Преподобномученицы Февронии девы (ок. 304)
Преподобномученица Феврония дева пострадала в царствование Диоклитиана
(284-305). Она воспитывалась в монастыре в городе Сиваполе (Ассирийская
область). Настоятельницей обители была игумения Вриенна, тетка святой Февронии.
Игумения, заботясь о спасении святой Февронии, назначила ей более строгий образ
жизни, чем остальным инокиням. По уставу обители по пятницам сестры оставляли
свои послушания и весь день проводили в молитве и чтении Священного Писания.
Обычно игумения поручала чтение святой Февронии.
Слава о ее благочестивой жизни распространилась по городу. Знатная молодая вдова
Иерия, язычница, стала посещать святую Февронию. Под влиянием ее наставлений и
молитв она приняла святое Крещение и привела к Христовой вере своих родителей и
родственников.
Диоклитиан направил в Ассирию для истребления христиан отряд воинов во главе с
Лисимахом, Селином и Примом. Селин, дядя Лисимаха, отличался жестокостью в
отношении христиан, а Лисимах был расположен к ним, так как его мать старалась
внушить сыну любовь к христианской вере и умерла христианкой. Лисимах
договорился со своим родственником Примом по мере возможности избавлять христиан
от рук мучителей. Когда отряд воинов приблизился к обители, насельницы скрылись.
В монастыре остались только игумения Вриенна, ее помощница Фомаида и святая
Феврония, которая в то время тяжело болела. Игумения сильно скорбела, что ее
племянница попадет в руки мучителей, которые могли надругаться над ней, и горячо
молилась, чтобы Господь сохранил ее и укрепил в исповедании Христа Спасителя.
Селин приказал привести к нему всех инокинь обители. Прим с отрядом воинов не
нашел никого, кроме двух стариц и святой Февронии. Он сожалел, что и они не
скрылись, и предложил инокиням уйти. Но инокини решили не покидать места своих
подвигов и положиться на волю Господню.
Прим рассказал Лисимаху о необыкновенной красоте святой Февронии и советовал
взять ее себе в жены. Лисимах ответил, что не желает соблазнять дев, посвященных
Богу, и просил Прима укрыть где-нибудь оставшихся инокинь, чтобы они не попали в
руки Селина. Один из солдат подслушал разговор и донес Селину. Святую Февронию
со связанными руками и цепью на шее привели к военачальнику. Селин предложил ей
отказаться от веры во Христа и принести жертву языческим богам, он обещал
почести, награды и брак с Лисимахом. Святая дева твердо и неустрашимо ответила,
что имеет Бессмертного Жениха и не променяет Его ни на какие земные блага. Селин
подверг ее жестоким мукам. Святая молились: "Спаситель мой, не покинь меня в
этот страшный час!" Мученицу долго били, кровь ручьями текла из ран. Чтобы
увеличить страдания святой Февронии, ее повесили на дереве и разожгли под ней
огонь. Мучения были так бесчеловечны, что народ стал криком требовать
прекращения истязания ни в чем не повинной девушки. Но Селин продолжал
издеваться и насмехаться над мученицей. Святая Феврония молчала. От слабости она
не могла говорить ни слова. В ярости Селин приказал вырвать ей язык, выбить
зубы, отрезать груди и, наконец, отсечь обе руки и ноги. Люди не выносили
ужасного зрелища и уходили с места мучения, проклиная Диоклитиана и его богов.
Среди толпы присутствовала инокиня Фомаида, которая впоследствии подробно
описала мученический подвиг святой Февронии, и ученица святой девы Иерия. Она
вышла из толпы и во всеуслышание укоряла Селина за безмерную жестокость. Он
приказал схватить ее, но, узнав, что Иерию как знатную женщину небезопасно
подвергать истязаниям, оставил ее, сказав: "Своими речами ты навлекаешь на
Февронию еще большие муки". Наконец, святой мученице Февронии отсекли голову.
Уходя с места казни, Лисимах плакал и затворился в своем помещении. Селин
собирался обедать, но не мог принять пищи и ходил по покоям своего дворца.
Внезапно, посмотрев вверх, он вдруг лишился языка, замычал подобно волу, упал и,
ударившись о мраморную колонну, разбил себе голову и тут же умер. Когда Лисимах
узнал о происшедшем, то произнес: "Велик Бог христианский, Он достоин почитания,
потому что отомстил за неповинную кровь!" Он приготовил ковчег, вложил в него
рассеченное тело мученицы и отнес в монастырь. Игумения Вриенна упала без
чувств, увидев изуродованные останки святой Февронии. К вечеру она пришла в
чувство и повелела открыть монастырские ворота, чтобы все могли прийти
поклониться святой мученице и прославить Бога, даровавшего ей такое терпение в
страданиях за Христа Спасителя. Лисимах и Прим тогда же отреклись от
идолопоклонства, приняли Крещение и иночество. Иерия передала свое богатство в
монастырь и просила игумению Вриенну принять ее в обитель вместо святой
Февронии.
Ежегодно, в день мученический кончины святой Февронии, в обители совершалось
торжество. Во время всенощного бдения сестры обители всегда видели святую
Февронию, которая занимала свое обычное место в храме. От мощей святой мученицы
совершались многочисленные чудеса и исцеления. Житие святой Февронии было
написано свидетельницей ее подвига инокиней Фомаидой.
В 363 году мощи святой Февронии были перенесены в Константинополь.
Вскоре после кончины святой Февронии святой Иаков, епископ Низибийский (память
13 января по ст.ст.), создал церковь и перенес в нее частицу мощей святой
мученицы.