые Агафопод и Феодул безбоязненно
продолжали вести Евангельскую проповедь.
Правитель Фессалоник Фаустин, узнав об этом, приказал привести их к себе на суд.
Увидев юность и красоту святого Феодула, Фаустин пытался лестью убедить его
отказаться от христианства и вернуться к узаконенным жертвоприношениям. На это
мученик Феодул ответил, что он давно уже отрекся от заблуждений и жалеет
Фаустина, который своей преданностью язычеству осуждает себя на вечную смерть.
Правитель предложил мученику выбор: благополучную жизнь или немедленную смерть.
Святой ответил, что выбирает, конечно, жизнь, но жизнь вечную, и временной
смерти не боится.
Когда Фаустин потерял надежду убедить мученика Феодула, он стал уговаривать
святого Агафопода. Правитель пытался обмануть его и сказал, что святой Феодул
уже согласился принести жертву богам. Но мученик Агафопод не поверил этому. Он
был уверен, что святой Феодул готов принести жизнь свою Истинному Богу, Господу
Иисусу Христу.
Не добившись успеха, Фаустин приказал отправить мучеников в темницу. В темнице
святые мученики горячо молились и смело проповедовали узникам Слово Божие, так
что многих обратили в христианство. Начальник тюрьмы Евтиний донес об этом
правителю.
Фаустин вновь призвал их на суд и стал снова убеждать отречься от Христа. Перед
глазами святого Феодула заставили приносить жертвы идолам тех, кто ранее были
христианами, но изменили вере. "Немощных вы победили, а крепких воинов Христовых
ни в каком случае не сможете победить, если даже изобретете и еще большие
мучения!" - сказал святой Феодул. Правитель приказал мученику принести
христианские книги. "Вот, мое тело отдается для мучений, - отвечал мученик, -
делай с ним, что хочешь; замучь меня самым жестоким способом, но все же я не
отдам Святых Книг для поругания нечестивым!"
Фаустин приказал привести святого Феодула на место казни, где палач приготовил
меч, чтобы отсечь ему голову. Мученик мужественно и с радостью воскликнул:
"Слава Тебе, Боже, Отче Господа моего, Иисуса Христа, изволившего пострадать за
нас. Вот по благодати Его и я иду к Тебе, с радостью умираю за Тебя!" Тогда
Фаустин отменил казнь и снова заключил мучеников в темницу. Там святые мученики
горячо молились и оба увидели одинаковый сон. Они плыли на корабле, который во
время бури потерпел крушение. Волны выбросили их на берег в белых, сияющих
одеждах. Святые рассказали друг другу видение и возблагодарили Бога за
предвещенную им мученическую кончину.
Наутро, когда мучеников снова привели к Фаустину, они объявили ему: "Мы -
христиане и за Христово Имя готовы претерпеть любые страдания". Фаустин приказал
бросить их в море. Воины привязали святому Агафоподу камни, а он громко
возгласил: "Это будет нам вторым Крещением, которым омоются наши прегрешения, и
мы чистыми придем ко Христу". Вслед за ним был брошен в море и святой Феодул (†
303).
Море выбросило на берег тела мучеников в светлых одеждах, без камней и без веревок. Христиане взяли их святые тела и предали честному погребению.
|
Сщмч. Алексия
пресвитера (1930).
Сщмч. Николая пресвитера (1931).
Прп. Пуплия Египетского (IV).
Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV).
Прп. Марка Афинского (400).
Прп. Платона исп., игум. Студийского
(814).
Прп. Феодоры Солунской (892).
Новомч. Георгия (1801).
5 дев мцц. в Неанидоре Лесбосском
(Греч.).
Мчч. Феодоры и Дидима Александрийских
(305).
Мч. Ферма.
Новомч. Аргира Константинопольского
(1725).
Новомч. Панагиота Иерусалимского
(1820).
Св. Дерфеля Линдерфельского.
Прп. Етельбурги королевы и игумении
Кентской.
Мчч. Клавдия, Диодора, Виктора,
Викторина, Папия, Серапиона и Никифора
(Греч.).
<< 17 апреля |
19 апреля >>
5 мая 2024
года - Светлое Христово
Воскресение (Пасха)
Двунадесятые переходящие праздники
Церковные многодневные посты
• 1 - 11 июля
2024 г.
среда и пятница всего года,
за исключением сплошных седмиц и Святок
Сплошные седмицы
Дни особого поминовения усопших
© 2008-2024 |
Tamby.info |
Обратная связь
• 28 апреля 2024 г.
Вход Господень в Иерусалим
• 13 июня 2024 г.
Вознесение Господне
• 23 июня 2024 г.
День Святой Троицы. Пятидесятница.
Великие праздники
•
14
января
Обрезание Господне
•
7
июля
Рождество Иоанна Предтечи
•
12
июля
Святых апостолов Петра и Павла
•
11
сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи
•
Покров Пресвятой Богородицы
• 18 марта - 4 мая 2024 г.
Великий пост
Петров (Апостольский) пост
• 14 - 27 августа 2024 г.
Успенский пост
• 28 ноября 2024 г. - 6 января 2025
г.
Рождественский пост
Церковные однодневные посты
• 18 января
Крещенский сочельник
• 11 сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи
• 27 сентября
Воздвижение Креста Господня
• 7-18 января -
Святки
• 26 февраля -2 марта 2024 г.-
Мытаря и фарисея
• 11-17 марта 2024 г. -
Сырная (Масленица)
• 6-11 мая 2024 г. -
Пасхальная (Светлая)
• 24-29 июня 2024 г. -
Троицкая
• 9 марта 2024 г. -
Вселенская родительская суббота
• 30 марта, 6 и 13 апреля
2024 г.-
Субботы 2, 3 и 4-й седмиц Великого поста
• 14 мая 2024 г. -
Радоница
• 9 мая -
Поминовение усопших воинов
• 22 июня 2024 г. -
Суббота Троицкая
• 2 ноября 2024 г. -
Суббота Димитриевская