TamBY.info
|
Церковный календарь. |
|
|
Православные праздники, дни памяти в июле: |
Собор Радонежских святых.
Во
всем мире известна Троице-Сергиева Лавра.
Преподобный Сергий «зажег малую лампаду на этом
священном месте более 600 лет назад, и от этой
неиссякающей огнем лампады зажигаются все новые
и новые светильники в сердцах православных
верующих людей. Отсюда, из стен Лавры, вышло
бесчисленное множество монахов и священников,
которые пронесли свет от лампады Преподобного
Сергия во все концы земли, по всем странам
мира».
Троице-Сергиев монастырь возник накануне
перелома в русской истории: в середине XIV века
началось возвышение Москвы и собирание вокруг
нее величественного и своеобразного государства,
Московской Руси.
Преподобный Сергий жил в эпоху, когда
богословское учение о Святой Троице получило
развитие в Православной Церкви в связи с
исихастским духовным опытом, с богословскими
творениями святителя Григория Паламы и других
византийских богословов.
Преподобный Сергий опытно познал тайну
Живоначальной Троицы, став, по слову апостола,
«причастником Божеского естества», достиг
возможного на земле мистического приобщения к
таинственной жизни Божественной Троицы. (Ин. 14,
23).
Преподобный старец Сергий сам исполнял слово
Божие и старался возвести и приобщить к
Триипостасному Божеству всех, с кем имел
общение. Духовное делание всех поколений
учеников Преподобного Сергия было основано на
почитании Живоначальной Троицы.
Духовным символом собирания Русской земли стал
храм во Имя Живоначальной Троицы, воздвигнутый
Преподобным Сергием. Около храма Живоначальной
Троицы возникает обитель. Троице-Сергиева
обитель была школой и для всех приходивших туда,
ибо каждый уносил с собой частицу ее духовного
огня.
Иногда не было хлеба у братии, но всегда они
были дружны между собой и приветливы к
приходившим: жизнь иноков протекала в строгом
порядке, рассудительности и спокойствии; каждый
исполнял свое послушание с молитвой, и вместе
молились после трудов.
Преподобный требовал от братии, наряду с
физическими трудами (в которых всегда был
первым), неустанного чтения. И сам он, по словам
его ученика Епифания, «книги часто читал, читал
прилежно».
Книжной премудрости Преподобный Сергий начал
учиться еще в Ростове. Известно, что учение ему
давалось с трудом. Господь послал ему Ангела в
образе старца, который сказал святому отроку
такие слова: «Ведай, что отныне Господь подает
тебе разумение книжное паче братии твоих и
товарищей, так что и других будешь пользовать».
Там же, в Ростове, получили образование близкие
к Преподобному Сергию святитель Пермский Стефан
и преподобный Епифаний Премудрый, обучавшиеся в
монастыре во имя святого Григория Богослова,
именуемом «Затвор». Радонежский игумен
поддерживал связь с родиной и, возможно, посещал
Григорьев затвор, приходя туда из своей Троицкой
обители.
Митрополит Алексий, святитель Московский, хотел
видеть Преподобного Сергия своим преемником.
Никоновская летопись повествует, что святитель
просил Радонежского подвижника прибыть в Москву
и сказал ему: «Вот, я вижу себя приближающимся к
концу и желаю при жизни своей избрать мужа,
который мог бы после меня пасти стадо Христово;
и вот, я тебя избрал править слово истины, и все
(люди) тебя желают и требуют».
Лаврская библиотека обязана своим возникновением
святому Радонежскому игумену. Основу лаврского
книгохранилища составляли рукописи, среди
которых главное место принадлежит словам и
поучениям святого Григория Богослова, которого
часто называют «певцом Пресвятой Троицы».
Наиболее ранние из них — ростовского
происхождения.
Направление школы Преподобного Сергия
Радонежского определилось составом духовных
книг. Книги, которыми руководствовался
Преподобный Сергий,— «Душеполезные поучения»
преподобного аввы Дорофея, «Лествица»
преподобного Иоанна Лествичника и «Слова
подвижнические» преподобного Исаака Сирина —
составили основу духовного делания и его
учеников. Под влиянием книг в обители «у Троицы»
преобразовывался дух русских людей. Чтение
духовных книг вдохновляло резчиков по дереву,
камню и металлу, а также иконописцев,
каллиграфов и певцов. Так на единой благодатной
основе созидалась культура России.
Преподобный Сергий основал в 1373 году в
Серпухове монастырь в честь Зачатия святой Анны
и послал туда игуменом одного из своих учеников
— преподобного Афанасия. Впоследствии
преподобный Афанасий Высоцкий отбыл в
Константинополь, при нем трудились собранные им
переводчики и переписчики книг, иконописцы,
которые обогатили русскую культуру многими
духовными богатствами, присланными из
Византийской столицы.
Игумен земли Русской, его ученики и ученики
учеников создали четвертую часть всех русских
монастырей — твердынь веры, благочестия,
просвещения и патриотизма. Сбылось обетование
Божие, открытое Преподобному во время молитвы,
когда он услышал чудный голос: «Сергий! Ты
молишься о детях твоих духовных: Господь принял
твою молитву. Посмотри кругом — видишь, какое
множество иноков собрано тобою под твое
руководство во Имя Живоначальной Троицы».
Подобно дивным птицам, явленным Преподобному
Сергию в видении, окрыленные «у Троицы»,
разлетелись питомцы Радонежского чудотворца по
лицу Руси. Посеянное святым игуменом семя
выросло в огромное древо русского монашества, с
большими ветвями духовного преемства.
Во всех православных патриотических движениях
разных эпох русской истории иноки Троицкой
обители всегда были в первых рядах. Именно в
этом монастыре началось исправление
богослужебных книг. Здесь, в Лавре, в годы
польской интервенции начала XVII века возник
центр освободительного движения. После Смутного
времени преподобный Дионисий, настоятель
обители, используя лаврские рукописи, посылал
книги в Москву, боролся за то, чтобы книга
заняла должное место в русской жизни. Даже в
трудный для национальной культуры XVIII век, в
1742 году, в Лавре была открыта Духовная
Семинария, которая «приближалась своими старшими
классами к высшей школе». В 1814 году здесь была
открыта образованная из Славяно-Греко-Латинской
Академии Московская Духовная Академия, которая
воспитала богословов, историков и филологов,
получивших признание во всем мире.
В XIX веке Лавра достигла значительного расцвета
при наместнике архимандрите Антонии, который
содействовал возрождению старчества в обители,
опираясь на связи с Опти-ной пустынью, а также
имел общение с преподобным Серафимом Саровским.
И ныне дом Живоначальной Троицы является
духовным центром Русской Православной Церкви.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси,
Предстоятель Русской Церкви, находится под
благодатным покровительством Преподобного
Сергия, ибо является Священно-архимандритом
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Здесь находятся Московские Духовные школы. Здесь
совершал деяния Поместный Собор Русской
Православной Церкви 1971 г. Здесь трудятся на
благо родного народа, для его спасения смиренные
иноки, которые вместе со своим народом и Русской
Церковью готовятся к празднованию 1000-летия
Крещения Руси.
10 июля 1981 года, по благословению Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Пимена, было
установлено празднование Собора Радонежских
святых на следующий день после праздника в честь
обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского
— 6 (19) июля.
История установления Собора Радонежских святых
восходит к середине XVII века, когда было
осознано значение Преподобного Сергия как
избранного воеводы и защитника Отечества. Именно
тогда были составлены первые списки учеников
Преподобного Сергия, был напечатан «Канон
молебен преподобным и богоносным отцем нашим
игумену Сергию и ученику его Никону,
чудотворцам». Приблизительно к тому же времени
относится написание иконы Собора Радонежских
святых, которую поместили на западной стороне
левого столпа Троицкого собора, и местной иконы
(1671) преподобных Сергия и Никона, которая была
поставлена у северных врат в иконостасе
Троицкого собора.
Последующие события в установлении Собора
Радонежских святых связаны с именем митрополита
Московского Филарета (Дроздова; 1867). В 1843
году наместник Троице-Сергиевой Лавры
архимандрит Антоний (Медведев; 1877), по
благословению и под наблюдением митрополита
Филарета, устроил общежительное отделение Лавры
— Гефсиманский скит. 27 сентября 1853 года в
скиту была освящена трапезная церковь во имя
преподобных Сергия и Никона Радонежских. Но еще
к «летнему» празднику Обретения мощей
Преподобного Сергия (5 июля) была составлена
«Служба преподобным отцем нашим Сергию и Никону,
Радонежским чудотворцам. В храме их, в ските
Гефсимании». В дарственной надписи (из-за нового
переплета сохранившейся не в автографе, а в
копии) сказано: «Жертвую на храм преподобных
Сергия и Никона, что в ските Гефсиманском. 3
июля 1853 г. Архимандрит Антоний». Эта рукопись
службы долгое время хранилась у известного
лаврского звонаря «слепого Сережи» (1942), а
затем перешла к его ученику Константину (1981).
Служба состоит из соединения текстов служб
Преподобному Сергию (на 25 сентября) и
преподобному Никону (на 17 ноября). Значение
рукописи Гефсиманского скита в том, что она
зафиксировала богослужебную практику
Троице-Сергиевой Лавры середины XIX века. В
данном издании служба преподобным Сергию и
Никону Радонежским публикуется по Гефсиманской
рукописи 1853 года, с включением канона середины
XVII века.
11 июня 1981 года наместник Троице-Сергиевой
Лавры архимандрит Иероним (1982) освятил новый
придел в честь Собора Радонежских святых,
устроенный в северной части храма в честь Всех
святых, в земле Российской просиявших, что под
Успенским собором обители. На следующий день
после праздника Обретения святых мощей
Преподобного Сергия 6(19) июля 1981 года было
впервые совершено торжественное празднование
Собора Радонежских святых. В том же году были
составлены тропарь, кондак и молитва Радонежским
святым. К службе Преподобному Сергию, которая
была взята за основу, присоединили службу
преподобному Михею Радонежскому издания 1913
года, в которой упоминаются другие ученики аввы
Сергия. Позднее была составлена особая Служба
Радонежских святых.
На протяжении ХIV — XX веков сложился Патерик
Троице-Сергиевой Лавры, в который входит более
семидесяти пяти угодников Божиих.
Обретение мощей праведной девы Иулиании, княжны Ольшанской (XVI).
Обретение мощей праведной девы Иулиании, княжны Ольшанской. Святая Иулиания жила в первой четверти ХVI века. Ее отец, князь Юрий Дубровицкий-Ольшанский, был одним из благотворителей Киево-Печерской Лавры. Праведная дева скончалась на 16 году жизни. Тело ее, погребенное в Киево-Печерской Лавре близ Великой церкви, было обретено нетленным при архимандрите Елисее Плетенецком (1599-1624). Святые мощи сгорели при пожаре в Великой церкви Киево-Печерской Лавры в 1718 году, а останки были переложены в раку и поставлены в Ближних пещерах. Архимандрит Петр Могила (впоследствии Митрополит Киевский), которому святая явилась во сне и упрекала за малое внимание к ее гробу, повелел устроить новую раку. На гробнице святой тогда была сделана надпись: "По воле Творца неба и земли живет по всея лета Юлиания, помощница и великая в Небе заступница. Здесь кости - врачевство против всех страданий... Райския селения собой украшаешь, Юлиания, как цветок прекрасный..."
|
Преподобного Сисоя Великого († 429).
Чрезвычайно строгий к себе, преподобный Сисой был очень милостив и сострадателен
к ближним и всех принимал с любовью. Тех, кто посещал его, преподобный всегда
прежде всего учил смирению. На вопрос одного пустынника, как он мог достичь
непрестанного памятования о Боге, преподобный заметил: "Это еще немного, сын
мой, важнее того - считать себя ниже всех, потому что такое уничижение
способствует приобретению смирения". Спрошенный монахами, достаточно ли одного
года для покаяния впадшему в грех брату, - преподобный Сисой сказал: "Я верую в
милосердие Человеколюбца Бога, и если человек покается всей душой, то Бог примет
его покаяние в течение трех дней".
Когда преподобный Сисой лежал на смертном одре, окружавшие старца ученики
увидели, что лицо его просияло. Они спросили умирающего, что он видит. Авва
Сисой ответил, что он зрит святых пророков и апостолов. Ученики спросили, с кем
Преподобный беседует? Он сказал, что пришли Ангелы за его душой, а он просит их
дать ему еще хоть краткое время на покаяние. "Тебе, отче, нет нужды в покаянии",
- возразили ученики. Но преподобный Сисой, по своему великому смирению, ответил:
"Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего". После этих слов
лицо святого аввы просияло так, что братия не дерзали на него смотреть.
Преподобный успел сказать им, что видит Самого Господа, и святая душа его отошла
в Царство Небесное.
|
Богородско-Уфимской иконы Божией Матери (1621).
Время обретения чудотворной Богородско-Уфимской иконы Божией Матери (копия Казанской, только более темных тонов) относится к началу XVII века – времени, когда на территории современной Башкирии образовывались первые православные поселения. Явилась она чудесным образом одному из крестьян села Кадомцева Уфимского уезда в 1621 году за три дня до празднования Казанской иконе Пресвятой Богородицы. После такого чудесного и удивительного события село Кадомцево было переименовано в Богородское и под этим названием просуществовало до 1931 года.
В XVII–XIX веках чудотворный образ именовался Казанским и Богородским, а с
начала XX века – Богородским (Уфимским).
В 1622 году в селе был построен первый – деревянный – храм в честь Богородской
иконы Божией Матери, в котором и пребывала святыня. В XVIII веке с явленной
иконы был сделан список, обе иконы пользовализь особым почитанием среди
православных: одна из них была помещена в местном храме села, а первообраз было
решено передать для всенародного почитания в кафедральный собор города Уфы,
оговорив, однако, что в день, установленный для ее почитания – день празднования
Казанской иконе Божией Матери, святая икона будет приноситься в село для
совершения молебна в Богородском храме. На месте явления чудотворного образа с
того времени стал бить целебный источник – Богородский родник. Так было положено
начало традиции ежегодных крестных ходов из города Уфы в село Богородское,
которые совершались с 1688 года (по другим сведениям, с 1707 года) до начала
30-х годов XX столетия. По многочисленным и настоятельным просьбам православных
верующих святую Богородскую икону носили и по другим местностям Уфимской
епархии.
В XVIII веке икона Божией Матери Богородско-Уфимская была внесена в списки
святынь Российской земли.
Икона Божией Матери Богородско-Уфимская почиталась как Покровительница и
Заступница Уфы и всего Уфимского края: она неоднократно защищала эту землю от
эпидемий холеры, голода, стихийных бедствий, а также от набегов врагов и разбоя.
Именно по горячим молитвам перед чудотворной иконой был спасен от захвата и
разграбления бандами сподвижника Пугачева Чики Зарубина город Уфа. Поэтому и
300-летний юбилей Уфы отмечался в 1874 году 8 июля – в день чествования
Чудотворной Заступницы города.
В конце XIX века установилась традиция считать годом явления иконы 1727-й, что
не соответствует действительности. Архивные данные, которые полностью
соответствуют и преданию, изложенному в «Сказании о святой чудотворной иконе
Божией Матери, по изображению именуемой Казанскою, а по месту явления
Богородскою», свидетельствуют о том, что 1727 год – это год проведения
восстановительных работ и перестройки первой деревянной церкви, сооруженной в
1622 году в селе Богородском.
В тяжкие 30-е годы XX века храм, освященный в честь Богородской иконы Пресвятой
Богородицы, был закрыт и разграблен, чудотворный образ был реквизирован
представителями советской власти, а название «Богородско-Уфимская икона» изъято
из общероссийского списка. В 60-е годы прошлого столетия Богородский родник был
залит бетоном и засыпан многометровым слоем песка.
В наши дни, когда повсюду восстанавливаются порушенные и поруганные в годы
безбожной власти храмы и монастыри, возвращаются православные святыни,
возобновляется и народное почитание Богородско-Уфимской иконы Божией Матери. С
осени 1990 года началось восстановление храма бывшего села Богородского (ныне
Калининский район г. Уфы), возрожден и целебный источник – Богородский родник.
С 1993 года чудотворная Казанская (Богородско-Уфимская) икона вновь вошла в
список чудотворных святынь Русской Православной Церкви.
|
Новосщмч. Симона (Шлеева), еп. Уфимского
(1921).
Прмч. Евфимия (1931).
Прмч. Феодора (1943).
Прп. Сисоя, схимника Печерского, в Дальних
пещерах (XIII).
Мчч. Марина, Марфы, Авдифакса, Аввакума, Кирина,
Валентина, Астерия пресвитера в Риме (269).
Мчч. Исавра диакона, Иннокентия, Филикса, Ермия,
Василия, Перегрина, Руфа и Руфина (III).
Мч. Коинта Фригийского (ок. 283).
Мц. Лукии девы и с нею мчч. Рикса, Антония,
Лукиана, Исидора, Диона, Диодора, Кутония,
Ароноса, Капика и Сатура (301).
Блгв. князя Глеба Всеволодовича, иже в Киеве (XII).
Прп. Моненны, основательницы монастыря Киллееви
в Ирландии (518) (Кельт. и Брит.).
Собор свв. апп. Архиппа, Филимона и Онисима
(Греч.).
Мчч. Аполлония, Александра и Епимаха (Греч.).
Новомч. монаха Кирилла Афонского, пострадавшего
в Фессалонике (1566).
Св. Варнавы, старца Гефсеманского скита
Сергиевской Лавры (1906).
Св. Гоара иеромонаха, пустынника и миссионера
Рейнского (649) (Германия).
<< 18 июля | 20 июля >>
|
|
|
16 апреля 2023 года - Светлое Христово Воскресение (Пасха) |
|
|
|
|