|
Православный календарь. |
|
|
Православные праздники, памятные дни, посты в июне 2024 года: |
|
|
Блаженной Ксении Петерсбургской (прославление 1988)
Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII столетия от
благочестивых и благородных родителей; отца ее звали Григорием, а имя матери
неизвестно. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась
браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым, и жила с
супругом в Санкт-Петерсбурге. Но не долго судил Господь молодой чете идти вместе
по жизненному пути, ангел смерти разлучил их: Андрей Феодорович скончался,
оставив Ксению Григорьевну вдовою на двадцать шестом году ее жизни.
Этот неожиданный удар так сильно поразил Ксению Григорьевну, так повлиял на
молодую вдову, что она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости
и утехи, и вследствие этого многим казалась как бы сумасшедшей, лишившейся
рассудка.
Так на нее стали смотреть даже ее родные и знакомые и особенно после того, как
Ксения раздала решительно все свое имущество бедным, а дом подарила своей
хорошей знакомой, Параскеве Антоновой. Родные Ксении подали даже и прошение
начальству умершего Андрея Феодоровича, прося не позволять Ксении в безумстве
раздавать свое имущество. Начальство умершего Петрова вызвало Ксению к себе, но
после разговора с ней вполне убедилось, что Ксения совершенно здорова, а потому
имеет право распорядиться своим имуществом, как ей угодно.
Освободившись от всех земных попечений, святая Ксения избрала для себя тяжелый
путь юродства Христа ради. Облачившись в костюм мужа, то есть надев на себя его
белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не
умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна, и уже потом никогда не
откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, и всегда охотно отзывалась,
если ее называли Андреем Феодоровичем.
Какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Большей частью она
целый день бродила по Петерсбургской стороне и по преимуществу в районе прихода
церкви святого Апостола Матфея, где в то время жили в маленьких деревянных
домиках небогатые люди. Странный костюм бедной, едва обутой женщины, не имевшей
места, где главу приклонить, ее иносказательные разговоры, ее полная кротость,
незлобие давали нередко злым людям и особенно, уличным мальчишкам повод и
смелость глумиться над блаженной. Блаженная же все эти поношения сносила
безропотно. Лишь однажды, когда Ксения уже стала почитаться за угодницу Божию,
жители Петерсбургской стороны видели ее в сильном гневе. Издевательства
мальчишек в тот раз превысили всякое человеческое терпение, они ругались,
бросали в нее камнями и грязью. С тех пор местные жители положили предел ее
уличному преследованию.
Мало-помалу к странностям блаженной привыкли. Ей стали предлагать теплую одежду
и деньги, но Ксения ни за что не соглашалась променять свои лохмотья и всю свою
жизнь проходила в красной кофточке и зеленой юбке или наоборот — зеленой
кофточке и красной юбке. Очевидно, это были цвета военного обмундирования ее
мужа. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на
коне» (копейки с изображением всадника) и тотчас же отдавала этого «царя на
коне» таким же беднякам, как и сама она. Бродя целыми днями по грязным,
немощеным улицам Петерсбурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала
у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила
ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только
жители Петерсбургской стороны, но и местная полиция, для которой местопребывание
блаженной по ночам казалось даже подозрительным. Решено было разузнать, где
проводит ночи эта странная женщина и чем она занимается. Оказалось, что Ксения,
несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в
коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая
земные поклоны на все четыре стороны.
В другой раз рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на
Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью, во время их отсутствия с
постройки, кто-то натаскивает на верх строящейся церкви целые горы кирпича.
Долго дивились этому рабочие, долго недоумевали, откуда берется кирпич. Наконец
решили разузнать, кто мог быть этот даровой, неутомимый работник, каждую ночь
таскающий для них кирпич. Оказалось, что была раба Божия блаженная Ксения.
За великие ее подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою
избранницу. Раба Божия Ксения сподобилась дара прозрения сердец и будущего. Она
предрекла кончину императрицы Елизаветы Петровны и Иоанна Антоновича; купчихе
Крапивниной предсказала кончину прикровенно, говоря: «Зелена крапива, но скоро
увянет», а одной бедной девице — замужество.
Уча людей правдивости, блаженная Ксения нередко открывала и тайны тех лиц, кого
она навещала. Милость Божия так осеняла Ксению, что даже те, к кому она заходила
или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах. И торговцы, и
извозчики, все старались ей чем-нибудь услужить; особенное благополучие посещало
тех, кому сама блаженная Ксения давала что-либо.
На семьдесят первом году земной жизни она почила сном праведницы. Тело ее было
погребено на Смоленском кладбище. И много знамений милости Божией начало
совершаться у ее гроба. По молитвам блаженной Ксении Господь спас одну девицу от
ужасного брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника.
По совершении панихиды над ее могилкой страждущие получали исцеления, в семьях
водворялся нарушенный мир, нуждающиеся получали им необходимое.
Над могилкой блаженной Ксении со временем была построена часовня, к которой
стекались ее многочисленные почитатели. После революции большевики закрывали
часовню, но никакими усилиями безбожников невозможно было заглушить в народе
память о блаженной и веру в ее молитвенное предстательство пред престолом
Божиим.
|
Преподобного Симеона столпника на Дивной горе (596)
Преподобный Симеон Столпник родился в 521 году в Антиохии
Сирийской от благочестивых родителей Иоанна и Марфы. Святая Марфа (память 4
июля по ст.ст.) с юных лет предназначала себя к безбрачной жизни и стремилась к
иночеству, но родители настаивали на вступлении в брак с юношей Иоанном. После
усердной молитвы в церкви во имя святого Иоанна Предтечи преподобной в видении
было указано подчиниться воле родителей и вступить в брак. В супружеской жизни
святая Марфа стремилась во всем угождать Богу и своему мужу. Часто она молилась
о даровании ей ребенка и обещала отдать его на служение Господу. В своем явлении
святой Иоанн Предтеча открыл благочестивой Марфе, что у нее родится сын, который
будет служить Богу. Родившийся младенец был назван Симеоном и крещен в возрасте
двух лет.
Когда Симеону шел шестой год, в городе Антиохии произошло землетрясение, во
время которого погиб его отец. Симеон во время землетрясения был в церкви. Выйдя
из нее, заблудился и семь дней провел у приютившей его благочестивой женщины.
Вновь явившийся блаженной Марфе Иоанн Предтеча указал, где находится
потерявшийся мальчик. Мать святого, найдя своего ребенка, поселилась после
землетрясения в предместье Антиохии. Уже в детстве святому Симеону несколько раз
являлся Господь Иисус Христос, предсказывая ему будущие подвиги и награду за
них.
Шести лет отрок Симеон ушел в пустыню, где некоторое время находился в
совершенном одиночестве. В это время его охранял и питал светоносный Ангел и,
наконец, привел в уединенный монастырь, настоятель которого игумен Авва Иоанн,
подвизавшийся на столпе, с любовью принял отрока.
Спустя некоторое время святой Симеон обратился с просьбой к старцу Иоанну
разрешить ему тоже подвизаться на столпе. По благословению игумена неподалеку от
его столпа братией монастыря был сооружен новый столп. Совершив постриг
семилетнего мальчика в иночество, авва Иоанн сам возвел его на этот столп.
Юный подвижник, укрепляемый Господом, быстро возрастал духовно, превосходя в подвигах своего опытного наставника. За строгие подвиги святой Симеон получил от Бога благодатный дар исцелений. Слава о подвигах юного инока начала распространяться за пределы обители, и к нему стали приходить из разных мест иноки и миряне, желавшие услышать его советы и получить исцеления от болезней. Смиренный подвижник продолжал пользоваться наставлениями своего духовного руководителя аввы Иоанна.
На 11-м году жизни отрок решил подвизаться на более высоком столпе, к вершине
которого вели 40 ступеней. К месту подвигов преподобного пришли епископы
Антиохийский и Селевкийский, которые рукоположили святого подвижника в сан
диакона, а потом разрешили ему взойти на новый столп, на котором преподобный
Симеон подвизался в течение 8 лет.
Преподобный Симеон пламенно молился о ниспослании ему Святого Духа, и святая
молитва подвижника была услышана. Дух Святой сошел на него в виде горящей свечи,
исполнив подвижника Божественной Премудрости. Наряду с устными наставлениями
святой Симеон посылал письменные поучения о покаянии, иночестве, о воплощении
Христа и о будущем Суде.
После смерти старца святой Симеон так устроил свою жизнь: с восхода солнца до 9
часа пополудни он молился, потом до захода солнца читал книги и переписывал
Священное Писание, после чего опять вставал на молитву и молился всю ночь. Когда
начинался новый день, он, немного отдохнув, с восходом солнца начинал обычное
молитвенное правило.
Преподобный Симеон завершил подвиги на втором столпе и по указанию Божию
переселился на Дивную Гору, оставив в своем монастыре опытного старца для
руководства иноками. Восхождение на Дивную Гору ознаменовалось видением Господа,
стоявшего на вершине холма. Святой Симеон продолжил подвиги на том месте, где
видел Господа, сначала на камне, а потом на возведенном вновь столпе.
Преподобному Симеону были открыты будущие события, так, он предсказал смерть
архиепископа Антиохийского Ефрема и болезнь епископа Домна, постигшую его в
наказание за немилосердие. Наконец, преподобный Симеон предсказал городу
Антиохии землетрясение и убеждал всех жителей покаяться в грехах. На Дивной Горе
святой Симеон устроил монастырь, храм которого строили исцеленные им от болезней
люди, в благодарность за оказанную им милость. Для нужд монастыря преподобный
испросил молитвой источник воды, и однажды, во время недостатка зерна, по его
молитве к Господу, в житницах обители умножилась пшеница. В 560 году по
повелению Господа святой подвижник на 39-м году жизни принял от епископа
Селевкийского Дионисия священный сан. 75-ти лет преподобный Симеон был
предуведомлен от Господа о скорой своей кончине. Он призвал братию монастыря,
преподал им в прощальной беседе благословение и мирно отошел к Богу в 596 году,
потрудившись в подвиге столпничества 68 лет.
Как при жизни, так и после кончины преподобный совершал чудеса, исцеляя слепых,
хромых и прокаженных, многих спасал от зверей, изгонял бесов и воскрешал
мертвых.
|
Преподобного Никиты, столпника Переславльского (1186)
Уроженец Переславля-Залесского, Никита, с молодых лет отличаясь
жестоким характером, руководил сборами податей. Он нещадно грабил
жителей, причинял много зла, собирая огромные суммы денег и для себя.
Благодаря своей ловкости и умению ладить с городской властью он не
боялся ни доносов, ни наказаний за неправду. Роскошные пиры,
устраиваемые Никитой для властей города, и ценные подарки, делаемые им,
давали Никите полную возможность проводить время разгульно и буйно, не
обращая внимание на то, что многие от его корыстолюбия, алчности и
притеснений проливали горькие слезы. Таких же, подобных себе, он имел и
друзей.
Однажды, окончив свои занятия, он во время вечернего богослужения пришел
в церковь и услышал следующие читаемые там слова пророка Исаии: Тако
глаголет Господь: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей
Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды,
спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову (Ис. 1,
16–17). Словно громом был потрясен он этими словами, проникшими в
глубину сердца. Всю ночь Никита провел без сна, волнуемый мыслями о
прошлой жизни своей. На другой день по привычке он отправился к друзьям
своим, развеселился в их обществе и просил их отобедать у него. За
вкусным обедом с дорогими напитками в веселой компании Никита думал
окончательно забыть слышанные в церкви слова пророка, столь сильно
взволновавшие его душу, и совсем заглушить мрачные мысли.
Но долготерпеливый и многомилостивый Господь еще раз восхотел вразумить
заблудшего грешника и привести его с сознанию своей греховности. Когда
жена стала готовить обед для угощения гостей, то вдруг увидела, что в
кипящем котле пенится кровь и всплывают на поверхность то человеческая
голова, то рука, то ступни ног. В ужасе позвала он мужа, и Никита увидел
то же самое. Внезапно в нем пробудилась уснувшая совесть, и он ясно
сознал, что своими поборами он поступает как убийца. И, «велием страхом
обдержим быв», оставил жену, детей, несправедливо приобретенное
богатство и ушел из дома.
В трех верстах от Переславля стоял монастырь во имя святого
великомученика Никиты, туда и пришел потрясенный страшным видением
Никита. Со слезами он припал к ногам игумена: «Спаси погибающую душу!»
Тогда игумен, решив испытать искренность его покаяния, дал первое
послушание: три дня стоять при монастырских воротах и исповедовать всем
проходящим грехи свои.
С глубоким смирением и искренним раскаянием Никита исполнял первое
послушание. Через три дня игумен вспомнил о нем и послал инока
посмотреть, что он делает у монастырских ворот, но инок не нашел Никиты
на прежнем месте, а обнаружил его лежащим в болоте: он был покрыт
комарами и мошками, тело его было в крови. Тогда сам игумен с братией
пришел к добровольному страдальцу и спросил: «Сын мой! Что ты делаешь с
собой?» «Отец! Спаси погибающую душу!» – отвечал Никита. Игумен одел
Никиту во власяницу, сам ввел в монастырь и постриг в монашество.
Всем сердцем приняв монашеские обеты, новопостриженный Никита предался
подвигам покаяния. Как бы во искупление беззаконий прошедшей жизни
возложил он на себя, по благословению настоятеля, тяжелые вериги и
каменную шапку, без сна проводил дни и ночи, пребывая в молитве и посте.
В это время злокозненный враг стал наводить на него страх различными
видениями, но он ограждал себя от этих видений крестным знамением,
призывая на помощь святого великомученика Никиту, и никому об этом не
говорил.
На местах своих монашеских подвигов преподобный Никита ископал два
глубоких колодца, но, желая больших подвигов покаяния, он устроил для
себя столп. Это была столпообразная круглая яма или просто пещера, так
что столпничество святого Никиты было, в сущности, затворничеством. И,
восшед на столп для умерщвления в своей плоти земных пожеланий и
страстей и для возношения духа к Богу, он подвизался, никем не зримый.
Искреннее покаяние в грехах, непрестанный пост, пламенные молитвы,
изнурительные телесные подвиги Господь принял от Никиты как жертву
чистую и благоуханную и благоволил прославить его еще здесь, на земле,
ниспослав ему дар исцелений. Так, однажды преподобный Никита исцелил
юного князя черниговского Михаила, послав ему навстречу свой жезл.
Больной князь оперся на него и стал здоров. При этом святой Никита
именем Божиим связал беса; лукавый три часа стоял у столпа, обещая
больше не вредить людям.
Весть о преславных подвигах Никиты и о данной ему от Бога благодати
быстро разнеслась не только по городу Переславлю, но и в окрестностях
его. В обитель к преподобному, к чудному столпу его, стали стекаться
люди всякого чина, возраста и пола; тут были больные и здоровые, богатые
и бедные. Одни получали исцеление от болезней, другие – утешение в
скорбях, третьи – наставление и вразумление. Великий подвижник всем
подавал просимое, никто не отходил от него без тех или других милостей.
Вскоре затем пришло время переселения преподобного в жизнь вечную, и
правда Божия приготовила еще одно очищение для праведника. Однажды ночью
пришли к нему некоторые из его родственников с просьбой помолиться за
них. Увидев на преподобном тяжелые вериги, которые от долгого трения о
тело вычистились и блестели, подумали, что они серебряные. Омраченные
диавольским наущением, они задумали убить святого. И в ночь на 24 мая
1186 года они разобрали покрытие столпа, убили подвижника, сняли с него
кресты и вериги, завернули его в грубую холстину и убежали.
Утром пономарь, пришедший перед службой за благословением к святому
Никите, обнаружил разобранную крышу и сообщил об этом игумену. Игумен с
братией поспешили к столпу преподобного и увидели убитого святого, от
тела которого исходило благоухание. Торжественно и благоговейно, с
пением и свечами было погребено честное тело подвижника у церкви Святого
великомученика Никиты, с правой стороны алтаря. При этом все недужные,
какие случились в то время, получили исцеление.
Между тем убийцы, остановившись на берегу Волги, решили поделить добычу,
но с удивлением увидели, что это не серебро, а железо. И бросили вериги
в Волгу. Господь прославил и эти видимые знаки подвигов и трудов
святого. В ту же ночь Симеон, благочестивый старец ярославского
монастыря во имя святых апостолов Петра и Павла, увидел над Волгой три
ярких луча света. Он сообщил об этом настоятелю монастыря и старейшине
города. Собор священников и многочисленные горожане, сошедшиеся к реке,
увидели три креста и вериги, «яко древо в водах волжских плавающие». С
благоговением и молитвами перенесены были вериги в обитель
великомученика Никиты и положены на гроб преподобного Никиты. При этом
произошли исцеления.
Около 1420–1425 годов святитель Фотий, митрополит Московский,
благословил открыть мощи святого Никиты. Игумен монастыря с братией
совершил молебен, затем открыли бересту, которой было обернуто нетленное
тело, но вдруг могила закрылась землей, и мощи остались под спудом.
|
Мучеников Мелетия Стратилата, Стефана, Иоанна и с ними 1218 воинов с женами и детьми (ок. 218)
Святые мученики Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн,
Серапион египтянин, Каллиник волхв, Феодор и Фавст и с ними
1218 воинов с их женами и детьми. В царствование
римского императора Антонина Гелиогобала (218-222) святой
мученик Мелетий был военачальником Галатийской области. Он
был христианином и усердно молился, чтобы Господь положил
конец языческому заблуждению. Устрашенные его молитвой,
бесы, обитавшие в языческих капищах, вошли в собак, которые
своим воем стали наводить страх на жителей области. Святой
Мелетий вместе со своими воинами уничтожил взбесившихся
собак, разрушил капища и был схвачен и приведен на суд
правителя Максимиана. За отказ принести жертву идолам святой
Мелетий подвергся истязаниям, и скончался, не прекращая
исповедовать свою веру во Христа. Трибуны его полка, святые
мученики Стефан и Иоанн, были обезглавлены за свое
исповедание Христа Истинным Богом.
Остальные воины полка, также объявившие себя христианами,
были усечены мечом со своими женами и детьми, в мучениях
погибло 1218 человек, по некоторым источникам 11 000 († ок.
218).
Святые мученики Феодор и Фавст вместе со многими другими
были сожжены. Из пострадавших жен и детей известны имена
святых мучениц Маркианы, Сосанны, Палладии, младенцев
Кириака и Христиана. Известны имена некоторых из воинов,
12-ти трибунов: святых мучеников Фавста, Фиста, Маркелла,
Феодора, Мелетия, Сергия, Маркеллина, Филикса, Фотина,
Феодориска, Меркурия, Дидима.
Святой мученик Серапион родился в Египте. Он прибыл в
Галатийскую область и был свидетелем мученического подвига
святого Мелетия и его дружины. Видя мужество, с каким
умирают за Христа верующие в Него, святой Серапион сам
уверовал, за это был заключен. В темнице к нему сошел Ангел
Божий и посвятил святого Серапиона во епископа.
Свт. Григория, архиеп. Новгородского.
Прп. Викентия Леринского.
Мц. Марфы, настоятельницы Монемвасийской (990).
<< 5 июня |
7 июня >>
5 мая 2024
года - Светлое Христово
Воскресение (Пасха)
Двунадесятые переходящие праздники
Церковные многодневные посты
• 1 - 11 июля
2024 г.
среда и пятница всего года,
за исключением сплошных седмиц и Святок
Сплошные седмицы
Дни особого поминовения усопших
© 2008-2024 |
Tamby.info |
Обратная связь
• 28 апреля 2024 г.
Вход Господень в Иерусалим
• 13 июня 2024 г.
Вознесение Господне
• 23 июня 2024 г.
День Святой Троицы. Пятидесятница.
Великие праздники
•
14
января
Обрезание Господне
•
7
июля
Рождество Иоанна Предтечи
•
12
июля
Святых апостолов Петра и Павла
•
11
сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи
•
Покров Пресвятой Богородицы
• 18 марта - 4 мая 2024 г.
Великий пост
Петров (Апостольский) пост
• 14 - 27 августа 2024 г.
Успенский пост
• 28 ноября 2024 г. - 6 января 2025
г.
Рождественский пост
Церковные однодневные посты
• 18 января
Крещенский сочельник
• 11 сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи
• 27 сентября
Воздвижение Креста Господня
• 7-18 января -
Святки
• 26 февраля -2 марта 2024 г.-
Мытаря и фарисея
• 11-17 марта 2024 г. -
Сырная (Масленица)
• 6-11 мая 2024 г. -
Пасхальная (Светлая)
• 24-29 июня 2024 г. -
Троицкая
• 9 марта 2024 г. -
Вселенская родительская суббота
• 30 марта, 6 и 13 апреля
2024 г.-
Субботы 2, 3 и 4-й седмиц Великого поста
• 14 мая 2024 г. -
Радоница
• 9 мая -
Поминовение усопших воинов
• 22 июня 2024 г. -
Суббота Троицкая
• 2 ноября 2024 г. -
Суббота Димитриевская