|
Православный календарь. |
|
|
Православные праздники, памятные дни, посты в июне 2024 года: |
|
|
Седмица 1-я по Пятидесятнице.
Преподобного Онуфрия Великого (IV)
Житие преподобного Онуфрия Великого и других отшельников
IV века, подвизавшихся во внутренней Фиваидской пустыне в
Египте (в том числе преподобного Тимофея Пустынника,
преподобных Иоанна, Андрея, Ираклемона (Ираклавмона),
Феофила и иных) написано их современником, монахом одного из
Фиваидских монастырей преподобным Пафнутием.
Однажды ему пришла мысль пойти в глубь пустыни, чтобы самому
увидеть подвизавшихся там отцов и услышать от них, как они
спасаются. Он вышел из обители и углубился в пустыню. Через
четверо суток инок дошел до пещеры и нашел в ней тело давно
умершего старца. Похоронив отшельника, преподобный Пафнутий
пошел дальше. Через следующие четверо суток он встретил еще
пещеру и по следам на песке узнал, что в ней кто-то обитает.
На закате солнца он увидел стадо буйволов и ходящего среди
них человека. Он был наг, но покрыт, словно одеждой,
длинными волосами. Это был преподобный Тимофей пустынник.
Увидев человека, преподобный Тимофей подумал, что это
привидение, и начал молиться. Святой Пафнутий уверил
пустынника, что он живой человек-христианин.
Преподобный Тимофей оказал ему гостеприимство и рассказал,
что в пустыне он подвизается уже 30 лет и впервые за это
время видит человека. В молодости преподобный Тимофей жил в
общежительном монастыре, но его смутил помысл спасаться
одному. Преподобный Тимофей ушел из монастыря и жил вблизи
города, питаясь от трудов своих рук (он был ткач). Однажды к
нему с заказом пришла женщина и он впал с ней в грех.
Опомнившись, согрешивший инок ушел далеко в пустыню, где с
терпением переносил скорби и болезни как заслуженное
наказание от Бога. Когда он уже готовился умереть от голода,
то чудесным образом получил исцеление.
С тех пор преподобный Тимофей мирно жил в полном уединении,
питался плодами финиковой пальмы, утоляя жажду водой из
источника. Преподобный Пафнутий просил старца позволить ему
остаться в пустыне. Но тот ответил, что ему не вынести
бесовских искушений, которым подвергаются пустынножители,
благословил его и снабдил на дорогу финиками и водой.
Отдохнув в пустынном монастыре, преподобный Пафнутий
предпринял второе путешествие в глубь пустыни. Он шел 17
дней. Запас хлеба и воды кончился, и преподобный Пафнутий
дважды падал от изнеможения. Его подкреплял Ангел. На 17-й
день преподобный Пафнутий дошел до горы и сел отдохнуть.
Здесь он увидел приближавшегося к нему человека, с головы до
ног покрытого белыми волосами и препоясанного по бедрам
листвой. Вид старца устрашил святого Пафнутия, он вскочил и
побежал на гору. Старец сел у подножия горы. Когда, подняв
голову, он увидел преподобного Пафнутия, то позвал его к
себе. Это и был великий пустынник - преподобный Онуфрий. По
просьбе святого Пафнутия он рассказал о себе.
Преподобный Онуфрий жил в полном одиночестве в дикой пустыне
60 лет. В молодости он воспитывался в Фиваидском монастыре
Эрити. Узнав от старцев о великой тяжести и высоте жизни
пустынников, которым Господь посылает через Ангелов Свою
помощь, преподобный Онуфрий возгорелся духом подражать их
подвигам. Ночью он тайно вышел из обители и увидел пред
собой светлый луч. Святой Онуфрий испугался и решил
вернуться, но голос Ангела-хранителя подвиг его на
дальнейший путь. В глубине пустыни преподобный Онуфрий нашел
пустынника и остался учиться у него пустынному житию и
борьбе с диавольскими искушениями. Когда старец убедился,
что святой Онуфрий укрепился в этой страшной борьбе, он
довел его до указанного для подвигов места и оставил одного.
Ежегодно старец приходил к нему и через несколько лет, придя
к преподобному Онуфрию, скончался.
По просьбе преподобного Пафнутия, преподобный Онуфрий
рассказал о своих подвигах и трудах и о том, как Господь
утешил его: около пещеры, где он жил, выросла финиковая
пальма и открылся источник чистой воды. Двенадцать ветвей
пальмы поочередно приносили плоды, и преподобный не терпел
голода и жажды. Тень пальмы укрывала его от полуденного
зноя. Ангел приносил святому хлеб и каждые субботу и
воскресенье причащал его, как и других пустынников, Святых
Таин.
Преподобные беседовали до вечера. Вечером между старцами
появился белый хлеб, и они вкусили его с водой. Ночь старцы
провели в молитве. После утреннего пения преподобный
Пафнутий увидел, что лицо преподобного Онуфрия изменилось, и
испугался за него. Святой Онуфрий сказал: "Бог, Милосердный
ко всем, послал тебя ко мне, чтобы ты предал погребению мое
тело. В сегодняшний день я окончу мою временную жизнь и
отойду к жизни бесконечной, в покое вечном ко Христу моему".
Преподобный Онуфрий завещал святому Пафнутию, чтобы он
рассказал о нем всем братьям-подвижникам и всем христианам
ради их спасения.
Преподобный Пафнутий просил благословения остаться в
пустыне, но святой Онуфрий сказал, что на это нет воли
Божией, и велел вернуться в обитель и поведать всем о жизни
Фиваидских пустынников. Благословив преподобного Пафнутия и
простившись с ним, святой Онуфрий долго со слезами молился,
затем возлег на землю, произнес свои последние слова: "В
руки Твои, Боже мой, предаю дух мой", - и скончался.
Преподобный Пафнутий с плачем отодрал от своей одежды
подкладку и завернул в нее тело великого пустынника, которое
положил в углубление большого камня, наподобие гроба, и
засыпал множеством мелких камней. Затем он стал молиться,
чтобы Господь разрешил ему до конца жизни остаться на месте
подвигов преподобного Онуфрия. Внезапно пещера обвалилась,
пальма засохла, а источник иссяк.
Поняв, что ему нет благословения остаться, преподобный
Пафнутий отправился в обратный путь.
Через 4 дня преподобный Пафнутий дошел до пещеры, где его
встретил пустынник, пребывавший в пустыне более 60 лет.
Кроме двух других старцев, с которыми он подвизался вместе,
этот пустынник никого не видел. Всю неделю подвижники
проводили в одиночестве в пустыне, а в субботу и воскресенье
сходились вместе для псалмопения. Питались они хлебом,
который приносил Ангел. Так как была суббота, пустынники
собрались вместе. Вкусив полученный от Ангела хлеб, они всю
ночь провели в молитве. Уходя, преподобный Пафнутий спросил
имена старцев, но они сказали: "Бог, знающий все, знает и
имена наши. Поминай нас, да сподобимся видеть друг друга в
Горних селениях Божиих".
Продолжая путь, преподобный Пафнутий встретил оазис, который
поразил его красотой и обилием плодоносных деревьев. Из
пустыни к нему вышли четверо обитавших здесь юношей. Юноши
рассказали преподобному Пафнутию, что в детстве они жили в
городе Оксинрихе (Верхняя Фиваида) и вместе обучались
грамоте. Они горели желанием посвятить свою жизнь Богу.
Сговорившись уйти в пустыню, юноши вышли из города и после
нескольких дней пути достигли пустыни. Их встретил сияющий
светом муж и привел к старцу-пустыннику. "Вот уже шесть лет,
- сказали юноши, - мы живем на этом месте. Старец наш прожил
здесь один год и преставился. Мы живем сейчас одни, питаемся
плодами деревьев, а вода у нас из источника". Юноши назвали
свои имена. Это были святые Иоанн, Андрей, Иракламвон (Ираклемон)
и Феофил. Всю неделю юные пустынники подвизались отдельно
друг от друга, а в субботу и воскресенье сходились в оазис и
возносили общую молитву. В эти дни являлся Ангел и причащал
их Святых Таин. Ради преподобного Пафнутия они не ушли в
пустыню, а всю неделю молились все вместе. В следующую
субботу и воскресенье святой Пафнутий вместе с юношами
сподобился причаститься из рук Ангела Святых Таин и услышать
сказанные Ангелом слова: "Да будет вам Пищей Нетленной,
Веселием Нескончаемым и Жизнью Вечной Тело и Кровь Господа
Иисуса Христа, Бога нашего".
Преподобный Пафнутий дерзнул испросить у Ангела позволения
до конца дней остаться в пустыне. Ангел ответил, что Бог
указал ему иной путь - возвратиться в Египет и поведать всем
христианам о жизни пустынников.
Простясь с юношами, преподобный Пафнутий через три дня пути
вышел к краю пустыни. Здесь находился небольшой скит. Братия
встретили его с любовью. Преподобный Пафнутий рассказал все,
что узнал о святых отцах, встреченных им в глубине пустыни.
Братия подробно записали рассказ преподобного Пафнутия и
распространили его по другим скитам и монастырям.
Преподобный Пафнутий благодарил Бога, сподобившего его
узнать о высокой жизни отшельников Фиваидской пустыни, и
возвратился в свою обитель.
|
Преподобного Петра Афонского (734)
Преподобный Петр Афонский, родом грек, служил воеводой в императорских
войсках и жил в Константинополе. В 667 году во время войны с сирийцами святой
Петр был взят в плен и заключен в крепости города Самары на реке Евфрате.
Долгое время он томился в темнице и размышлял о том, за какие грехи подвергся
наказанию Божию. Святой Петр вспомнил, что однажды имел намерение оставить мир и
уйти в монастырь, но так и не исполнил его. Он стал соблюдать в темнице строгий
пост, усердно молиться и просил у святителя Николая Чудотворца заступничества
перед Богом. Святитель Николай явился святому Петру во сне и дал совет призывать
на помощь святого Симеона Богоприимца. Укрепляя узника в терпении и надежде,
святитель еще раз являлся ему во сне. В третий раз он явился вместе со святым
Симеоном Богоприимцем наяву. Святой Симеон коснулся жезлом цепей святого Петра,
и железо при этом растаяло, словно воск. Двери темницы раскрылись, и святой Петр
вышел на свободу. Святой Симеон Богоприимец стал невидим, а святитель Николай
проводил святого Петра до границы греческой земли. Напомнив об обете, святитель
Николай также стал невидим. Для принятия иноческого образа при гробнице апостола
Петра святой Петр ушел в Рим. Святитель Николай не оставил его без своей помощи:
он явился во сне Римскому Папе и рассказал об обстоятельствах освобождения
святого Петра из плена, наказав Папе постричь бывшего узника в монашество.
На следующий день, при многолюдном стечении народа во время Богослужения, Папа
громко сказал: "Петр, пришедший из греческой земли, которого святитель Николай
освободил в Самаре из темницы, приди ко мне". Святой Петр предстал перед Папой,
который постриг его в монашество при гробнице апостола Петра. Папа учил святого
Петра правилам иноческой жизни и держал инока при себе. Потом он с
благословением отпустил святого Петра туда, куда Бог соблаговолит его направить.
Святой Петр сел на корабль, плывший на восток. Корабельщики, во время остановки
сходившие на берег, просили святого Петра придти помолиться в один дом, где
хозяин и все домашние лежали больные. Святой Петр исцелил их своей молитвой. Во
сне святому Петру явилась Пресвятая Богородица и указала место, где он должен
был жить до конца своих дней - Святую Гору Афон. Когда корабль проплывал мимо
Афона, то остановился сам по себе. Святой Петр понял, что в этом месте ему
надлежит сойти, и сошел на берег. Это было в 681 году. Преподобный Петр провел в
пустынных местах Святой Горы, не видя никого из людей, 53 года. Одежда его
истлела, а волосы и борода отросли и покрыли тело вместо одежды.
В первое время преподобный Петр многократно подвергался бесовским нападениям.
Стараясь принудить святого покинуть пещеру, бесы принимали вид то вооруженных
воинов, то свирепых зверей и гадов, готовых растерзать отшельника. Но горячей
молитвой к Богу и Матери Божией преподобный Петр побеждал бесовские нападения.
Тогда враг стал действовать хитростью. Явившись под видом отрока, посланного к
нему из родного дома, он со слезами умолял преподобного оставить пустыню и
вернуться в свой дом. Преподобный прослезился, но без колебаний ответил: "Сюда
меня привел Господь и Пресвятая Богородица, без Ее позволения я отсюда не
пойду". Услышав имя Матери Божией, бес исчез.
Через семь лет бес предстал перед преподобным в виде светлого Ангела и сказал,
что Бог повелевает ему идти в мир для просвещения и спасения нуждавшихся в его
руководстве людей. Опытный подвижник снова ответил, что без повеления Божией
Матери не покинет пустыни. Бес исчез и больше не смел приступать к преподобному.
Матерь Божия явилась преподобному Петру во сне вместе со святителем Николаем и
сказала мужественному отшельнику, что каждые 40 дней Ангел будет приносить ему
Небесную манну. С того времени преподобный Петр 40 дней постился, а на сороковой
день подкреплялся Небесной манной, получая крепость на дальнейшее сорокадневное
воздержание.
Однажды охотник, гнавшийся за оленем, увидел нагого человека, обросшего волосами
и препоясанного по чреслам листвой. Он испугался и бросился бежать. Преподобный
Петр остановил его и рассказал о своей жизни. Охотник просил позволения остаться
с ним, но святой отослал его домой. Преподобный Петр дал охотнику год для
самоиспытания и запретил рассказывать о встрече с ним.
Через год охотник возвратился с братом, одержимым бесом, и другими спутниками.
Когда они вошли в пещеру преподобного Петра, то увидели, что он уже преставился
к Богу. Охотник с горьким плачем рассказал своим спутникам о жизни преподобного
Петра, а его брат, как только прикоснулся к телу святого, получил исцеление.
Преподобный Петр скончался в 734 году. Его святые мощи находились на Афоне в
обители святого Климента. Во время иконоборчества они были сокрыты, а в 969 году
перенесены во Фракийское селение Фотоками. С именем преподобного Петра Афонского
связан священный завет Матери Божией о своем земном уделе - Святой Горе Афон,
который и поныне остается в силе: "Во Афонстей Горе будет покой его, то бо есть
жребий Мой от Сына Моего и Бога, данный Мне, да отлучающиися мирских молв и
емлющиися духовных по силе своей подвигов, верою же и любовию от души
призывающии имя Мое, тамо временное свое житие проводят без печали, и
Богоугодных ради дел своих жизнь вечную получат: зело бо люблю то место и хощу
на том умножити чин иноческий, и милость Моего Сына и Бога имущим тамо
иночествовати не разорится во веки, аще и они соблюдут спасительныя заповеди; и
распространю их в Горе на юг и север, и возобладают ею от мира до мира, и имя их
во всей подсолнечной хвально сотворю и защищу тех, иже тамо терпеливно в
постничестве подвизатися будут" (О Святой Горе Афон - "Журнал Московской
Патриархии", 1974, №№ 3-5, 8).
|
Обретение мощей (1650) и второе прославление (1909) благоверной великой княгини Анны Кашинской
Святая благоверная княгиня Анна Кашинская скончалась 2 октября 1338 года.
Святые мощи ее были обретены 21 июля 1649 года. Торжественное перенесение ее
мощей из деревянного Успенского собора в каменный Воскресенский состоялось 12
июня 1650 года. К дню 12 июня было приурочено и восстановление церковного
почитания святой Анны.
Святая благоверная княгиня Анна Кашинская, дочь ростовского князя Димитрия
Борисовича, в 1294 году стала супругой святого благоверного великого князя
Михаила Ярославича Тверского. (Он был замучен татарами в Орде в 1318 году.
Память 22 ноября.) После страдальческой кончины мужа Анна удалилась в Тверской
Софийский монастырь и приняла постриг с именем Евфросиния. Затем, переселившись
в Кашинский Успенский монастырь, святая Евфросиния постриглась в схиму с именем
Анна. 2 октября 1338 года она мирно отошла ко Господу.
Сыновья святой Анны повторили исповеднический подвиг отца: Димитрий Михайлович
(Грозные Очи) был убит в Орде 15 сентября 1325 года, а Александр Михайлович,
князь Тверской, вместе с сыном Феодором - 29 октября 1339 года.
Чудеса при гробе святой Анны начались в 1611 году, во время осады Кашина
литовскими войсками. Святая княгиня явилась пономарю Успенского собора Герасиму
и сказала, что она молит Спасителя и Пресвятую Богородицу об избавлении города
от иноплеменников.
На Соборе 1649 года было постановлено открыть ее мощи для всеобщего почитания и
причислить благоверную княгиню Анну к лику святых Русской Церкви. Но в 1677 году
патриарх Иоаким поставил вопрос на Московском Соборе об упразднении ее почитания
в связи с обострением старообрядческого раскола, использующего имя Анны
Кашинской в своих целях. В 1909 году, 12 июня, произошло вторичное ее
прославление и установлено повсеместное празднование.
|
Преподобного Арсения Коневского (1447)
Преподобный Арсений Коневский был родом из Новгорода.
Он был ремесленником и изготовлял различные изделия из меди. Постриг
святой принял в Лисичьем монастыре близ Новгорода, где и провел 11 лет.
Отсюда он отправился на Афон. Там преподобный Арсений прожил три года,
пребывая в молитве и изготовляя для афонской братии медную посуду.
В 1393 году преподобный Арсений вернулся в Россию и привез икону Божией
Матери, получившую впоследствии название Коневской. С этой иконой
преподобный Арсений удалился на остров Коневец на Ладожском озере. Здесь
он провел в уединении пять лет.
В 1398 году по благословению Новгородского архиепископа Иоанна преподобный Арсений положил начало общежительному монастырю в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Он вторично посетил Афон и просил у святогорцев молитв и благословения для своей обители.
В 1421 году разлив озера, уничтоживший монастырские постройки, вынудил преподобного Арсения перенести обитель на новое место на том же острове.
Скончался преподобный Арсений в 1447 году и был погребен в монастырской церкви.
Житие преподобного было написано в ХVI веке коневским игуменом Варлаамом. В 1850 году житие преподобного Арсения было издано вместе со службой и похвальным словом.
|
Преподобного Стефана Озерского, Комельского (1542).
Преподобный Стефан Озерский, Комельский родился во 2-й половине ХV века в Вологодской земле.
Его отец служил при княжеском дворе, но светская жизнь была не по душе юноше. Он ушел в Глушицкую обитель преподобного Дионисия, где вскоре принял монашеский постриг. С благословения Глушицкого игумена, преподобный Стефан странствовал по северным монастырям, чтобы приобрести навык в духовном делании. Вернувшись в Вологодскую землю, он поселился при истоке реки Комели. Преподобный Стефан проводил суровую жизнь. Однажды во время слезной молитвы преподобный удостоился видеть Пресвятую Деву и святителя Николая, который умолил Матерь Божию благословить святого Стефана основать монастырь. В 1534 году преподобный Стефан устроил церковь во имя святителя Николая. Преподобный мирно почил в 1542 году.
|
Прп. Онуфрия Мальского, Псковского (1492).
Прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких
(1561).
Прпп. Онуфрия и Авксентия Вологодских (XV-XVI).
Прп. Стефана Озерского, Комельского (1542).
Прпп. Иоанна, Андрея, Ираклемона и Феофила
Египетских (IV).
Св. Иоанна, воина Египетского.
Прп. Онуфрия, игумена Катромского.
Св. Юлиана Дагазского (Греч.).
Новомч. еп. Онуфрия (1938) и иже с ним:
Антония, Варсонофия и Иосифа (1937), и
архиерея Александря Харьковского.
Св. Олимпия, еп. и исп. пострадавшего во Фрасе
(IV).
Св. Тиомофея пустынника Египетского (IV).
Св. Кунеры, девы Рененской (451) (Нидерл.).
Св. Иоанна-Торнике Святогорца Афонского и
Грузинского (X).
Обретение мощей блж. Иоанна, Христа ради
юродивого, Московского чудотворца (1672).
Собор всех Святых Свято-Онуфриевского монастытря
в Иаблечне (Польша).
Чудотворной иконы Божьей Матери (XIV) и
св. Онуфрия (XIV) из Свято-Онуфриевского
монастытря в Польше.
<< 24 июня |
26 июня >>
5 мая 2024
года - Светлое Христово
Воскресение (Пасха)
Двунадесятые переходящие праздники
Церковные многодневные посты
• 1 - 11 июля
2024 г.
среда и пятница всего года,
за исключением сплошных седмиц и Святок
Сплошные седмицы
Дни особого поминовения усопших
© 2008-2024 |
Tamby.info |
Обратная связь
• 28 апреля 2024 г.
Вход Господень в Иерусалим
• 13 июня 2024 г.
Вознесение Господне
• 23 июня 2024 г.
День Святой Троицы. Пятидесятница.
Великие праздники
•
14
января
Обрезание Господне
•
7
июля
Рождество Иоанна Предтечи
•
12
июля
Святых апостолов Петра и Павла
•
11
сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи
•
Покров Пресвятой Богородицы
• 18 марта - 4 мая 2024 г.
Великий пост
Петров (Апостольский) пост
• 14 - 27 августа 2024 г.
Успенский пост
• 28 ноября 2024 г. - 6 января 2025
г.
Рождественский пост
Церковные однодневные посты
• 18 января
Крещенский сочельник
• 11 сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи
• 27 сентября
Воздвижение Креста Господня
• 7-18 января -
Святки
• 26 февраля -2 марта 2024 г.-
Мытаря и фарисея
• 11-17 марта 2024 г. -
Сырная (Масленица)
• 6-11 мая 2024 г. -
Пасхальная (Светлая)
• 24-29 июня 2024 г. -
Троицкая
• 9 марта 2024 г. -
Вселенская родительская суббота
• 30 марта, 6 и 13 апреля
2024 г.-
Субботы 2, 3 и 4-й седмиц Великого поста
• 14 мая 2024 г. -
Радоница
• 9 мая -
Поминовение усопших воинов
• 22 июня 2024 г. -
Суббота Троицкая
• 2 ноября 2024 г. -
Суббота Димитриевская