|
Православный календарь. |
|
|
Святитель Спиридон Тримифунтский родился в
конце III века на острове Кипр.
О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306-337), его хиротонисали во епископа Кипрского города Тримифунта. В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия.
По свидетельству церковных историков, святитель
Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I
Вселенского Собора. На Соборе святитель вступил
в состязание с греческим философом, защищавшим
ариеву ересь. Простая речь святителя Спиридона
показала всем немощь человеческой мудрости перед
Премудростью Божией: "Слушай, философ, что я
буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий
Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо,
землю, человека и весь видимый и невидимый мир.
Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради
наших грехов на землю, родился от Девы, жил с
людьми, пострадал, умер для нашего спасения и
затем воскрес, искупив Своими страданиями
первородный грех, и совоскресил с Собою
человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и
Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких
лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть
человеческим разумом невозможно". В результате
беседы противник христианства сделался его
ревностным защитником и принял святое Крещение.
После разговора со святым Спиридоном,
обратившись к своим друзьям, философ сказал:
"Слушайте! Пока состязание со мною велось
посредством доказательств, я выставлял против
одних доказательств другие и своим искусством
спорить отражал все, что мне представляли. Но
когда, вместо доказательства от разума, из уст
этого старца начала исходить какая-то особая
сила, доказательства стали бессильны против нее,
так как человек не может противиться Богу. Если
кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я,
то да уверует во Христа и вместе со мною да
последует за этим старцем, устами которого
говорил Сам Бог". На том же Соборе святитель
Спиридон явил против ариан наглядное
доказательство Единства во Святой Троице. Он
взял в руки кирпич и стиснул его; мгновенно
вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а
глина осталась в руках чудотворца. "Се три
стихии, а плинфа (кирпич) одна, сказал тогда
святитель Спиридон, - так и в Пресвятой Троице -
Три Лица, а Божество Едино".
Святитель с большой любовью заботился о своей
пастве. По его молитве засуха сменялась обильным
животворящим дождем, а непрерывные дожди -
ведром, исцелялись больные, изгонялись демоны.
Однажды к нему пришла женщина с мертвым ребенком
на руках, прося заступничества святого.
Помолившись, он вернул младенца к жизни. Мать,
потрясенная радостью, упала бездыханной. Но
молитва угодника Божия вернула жизнь и матери.
Как-то, спеша спасти своего друга, оклеветанного
и приговоренного к смерти, святитель был
остановлен в пути неожиданно разлившимся от
наводнения ручьем. Святой приказал потоку:
"Стань! Так повелевает тебе Владыка всего мира,
дабы я мог перейти и спасен был муж, ради
которого спешу". Воля святителя была исполнена,
и он благополучно перешел на другой берег.
Судья, предупрежденный о происшедшем чуде, с
почетом встретил святого Спиридона и отпустил
его друга.
Известен из жизни святителя и такой случай.
Как-то он зашел в пустую церковь, повелел
возжечь лампады и свечи и начал Богослужение.
Провозгласив "Мир всем", он и диакон услышали в
ответ сверху раздавшееся "великое множество
голосов, возглашающих: "И духови твоему". Хор
этот был велик и сладкогласнее всякого пения
человеческого. На каждой ектении невидимый хор
пел "Господи, помилуй". Привлеченные
доносившимся из церкви пением, к ней поспешили
находившиеся поблизости люди. По мере того, как
они приближались к церкви, чудесное пение все
более и более наполняло их слух и услаждало
сердца. Но, когда они вошли в церковь, то не
увидели никого, кроме епископа с немногими
церковными служителями, и не слыхали уже более
небесного пения, от чего пришли в великое
изумление".
Святой Симеон Метафраст, описатель его жития,
уподоблял святого Спиридона Патриарху Аврааму в
добродетели гостеприимства. "Надобно знать и то,
как он принимал странников", писал близкий к
монашеским кругам Созомен, приводя в своей
"Церковной истории" удивительный пример из жизни
святителя. Однажды по наступлении
Четыредесятницы в его дом постучался странник.
Видя, что путник очень утомлен, святой Спиридон
сказал дочери: "Обмой-ка ноги этому человеку, да
предложи ему поесть". Но ввиду поста не было
сделано нужных запасов, ибо святитель "вкушал
пищу только в определенный день, а в прочие
оставался без пищи". Поэтому дочь ответила, что
в доме нет ни хлеба, ни муки. Тогда святой
Спиридон, извинившись перед гостем, приказал
дочери поджарить бывшее в запасе соленое свиное
мясо и, усадив за стол странника, принялся за
трапезу, "убеждая того человека подражать себе.
Когда же последний, называя себя христианином,
отказался, - тот прибавил: "Тем менее надобно
отказываться, ибо Слово Божие изрекло: "Вся
чиста чистым" (Тит. 1, 15)".
Другая история, сообщенная Созоменом, также
весьма характерна для святителя: у святого был
обычай из собранного урожая одну часть раздавать
бедным, а другую отдавать нуждающимся в долг.
Сам он лично ничего не давал, а просто показывал
вход в кладовую, где каждый мог взять, сколько
нужно, и потом возвратить таким же образом, без
проверки и отчета.
Известен также рассказ Сократа Схоластика о том,
как воры решили похитить овец святого Спиридона:
глубокой ночью забрались они в овчарню, но тут
же невидимой силой оказались связанными. Когда
настало утро, святой пришел к стаду и, увидев
связанных разбойников, помолившись, развязал их
и долго уговаривал оставить беззаконный путь и
добывать пропитание честным трудом. "Потом,
подарив им по овце и отпуская их, ласково
сказал: пусть же не напрасно вы бодрствовали".
Часто уподобляют святого Спиридона пророку Илии,
ибо так же по молитве его во время засух, часто
угрожавших острову Кипр, шел дождь: "Равноангельна
Спиридона зрим, великаго чудотворца. Некогда
страна от бездождия и засухи вельми пострада:
бысть глад и язва, и многое множество людей
умроша, молитвами же святителя сниде с небесе на
землю дождь: людие же, избавльшеся от бедствия,
благодарственно взываху: Радуйся, великому
пророку уподобивыйся и дождь, отъемлющий глад и
недуги, благовременный низвел еси".
Все житие святителя поражает удивительной
простотой и силой чудотворения, дарованной ему
от Господа. По слову святителя пробуждались
мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы.
Когда в Александрии Патриархом был созван Собор
ради сокрушения идолов и капищ, по молитвам
отцов Собора пали все идолы, кроме одного,
самого почитаемого. Патриарху в видении было
открыто, что идол этот остался для того, чтобы
быть сокрушенным святителем Спиридоном
Тримифунтским. Вызванный Собором святитель сел
на корабль, и в тот момент, когда корабль
пристал к берегу и святитель ступил на землю,
идол в Александрии со всеми жертвенниками
повергся в прах, чем возвестил Патриарху и всем
епископам приближение святителя Спиридона.
В праведности и святости прожил святой Спиридон
земную жизнь и в молитве предал душу свою
Господу († ок. 348). В истории Церкви святитель
Спиридон почитается вместе со святителем
Николаем, архиепископом Мирликийским. Мощи его
покоятся на острове Корфу в церкви его имени
(кроме десной руки, которая в Риме). Память его
вторично совершается в субботу сырную.
|
Преподобного Ферапонта Монзенского (1597).
Преподобный Ферапонт Монзенский был иноком обители преподобного Адриана на реке Монзе.
Преподобный начал свои подвиги в Москве, затем перешел в г. Кострому в Воздвиженский монастырь и принял там постриг.
По его благословению, благочестивые иноки Адриан и Пафнутий из монастыря преподобного Павла Обнорского (память 10 января), ищущие уединения, переселились на Монзу и в 25 верстах от Галича основали обитель.
Преподобный Ферапонт перешел в эту обитель, где и подвизался до конца своей жизни.
Каждый день, с благословения настоятеля, он удалялся в лесную чащу и там молился.
Ночами читал и переписывал душеполезные книги.
В жизни своей подражал блаженному Василию Московскому (память 2 августа), которого называл своим сожителем, хотя лично никогда его не видел. Преподобный еще при жизни прославился даром чудотворений.
Перед смертью своей он предсказал голодный год (1601).
Скончался преподобный в 1597 году.
Обитель на реке Монзе была названа по его имени Ферапонтовой.
|
Священномученика Александра, епископа Иерусалимского (251).
Священномученик Александр, епископ Иерусалимский, был учеником великого учителя Церкви и писателя, пресвитера Климента Александрийского († ок. 217).
В начале III века он был избран епископом Флавии Каппадокийской.
При Септимии Севере (193-211) святитель был заключен в темницу и провел в ней три года.
После освобождения из темницы отправился в Иерусалим на поклонение святым местам и, по откровению свыше, был там избран соправителем преклонного годами Патриарха Наркисса (в 212 году).
Это - чрезвычайно редкий случай в практике древней Церкви.
В этом сане он управлял Иерусалимскою Церковью 38 лет, много потрудившись в христианском просвещении.
Им была собрана в Иерусалиме большая библиотека творений христианских писателей.
Скончался в темнице во время гонений императора Декия.
Прп. Ферапонта Монзенского (1597).
Мч. Разумника (Синезия) Римского (270-275).
Прп. Германа, Аляскинского.
Собор первомчч. Американских: сщмч. Иувеналия,
Петра Алеута, новомчч. Анатолия (Колонского)
Иркутского и Серафима (Самойловича) Угличского,
свящщ. Иоанна (Кочурова) и Александра (Хотовицкого).
|
20 апреля 2025 года - Светлое Христово Воскресение (Пасха) |
|
|
|
|
© 2008-2024 | Tamby.info | Обратная связь |