TamBY.info
|
Православный календарь. |
|
Православные праздники, памятные дни, посты в августе 2024 года: |
|
|
Богомудрая, Богоблаженная и благословенная Анна была дочерью
священника Матфана и жены его Марии, из колена Левиина, рода
Ааронова.
По преданию, она скончалась мирно в Иерусалиме в возрасте 79 лет, до Благовещения Пресвятой Деве Марии.
При
святом благоверном царе Иустиниане (527-565) в Девтере был
выстроен в ее честь храм, а император Иустиниан II (685-695;
705-711) обновил ее храм, потому что праведная Анна явилась
его беременной супруге; в то же время тело ее и мафорий
(покрывало) были перенесены в Константинополь. (Сведения о
праведных Иоакиме и Анне помещены 9 сентября).
|
Святая Олимпиада диаконисса была дочерью сенатора Анисия Секунда и внучкой по
матери знаменитого епарха Евлалия (упоминается в сказании о чудесах святителя
Николая).
До брака с Анисием Секундом мать Олимпиады была замужем за армянским царем Арсаком и овдовела. Когда святая Олимпиада была еще совсем юной, родители обручили ее с благородным юношей. Брак должен был состояться по достижении святой Олимпиадой совершеннолетия. Однако жених вскоре умер, а святая Олимпиада не пожелала вступать в брак и предпочла девственную жизнь. После смерти родителей она осталась наследницей большого состояния, которое стала раздавать щедрой рукой всем нуждавшимся: нищим, сиротам, вдовам; посылала также большие средства в церкви, монастыри, больницы, приюты для убогих и странников.
Святой Патриарх Нектарий (381-397) назначил святую Олимпиаду диакониссой. Свое
служение блаженная проходила честно и непорочно.
Много помогала святая Олимпиада приезжавшим в Царьград святителям Амфилохию,
епископу Иконийскому, Онисиму Понтийскому, Григорию Богослову, Петру
Севастийскому, брату Василия Великого, Епифанию Кипрскому, служа всем с великою
любовью. Имение свое она не считала своим, а Божиим, и раздавала его не только
добрым людям, но и своим врагам.
Святитель Иоанн Златоуст († 407; память 13 ноября) высоко ценил святую Олимпиаду
и оказывал ей свое расположение и духовную любовь. Когда ни в чем не повинного
Святителя несправедливо изгнали, святая Олимпиада вместе с другими диакониссами
глубоко переживала это. Выходя в последний раз из церкви, святитель Иоанн
Златоуст позвал святую Олимпиаду и диаконисс Пентадию, Проклию и Сальвину и
сказал им, что возбужденное против него дело, видимо, приходит к концу, и вряд
ли они еще увидят его. Он просил их не оставлять церковь и повиноваться
епископу, который будет назначен вместо него, ибо Церковь не может быть без
епископа. Святые жены, обливаясь слезами, пали перед Святителем.
Патриарх Александрийский Феофил (385-412), прежде неоднократно пользовавшийся
щедростью святой Олимпиады, ополчился против нее за преданность Святителю Иоанну
и за то, что она приняла и кормила пришедших в Царьград иноков, которых Патриарх
Феофил изгнал из египетской пустыни. Он возводил на нее несправедливые обвинения
и старался опорочить ее святую жизнь.
После изгнания святителя Иоанна Златоуста загорелась соборная церковь Святой
Софии и вслед за ней выгорела большая часть города.
Всех сторонников святителя Иоанна Златоуста стали подозревать в поджоге и
вызывали на допрос. Тогда же пострадала и святая Олимпиада. Ее вызывали в суд,
сурово допрашивали и, хотя не представили улик, присудили ее к уплате большой
суммы за поджог, в котором она не была виновна. После этого святая покинула
Царьград и отправилась в Кизик (на Мраморном море). Однако враги не прекратили
свои преследования: в 405 году ее осудили на заточение в Никомидии, где святая
претерпела много горя и лишений. Святитель Иоанн Златоуст из своего изгнания
писал ей, утешая в скорби. В 409 году святая Олимпиада скончалась в заточении.
Святая Олимпиада явилась во сне Никомидийскому епископу и повелела положить тело
ее в деревянный ковчег и бросить его в море: "Куда вынесут волны ковчег, там да
будет погребено тело мое", - сказала святая. Епископ выполнил повеление святой
Олимпиады. Ковчег прибило волнами к месту, называемому Врохти, близ Царьграда.
Жители, извещенные об этом от Бога, вышли на берег, приняли святые мощи
блаженной Олимпиады и положили их в церкви святого апостола Фомы. Впоследствии
во время набегов варваров церковь была сожжена, но мощи сохранились и при
Патриархе Сергии (610-638) были перенесены в Царьград и положены в девичьем
монастыре, основанном святой Олимпиадой. От мощей ее совершались чудеса и
подавались исцеления.
|
Пятый Вселенский Собор (Константинопольский II) был в Константинополе, при святом благоверном царе Юстиниане I (527-565) в 553 году, для решения вопроса о правоверии трех давно умерших епископов: Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского, которые еще во времена Третьего Вселенского Собора (4З1; память 9 сентября) в своих писаниях выражали несторианские мнения. Так как Собор Халкидонский (451; память 16 июля), осудивший монофизитов и обвиняемый ими в несторианстве, не осудил трех указанных епископов (равно как и Третий Вселенский), то, чтобы отнять у евтихиан повод к обвинению православных в сочувствии несторианству и расположить еретичествующую партию к единению с последователями Халкидонского Собора, святой Юстиниан издал указ, в котором в трех отдельных "Главах" осуждались три упомянутых епископа. Но так как этот указ не был признан всеми представителями Церкви (особенно на Западе и, в частности, в Африке), то возник спор о "Трех главах". Для решения этого спора и был созван Пятый Вселенский Собор.
На этом Соборе присутствовало 165 епископов. Папа Вигилий (537-555), бывший в
Константинополе, отказался участвовать в Соборе, хотя был три раза приглашаем
официальной депутацией от имени собравшихся епископов и самого императора. Собор
открылся под председательством святого Евтихия, Патриарха Константинопольского
(552-565; 577-582). Согласно императорскому эдикту, дело о "Трех главах" было
тщательно рассмотрено в продолжении восьми заседаний с 4 мая по 2 июня 553 года.
Анафема (проклятие) была произнесена на лицо и на учение Феодора Мопсуетского
безусловно; но относительно Феодорита и Ивы осуждение ограничилось только
некоторыми сочинениями, лица же их как очищенные Халкидонским Собором без
сомнения, вследствие раскаяния, были пощажены от анафемы. Необходимость этой
меры была обусловлена тем, что в осужденных сочинениях содержались высказывания,
позволявшие несторианам толковать в свою пользу определения Халкидонского
Собора. Но снисхождение отцов Собора в духе икономии в отношении лично епископов
Ивы и Феодорита ожесточило монофизитов против соборного решения. Несмотря на
это, император повелел обнародовать соборное постановление, а Папу Вигилия как
единомышленника еретиков наказать отлучением от Церкви. Впоследствии Папа
согласился с общим мнением отцов и подписал соборное определение. Но епископы
Истрии и вся область Аквилейского митрополита более века оставались в расколе.
На Соборе отцы рассматривали также заблуждения пресвитера Оригена, знаменитого
церковного учителя III века. Его учение о предсуществовании человеческих душ
было осуждено. Осуждены были также еретики, не признававшие общее воскресение
мертвых.
|
Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский родился в 1349 году в Нижнем-Новгороде в семье благочестивых родителей.
В двенадцать лет он тайно ушел от родителей и принял иноческий постриг в Нижегородской Печерской обители от святого Дионисия (впоследствии архиепископа Суздальского; † 1385; память 26 июня). Со всем пылом юношеской души он отдался делу спасения: строжайший пост и точное исполнение иноческих правил отличали его перед всеми братиями.
Только через три года родители преподобного Макария узнали, куда он
скрылся. Отец пришел к нему и слезно умолял сына лишь о том, чтобы он
вышел повидаться с ним. Преподобный Макарий разговаривал с отцом через
стену и сказал, что увидится с ним в будущей жизни. "Протяни мне, по
крайней мере, свою руку", - просил отец. Сын исполнил эту малую просьбу,
а отец, поцеловав протянутую руку сына, возвратился домой. Тяготясь
славой, смиренный Макарий удалился на берег реки Волги и подвизался
здесь в пещере близ озера Желтые воды. Здесь он твердым воздержанием и
терпением преодолевал брань врага спасения. К преподобному Макарию
собрались любители безмолвия, и в 1435 году он устроил для них обитель
во Имя Пресвятой Троицы. Здесь он начал проповедовать христианство
окрестным черемисам и чувашам, и крестил магометан и язычников в озере,
получившем название святого. Когда в 1439 году казанские татары разорили
обитель, преподобного Макария взяли в плен. Из почтения к его
благочестию и благотворительной любви хан отпустил святого из плена и
вместе с ним освободил до 400 христиан. Но с преподобного Макария взяли
слово не селиться при Желтом озере. Преподобный Макарий с честью
похоронил избиенных в его обители и отправился за 240 верст в галичские
края. Во время этого переселения все путники, по молитвам преподобного,
питались чудесным образом. Дойдя до города Унжа, преподобный Макарий
поставил в 15 верстах от города на берегу озера Унжа крест и построил
келлию. Здесь он основал новую обитель. На пятом году своей жизни в Унже
преподобный Макарий заболел и преставился в возрасте 95 лет.
Еще при жизни преподобный Макарий был наделен благодатным даром: он
исцелил слепую и бесноватую девушку. После кончины преподобного многие
получали исцеление от его мощей. Иноки воздвигли над его гробом храм и
установили в обители общежитие. В 1522 году татары напали на Унжу и
хотели ободрать серебряную раку в Макариевой пустыни, но ослепли и,
обезумев, бросились бежать. Многие из них утонули в Унже. В 1532 году
молитвами преподобного Макария спасся от татар город Солигалич, и
благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь святого.
Более 50 человек по молитвам преподобного Макария получили исцеление от
тяжелых недугов, как это установила комиссия, посланная Патриархом
Филаретом 24 июня 1619 года.
Сщмч.
Александра пресвитера (1927).
Св. Грегория (Каллидия), митр. Фессалоникийского и
Гераклийского (1925).
Новосщмчч. Вукосава Милановица и Росолиуба Самардица
Кулен-Бакуфских в Сербии (1941-1945).
Новосщмч. Феодора Тонковида пресвитера Ловецкого (Псков)
(1942).
Св. Ираиды исп (1967).
Мчч. Санкта, Маттура, Аттала и Бландины, Лионских
(Галл. ).
Прп. Христофора, игумена Сольвычегодского.
Новомчч.: вел. кн. Михаила Александровича, Николая
(Джонсона) и Петра (Ремеса).
|
5 мая 2024 года - Светлое Христово Воскресение (Пасха) |
|
|
|
|
© 2008-2024 | Tamby.info | Обратная связь |