TamBY.info
|
Православный
календарь. |
|
|
Православные праздники, памятные дни, посты в апреле 2025 года: |
|
|
Неделя Ваий, 6-я Великого поста.
Торжественный вход Иисуса в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных
страданий. Об этом событии рассказывают в своих Евангелиях все четыре
евангелиста (см. Мф. 21,1-11; Мк. 11,1-11; Лк. 19,29-44; Ин. 12,12-19).
У евреев был обычай: цари и победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах,
и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал их.
Исполняя пророчества Ветхого Завета (см. Зах. 9,9), Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как Царь земной или победитель в войне, а как Царь, Царство Которого не от мира сего (Ин. 18,36) как Победитель греха и смерти. Еврейский народ, находившийся под римским игом, ожидал Мессию как политического освободителя, и всем казалось, что Чудотворец, вчера воскресивший Лазаря и некогда накормивший 5 тысяч народа, вполне может быть именно тем земным вождем, который приведет свой народ к политической независимости и земному царству наслаждения.
Из находившихся тогда на улицах Иерусалима только Один Христос знал, что вместо
земного царства Он приносит человеку Царство Небесное, вместо избавления от
земного рабства Он освобождает человека от рабства гораздо худшего - от рабства
греху. Он Один знал, что путь, усеянный ныне пальмовыми ветвями, ведет к Кресту
и Голгофе. Это царское прославление Христа перед Его смертью Церковь вспоминает
для показания, что страдания Спасителя были вольными.
Этот праздник на Руси давно называется Вербным воскресением. Название это
происходит от того, что на этот праздник верующие приходят с ветками, как
правило, ивовых растений - вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые
первыми распускаются весной, в ознаменование тех ветвей, которые резали иудеи,
встречавшие Иисуса во Иерусалиме. Конечно, на юге используют цветы и ветви
других деревьев, как правило, пальм. В России, в Беларуси, где таких деревьев
нет и где первой распускается верба, с древних времен стали использовать ее
ветви, почему и сам праздник стал называться Вербным воскресением. Но подлинное
его название - Вход Господень в Иерусалим, или Неделя Ваий, Цветоносное
воскресение.
В этот праздничный день, как и в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы,
несмотря на продолжающийся Великий пост, разрешается вкушение рыбных блюд.
|
Иверская икона (которая сейчас хранится на Афоне) в IХ веке находилась у
одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле
(829-842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и
один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места
потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам
деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с
сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в
море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, несколько дней видя
в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ,
стоящий на воде.
После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок
Иверского монастыря святой Гавриил Грузин (память 12 июля), по повелению Божией
Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в
храме.
Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители.
Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу
Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их
Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами.
Поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею. (Сведения об иконе
помещены также
26 октября.)
|
Священномученика Ипатия, епископа Гангрского (ок. 326)
Священномученик Ипатий, епископ Гангрский, был епископом города Гангры в Пафлагонии (Малая Азия). В 325 году он принимал участие в I Вселенском Соборе в Никее, на котором была предана анафеме ересь Ария.
Когда в 326 году святитель Ипатий возвращался из Константинополя в Гангры, в
пустынном месте на него напали последователи раскольников Новата и Фелициссима.
Еретики изранили его мечами и кольями и сбросили с высокого берега в болото.
Подобно первомученику архидиакону Стефану, святитель Ипатий молился за убивавших
его. Одна женщина-арианка ударила святителя камнем по голове, и он скончался.
Убийцы скрыли тело мученика в пещере, где его обнаружил крестьянин, хранивший
там солому. Опознав тело епископа, он поспешил сообщить об этом в город, и
жители Гангр с честью погребли мощи своего любимого архипастыря.
После смерти мощи святителя Ипатия прославились многочисленными чудотворениями,
в особенности изгнанием бесов и исцелением болезней.
С давних пор священномученик Ипатий особо чтился в Русской земле. Так, в 1330
году в Костроме был построен Ипатьевский монастырь, на месте явления Божией
Матери с Предвечным Младенцем и предстоящими святыми - апостолом Филиппом и
священномучеником Ипатием, епископом Гангрским. Этот монастырь впоследствии
занимал значительное место в духовной и общественной жизни нашего народа,
особенно в годы Смутного времени. Древнейшие списки жития священномученика
Ипатия были широко распространены в русской письменности, и один из них вошел в
состав Четиих Миней митрополита Макария (1542-1564). В этом житии сохранилась
запись о явлении Спасителя святителю Ипатию накануне мученической кончины.
Почитаемому святому составлялись молитвы, похвальные слова и поучения в день его
памяти. Благоговейное почитание святителя Ипатия выразилось и в литургическом
творчестве русских авторов. В ХIХ веке была написана новая служба
священномученику Ипатию, отличающаяся от службы, написанной преподобным Иосифом
Студитом, содержащейся в мартовской Минее.
|
Святителя Ионы, митрополита Киевского, Московского и всея России, чудотворца (1461)
Святитель Иона, митрополит Московский и всея России чудотворец, родился в
городе Галиче в благочестивой христианской семье. Отца будущего Святителя
звали Феодором. В двенадцатилетнем возрасте юноша принял постриг в одном из
галичских монастырей, откуда перешел в московский Симонов монастырь, где много
лет исполнял различные послушания. Однажды святитель Фотий, митрополит
Московский (память 27 мая и 2 июля), посетил Симонов монастырь и, после молебна,
преподав благословение архимандриту и братии, пожелал благословить иноков,
исполнявших послушание на монастырских работах. Когда он пришел в пекарню, то
увидел уснувшего от многих трудов инока Иону, правая рука утомленного инока была
согнута в благословляющем жесте. Святитель Фотий просил не будить его,
благословил спящего инока и пророчески предсказал присутствовавшим, что этот
монах будет великим святителем Русской Церкви и многих наставит на путь
спасения.
Предсказание Святителя исполнилось. Через несколько лет святитель Иона был
поставлен епископом Рязани и Мурома.
В 1431 году скончался святитель Фотий. Через пять лет после его смерти за
добродетельную и святую жизнь митрополитом Всероссийским был избран святитель
Иона. Когда новоизбранный митрополит отправился к Патриарху Иосифу II
(1416-1439) в Константинополь, чтобы принять поставление на митрополию, то
оказалось, что незадолго до того зломудренный Исидор, по происхождению болгарин,
уже был посвящен на русскую митрополию. Недолго пробыв в Киеве и Москве, Исидор
отправился на Флорентийский собор (1438), где принял унию. Собор русских
архиереев и духовенства низложил митрополита Исидора, и тот вынужден был тайно
бежать в Рим (где умер в 1462 году). На Всероссийскую митрополию единодушно был
избран святитель Иона. Посвящение его по благословению Константинопольского
Патриарха Григория III (1445-1450) впервые совершено русскими архиереями в
Москве. 15 декабря 1448 года святитель Иона вступил на Митрополию и с
архипастырской ревностью стал утверждать благочестие среди пасомых, словом и
делом укрепляя православную веру в стране. И при своем высоком сане он
по-прежнему не оставлял личных монашеских подвигов. За труды на благо Церкви
Христовой святитель Иона удостоился от Бога благодатного дара чудотворений и
прозорливости. В 1451 году татары неожиданно подступили к Москве, сожгли
окрестности и готовились к нападению на город. Митрополит Иона с клиром совершал
крестный ход по стенам города, со слезами моля Бога о спасении града и людей.
Увидев престарелого монаха Антония, инока Чудова монастыря, который отличался
добродетельной жизнью, святитель Иона сказал: "Сын и брат мой Антоний! Помолись
милостивому Богу и Пречистой Богородице об избавлении города и всех православных
христиан". Смиренный Антоний ответил: "Великий святитель! Благодарим Бога и
Пречистую Его Матерь: услышала Она молитвы твои и умолила Сына Своего, город и
все православные христиане будут спасены по твоим молитвам. Враги скоро будут
побеждены. Только мне одному суждено от Господа быть убитому врагами". Едва
старец сказал это, как вражеская стрела пронзила его.
Предсказание старца Антония сбылось: 2 июля, в праздник положения Ризы Пресвятой
Богородицы, в рядах татар произошло смятение, и они в неведомом страхе и ужасе
обратились в бегство. Святитель Иона вскоре построил на своем дворе храм в честь
положения Ризы Пресвятой Богородицы в память избавления Москвы от врагов.
Блаженная кончина святителя Ионы последовала в 1461 году. При гробе Святителя
стали совершаться многочисленные исцеления.
В 1472 году мощи святого митрополита Ионы были обретены нетленными и положены в
Успенском соборе Кремля (празднование перенесения святых мощей совершается 27
мая). Собор Русской Церкви 1547 года установил праздновать святителю Ионе,
митрополиту Московскому, особую память. В 1596 году Патриарх Иов установил
празднование святителю Ионе в соборе других Московских Святителей, 5 октября.
|
Святителя Иннокентия, митрополита Московского (1879)
Святитель Иннокентий (Вениаминов),
митрополит Московский и Коломенский
(26.VIII.1797-31.III.1879), прославлен
Русской Православной Церковью 6.Х.1977.
Родился он в селе Ангинском Иркутской
епархии. Апостол Америки и Сибири свое
благовестие пронес "даже до края земли": на
Алеутские острова (с 1823 г.) на шести
наречиях местных племен на о. Ситху (с 1834
г.), среди колошей (тлинкитов); в
отдаленнейшие селения обширной Камчатской
епархии (с 1853 г.); среди коряков, чукчей,
тунгусов в Якутском крае (с 1853 г.) и
Северной Америке (в 1857 г.); в Амурском и
Уссурийском крае (с 1860 г.).
Проводя большую часть жизни в путешествиях,
святитель Иннокентий перевел на алеутский
язык Катехизис, Евангелие, в 1833 г. написал
на этом языке одно из лучших творений
Православного миссионерства - "Указание пути
в Царствие Небесное"; в 1859 г. впервые
услышали Слово Божие и Богослужение на своем
родном языке якуты. Дважды (в 1860 и 1861
гг.) святитель Иннокентий встречался с
Апостолом Японии - святителем Николаем,
передав ему свой духовный опыт.
Замечательный проповедник, святитель Иннокентий говорил: "Только тот, кто избыточествует верою и любовью, может иметь уста и премудрость, ей же не возмогут противиться сердца слушающих".
Начав апостольские труды приходским
священником, святитель Иннокентий завершил
их на кафедре Московских первоиерархов (с
5.I.1868 по 31.III.1879). Преданный воле
Божией в течение всей жизни, он оставил
завет веры своим преемникам, указав на слова
пророка: "От Господа стопы человеку
исправляются" (Пс. 36, 23). Память святителя
Иннокентия празднуется дважды в год: 23.IХ.
(6.Х) и 31.III. (13.IV).
|
Сщмч. Иоанна
пресвитера (1938).
Прп. Ипатия целебника, Печерского, в
Дальних пещерах (XIV).
Прп. Аполлония Египетского (IV).
Сщмчч. Авды, еп. Персидского, и Вениамина
диакона (418-424).
Прп. Ипатия, игумена Руфианского (ок.
446).
Прав. Иосифа прекрасного.
38 мчч., усеченных мечом при Юлиане
(361-363).
Свт. Акакия, исповед. еп. Метиленского.
Прп. Власия Аморейского (Греч.).
Мч. Менандера (Греч.).
Св. Стефана монаха-чудотворца
(Греч.).
<< 12 апреля |
14 апреля >>
20 апреля 2025
года
- Светлое Христово
Воскресение (Пасха)
Двунадесятые переходящие праздники
Церковные многодневные посты
среда и пятница всего года,
за исключением сплошных седмиц и
Святок
Сплошные седмицы
Дни особого поминовения усопших
© 2008-2025 |
Tamby.info |
Обратная связь
• 13 апреля 2025 г.
Вход Господень в Иерусалим
• 29 мая 2025 г.
Вознесение Господне
• 8 июня 2025 г.
День Святой Троицы. Пятидесятница.
•
Обрезание Господне
•
7
июля
Рождество Иоанна Предтечи
•
12
июля
Святых апостолов Петра и Павла
•
11
сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи
•
14
октября
Покров Пресвятой Богородицы
• 3 марта - 19 апреля 2025 г.
Великий пост
Петров (Апостольский) пост
• 14 - 27 августа 2025 г.
Успенский пост
• 28 ноября 2025 г. - 6 января 2026
г.
Рождественский пост
• 18 января
Крещенский сочельник
• 11 сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи
• 27 сентября
Воздвижение Креста Господня
• 7-18 января -
• 10 - 15 февраля 2025 г.-
Мытаря и фарисея
• 24 февраля - 2 марта 2025 г. -
Сырная (Масленица)
• 21-26 апреля 2025 г. -
Пасхальная (Светлая)
• 8-14 июня 2025 г. -
Троицкая
• 22 февраля 2025 г. -
• 15, 22 и 29 марта
2025 г.-
Субботы 2, 3 и 4-й седмиц Великого поста
• 29 апреля 2025 г. -
Радоница
• 9 мая -
Поминовение усопших воинов
• 7 июня 2025 г. -
Суббота Троицкая
• 1 ноября 2025 г. -
Суббота Димитриевская