TamBY .info

 

Православный календарь.
Июнь 2025 года.



Православные праздники, памятные дни, посты в июне 2025 года:



Горячая пища без растительного масла

Холодная пища без растительного масла, неподогретое питьё

Горячая пища с растительного маслом

Рыба, горячая пища с растительным маслом

2025 г.

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь



16 июня
(3 июня по старому стилю):


Начало Петрова поста


 

Перенесение мощей благоверного царевича Димитрия из Углича в Москву (1606)

 


Перенесение святых мощей благоверного царевича Димитрия, убитого 15 мая 1591 года (сведения помещены 15 мая), из Углича в Москву совершилось в 1606 году.

 

Побуждением к этому было желание, по выражению царя Василия Шуйского, "уста лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже (царевич) от убийственных дланей", ввиду появления самозванца, объявлявшего себя истинным царевичем Димитрием. Торжественно были перенесены святые мощи и положены в Архангельском соборе Московского Кремля, "в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братья его".

 

После многочисленных чудесных исцелений от святых мощей в том же 1606 году "составиша празднество царевичу Димитрию трижды в год - рождение (19 октября), убиение (15 мая), перенесение мощей к Москве (3 июня)".



Иконы Божией Матери "Югская" (1615)

 


Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Югская, явилась в начале ХVII века старцу схимонаху Псково-Печерского монастыря преподобному Дорофею.

 

Богородица, во время нашествия шведов, повелела ему взять Ее образ в указанном Ею месте, отнести образ в пределы Ярославской епархии и там основать обитель. Игумену монастыря, не соглашавшемуся отпустить явленную икону Божией Матери, Она в сонном видении явилась и повелела исполнить Ее волю и отпустить старца Дорофея с Ее иконой.

 

Старец Дорофей, приближаясь к указанному ему в видении месту, остановился отдохнуть, а святую икону поставил на дереве. Когда он хотел продолжать путь, то никакими силами не смог снять с дерева икону Богоматери. Старец Дорофей понял, что Царица Небесная в этом месте хочет остаться. Тогда он построил небольшую хижину и сам остался жить у этой святыни.

 

Весть о приходе старца стала быстро распространяться по окрестным селам. К нему стали стекаться богомольцы для поклонения святой иконе, от которой стали совершаться исцеления. Усердием местных жителей были собраны средства и положено начало постройки новой обители.


Преподобный Дорофей скончался в 1622 году. Патриарху Филарету духовенство представило данные о совершавшихся чудесах. В ответ они получили благословение на основание на реке Юг обители с церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы. Обитель стала именоваться Югской. В 1654 году заступлением Богоматери в тех местах прекратилась распространившаяся моровая язва.
 



Мучеников Лукиллиана, Клавдия, Ипатия, Павла, Дионисия и Павлы девы (270-275)


Святые мученики Лукиллиан, отроки Клавдий, Ипатий, Павел и Дионисий и Павла дева.


Лукиллиан был языческим жрецом при римском императоре Аврелиане (270-275). В старости он убедился в ложности языческой религии, всей душой обратился к вере во Христа-Спасителя и крестился.


Под влиянием его проповеди многие язычники стали обращаться к христианству. Тогда иудеи за распространение веры в распятого ими Христа донесли на Лукиллиана градоначальнику Никомидии Сильвану. Тот стал принуждать старца возвратиться к идолослужению. За отказ святому Лукиллиану сокрушили челюсти, били палками и повесили вниз головой, а затем заключили в темницу, где он встретил четырех отроков-исповедников Христовых - Клавдия, Ипатия, Павла и Дионисия.

 

Святой Лукиллиан убеждал их твердо стоять за веру, не бояться мучений и смерти. Через некоторое время все они были приведены на судилище и брошены в раскаленную печь, но внезапно пролившийся дождь угасил пламя, и святые мученики остались невредимы. Правитель приговорил, их к смертной казни, отправив для исполнения приговора в Византию. Святые отроки были усечены мечом, а святой мученик Лукиллиан многочисленными гвоздями пригвожден ко кресту.


Свидетельницей подвига святых мучеников была святая дева Павла, посвятившая себя служению страдавшим за веру во Христа. Она доставляла пищу узникам-христианам, омывала их раны, приносила лекарства и погребала тела мучеников. После кончины святого Лукиллиана и четырех отроков она возвратилась в Никомидию и продолжала свое святое служение. Святая дева была схвачена и брошена в печь, однако силою Божиею осталась невредима. Тогда они отослали в Византию, где святая мученица была усечена мечом.



Сретение образа преподобного Димитрия, игумена Прилуцкого, Вологодского чудотворца (1503). 

 

 

Преподобный Димитрий Прилуцкий, Вологодский родился в начале XIV века в Переяславле-Залесском. Он происходил из благочестивой купеческой семьи, где на подраставшего сына смотрели как на продолжателя отцовской стези. С этой целью его рано отдали обучаться грамоте. Способный мальчик вскоре стал помогать отцу в торговом деле. Воспитанная родителями любовь к чтению душеспасительных книг пробудила в отроке сильное религиозное чувство, которое развивалось и уже в юношеские годы привело к неожиданному с житейской точки зрения решению: отказаться от богатого наследства в пользу брата, оставить отчий дом и уйти в Переяславский монастырь.

Приняв постриг в Нагорном Борисоглебском монастыре, преподобный Димитрий всецело отдался изучению Священного Писания и духовному деланию. Чистота его сердца, послушание, усердное всем служение снискали молодому иноку любовь и уважение братии. За свою равноангельскую жизнь он вскоре был удостоен священнического сана. Став иеромонахом, преподобный Димитрий решил посвятить себя делу монастырского строительства.

В те времена на севере Руси практически не существовало монастырей с общежительным уставом. Получив церковное разрешение и благословение, преподобный Димитрий покинул место своего пострига с намерением основать новую обитель, где бы он смог ввести правило строгого общежития.

На сыром, болотистом берегу Переяславского озера (на Болоте) преподобный Димитрий с помощью добрых людей поставил деревянный храм во имя святителя Николая Чудотворца и устроил при нем общежительную обитель.

Возведенный в сан игумена, преподобный Димитрий с любовью принимал всех приходивших к нему: и монахов из соседних монастырей, и мирян, желавших начать путь иноческого подвига. Несмотря на незавидное месторасположение обители, убогость ее построек и желание игумена совершать свое и ближних спасение в безвестности, слава о духовных дарованиях преподобного Димитрия перешагнула переяславские пределы.

В 1354 году произошло знаменательное событие в жизни преподобного Димитрия. Тогда в Переяславле жил епископ Владимиро-Волынский Афанасий. Во время пребывания святителя Алексия (Н378, память 12 февраля) в Константинополе он управлял там делами Русской Митрополии. К нему и пришел из дремучих радонежских лесов, расположенных в 60 верстах от Переяславля, тогда еще мало кому известный инок Сергий с собратьями просить для своей пустыни игумена. Духовнопрозорливый архипастырь, несмотря на отказы радонежского пустынника, именно его посвятил во игуменский сан.

К этому времени и относится встреча преподобного Димитрия с будущим великим учителем русского северного монашества, на долгие годы связавшая их узами глубокого духовного братства и единомыслия. Не раз отправлялся в радонежские леса преподобный Димитрий, чтобы в небольшом Троицком храме совершать с игуменом Сергием совместные молитвы.

Великий князь Московский Димитрий Иоаннович питал благоговейное уважение к святым подвижникам и всегда с благосклонным вниманием относился к преподобному Димитрию. Еще тогда, когда преподобный Димитрий был игуменом скромной обители на Болоте, великий князь просил его прибыть в Москву, чтобы стать восприемником одного из княжеских сыновей.

Удивительны целомудренная скромность и смирение преподобного Димитрия. По свидетельству жизнеописателя, святой подвижник был одарен особенной красотой, которую старался изгладить постом и всевозможными добровольными лишениями. Но от суровой жизни лицо его делалось еще прекраснее, поэтому преподобный не разговаривал с женщинами.

Одна знатная переяславская горожанка из праздного любопытства захотела увидеть лицо молодого игумена. Она подкралась к окну его келлии в то время, когда он готовился к литургии. Увидев сияющее красотой лицо преподобного Димитрия, женщина как подкошенная упала на землю, наказанная за свою дерзость расслаблением. Со слезами умоляла она братию испросить для нее прощения у игумена. Тронутый искренним раскаянием несчастной, игумен исцелил ее, с кротостью укорив: «Для чего ты, неразумная, захотела видеть грешника, уже умершего для мира?..»

Желая избегнуть человеческой славы, преподобный Димитрий, предварительно получив одобрение преподобного Сергия, оставил основанную им Никольскую обитель и покинул Переяславскую землю.

В сопровождении своего любимого ученика и друга Пахомия он направился в тогда еще почти незаселенный Вологодский край. Путники остановились у слияния рек Лежи и Великой, в 30 верстах от Вологды. Здесь они построили небольшой деревянный храм в честь Воскресения Христова.

Жители соседних авнежских селений, опасаясь как бы их земли и угодья не попали под будущий монастырь, потребовали, чтобы монахи удалились. Преподобный мог обратиться за помощью к великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому, и тот счел бы за честь не только это место, но и всю Авнегу приписать к монастырю преподобного. Но смиренный подвижник, нисколько не оскорбившись несправедливой враждебностью авнежцев, посчитал их требование за указание Промысла и вместе с Пахомием отправился в Вологду.

Вологжане с любовью приняли странников и горячо просили их остаться, чтобы устроить новый монастырь. Монастыри хотя и имелись уже в Вологде, но среди них не было общежительного.

Такое радушие и настойчивость тронули преподобного, и несмотря на то, что сердце его стремилось к уединению, он уступил просьбам горожан, посчитав и их промыслительными. Усердно помолившись Богу, он отправился искать место для будущей обители.

В 3 верстах от города, на излучине реки Вологды, преподобный Димитрий остановился на засеянном поле ржи. Его владельцы, благочестивые крестьяне, узнав о планах преподобного, не только подарили ему эту землю, но и сами вытоптали всю ниву, чтобы не откладывать начала строительства. Преклонив колена, преподобный Димитрий просил Господа благословить это место и соде-лать его нивой духовной. Затем он водрузил в знак основания обители крест, который потом долго хранился как святыня в монастыре.

При помощи жителей Вологды, а также благодаря щедрому вкладу великого князя Димитрия Донского, поспешившего принять участие в святом деле, 1 августа 1371 года построенный деревянный храм был освящен в честь Происхождения древ Животворящего Креста Господня. Тогда же было построено несколько келлий для братии, вскоре наполнившихся подвижниками, искавшими строгого иноческого общежития.

Преподобный Димитрий своей жизнью давал насельникам Спасо-Прилуцкого монастыря (так стала называться обитель) образец подлинного смирения. Ни на ком не было хуже одежды, как на самом игумене. Под ветхим тулупом, который зимой не спасал от холода, а летом заставлял обливаться потом, преподобный носил тяжелые вериги.

По многу дней он не принимал никакой пищи, а в праздники питался одной просфорой с теплой водой.

В храме преподобный Димитрий устроил себе место по левую сторону алтаря, отгородив его досками, чтобы незримо для других в слезах и коленопреклонениях изливать перед Богом свою душу.

С подвигами инока преподобный Димитрий соединял дела милосердия: принимал и кормил нищих странников, утешал обиженных и помогал бедным, причем милостыню игумен старался подавать тайно.

Преподобный Димитрий стяжал у Господа дар прозорливости. Однажды, занимаясь с братией строительством, он вдруг, прослезившись, сообщил о кончине великого князя Димитрия Донского и тотчас же начал молиться об упокоении его души. Братия, зная, что князь не был стар и ничем не болел, усомнилась в словах игумена. Через несколько дней из Москвы действительно пришла печальная весть, причем оказалось, что смерть великого князя наступила именно в тот день и час, когда о ней сказал преподобный Димитрий.

Предчувствуя близость кончины, игумен сам назначил себе преемника. Им стал его духовный сын и брат Пахомий. Когда преподобного спросили, где его похоронить, он ответил: «Извлеките грешное мое тело в болото и затопчите его там ногами...»

В ночь на 11 февраля 1392 года во всех келлиях распространилось необыкновенное благоухание. Поспешив к своему игумену, иноки нашли его уже отошедшим ко Господу.

Гробница со святыми мощами преподобного Димитрия сделалась вскоре неисчерпаемым источником чудес.

Древнее жизнеописание святого, составленное четвертым игуменом Спасо-Прилуцкого монастыря Макарием со слов ученика преподобного Пахомия, содержит запись 33 случаев благодатной помощи преподобного. Одно из них послужило поводом к отдельному празднованию памяти вологодского чудотворца.

Пожары, случавшиеся в последующие после кончины преподобного Димитрия годы, дважды уничтожали церковь, но каждый раз рака его оставалась невредимой. После сооружения и освящения третьего по счету храма, одному тяжкоболящему иноку было видение: в новом храме вдоль стен стоят благообразные старцы. «Среди них должен быть и преподобный Димитрий»,— подумал монах. Вдруг из алтаря раздался громоподобный голос: «Ты ищешь Димитрия? Ныне он в Казани». При этом инок сразу же почувствовал себя здоровым.

Оказалось, что в то время икона преподобного Димитрия по некоему откровению была отпущена из монастыря с войском, которое посылал в первый поход на Казанское ханство великий князь Иоанн Васильевич III (по преданию, эта икона была написана преподобным Дионисием Глушицким, 1437, память 1 июня).

В тот самый день, когда было видение иноку, русское войско одержало победу. Одновременно и великий князь видел явившегося ему преподобного Димитрия.

Вскоре, по возвращении войска, чудотворный образ, украшенный и с щедрой милостынею, был отправлен Иоанном III назад. 3 июня 1503 года в Вологде произошло сретение (встреча) прибывшей из Москвы иконы, которая с великими почестями была препровождена епископом Вологодским Никоном в Прилуцкий монастырь.

С тех пор в память об этом событии ежегодно 3 июня из вологодского соборного Софийского храма в обитель преподобного Димитрия совершался крестный ход. На месте встречи иконы был воздвигнут храм в честь преподобного Димитрия.



Прмч. Киприана (1934).
Сщмч. Михаила пресвитера (1938).
Сщмчч. Лукиана еп., Максиана пресвитера, Иулиана диакона, Маркеллина и Сатурнина в Бельгии (81-96).
Прп. Афанасия, чудотворца Сицилийского.
Св. Иерии, вдовицы Месопотамской.
Св. Клотильды, царицы Галльской (Галл.).
Прп. Кевина, отшельника и игумена Глендалофского (618) (Кельт. и Брит.).
Св. Мериасека еп. Камборнского.
Прп. Паппоса (Греч.).
Св. Ахиллия, патр. Александрийского (312).
Мч. монаха Варсава, настоятеля Иштарского и с мим 10-ых в Персии (342).
Новомч. Иосифа митроп. Солунского (1821).


<< 15 июня | 17 июня >>



Православные праздники и посты в 2025 году


20 апреля 2025 года - Светлое Христово Воскресение (Пасха)



Церковные многодневные посты

3 марта - 19 апреля 2025 г.
Великий пост

 

16 июня - 11 июля 2025 г.
Петров (Апостольский) пост

14 - 27 августа 2025 г.
Успенский пост

28 ноября 2025 г. - 6 января 2026 г.
Рождественский пост



Церковные однодневные посты

среда и пятница всего года,

за исключением сплошных седмиц и

Святок

18 января
Крещенский сочельник

11 сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи

27 сентября
Воздвижение Креста Господня


Сплошные седмицы

7-18 января -
Святки

10 - 15 февраля 2025 г.-
Мытаря и фарисея

24 февраля - 2 марта 2025 г. -
Сырная (Масленица)

21-26 апреля 2025 г. -
Пасхальная (Светлая)

8-14 июня 2025 г. -
Троицкая


 

Дни особого поминовения усопших
22 февраля 2025 г. -
Вселенская родительская суббота

15, 22 и 29 марта 2025 г.-
Субботы 2, 3 и 4-й седмиц Великого поста

29 апреля 2025 г. -
Радоница

9 мая -
Поминовение усопших воинов

7 июня 2025 г. -
Суббота Троицкая

1 ноября 2025 г. -
Суббота Димитриевская


© 2008-2025 | Tamby.info | Обратная связь