Торжество Православия совершается впервую Неделю (воскресенье)
Великого поста. Оно было установлено
в Греции в IX в., в память окончательной победы над
врагами православия – иконоборцами. Учение о
почитании икон, основанное на св. писании и
утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в.
оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая
ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась
по многим странам. Церковь Божия подверглась
гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет
лились слезы и невинная кровь истинно
православных, которые боролись за право
изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа,
Божию Матерь и святых, а также
молиться им перед иконами. Этих православных
заключали в темницы, подвергали мучениям и казням.
Честные иконы и мощи святых сжигались.
После VII Вселенского Собора (787 г.),
закрепившего почитание икон, наступило
ослабление гонений, но только в середине IX в. были
освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и
возвращены на прежние должности, а иконоборцам
предложено было или оставить свое заблуждение, или
прекратить церковное служение. Христолюбивая
царица Феодора объявила: «Кто не чествует
изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и
всех святых, да будет проклят!».
Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий,
установил тогда же особое праздничное
богослужение. Православие было торжественно
восстановлено на службе в Софийском соборе в
Константинополе в первое воскресенье Великого поста,
которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так
появилось празднование и особый чин, называемый
Торжество Православия. В XII и XIV вв. эта
служба была значительно дополнена за счет включения
других текстов, изображающих главные догматы
христианства. Эта служба представляет собой
торжество церкви над всеми когда-либо
существовавшими ересями и расколами. В нем
утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и
постановления семи Вселенских Соборов.
Благославляются не только иконопочитатели, но и все
живущие и отошедшие ко Господу в вере и
благочестии отцев. Особое место в этой службе
занимает чин анафематствования. Анафема -
провозглашается соборно не только иконоборцам, но
всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед
Церковью.
В России чин Православия введен в XIV в.
и состоял из греческого синодика этого чина с
прибавлением сначала имен «новых еретиков», как
например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и
др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина,
Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было
20, а имен до 4 тысяч. В конце XVIII в. чин
Православия был исправлен и дополнен
митрополитом Новгородским и С.-Петербургским
Гавриилом; из него исключены были как множество
имен, которым возглашалась вечная память, так и
имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В таком виде чин Православия
был напечатан в 1767 г. Чин Православия
совершался в кафедральных соборах после прочтения
часов или перед окончанием Литургии на
середине храма перед иконами Спасителя и
Божией Матери, возлежащими на аналое. Чин был
существенно сокращен в 1801 г., в нем перечислялись
только ереси, без упоминания имен еретиков. Чин
оставался без переработки до 1869 г., когда из него
были убраны имена государственных преступников.
Предание анафеме не является проклятием. При
покаянии и достаточных основаниях анафема может быть
снята. Может быть она снята и после смерти. Важное
значение для Русской Православной Церкви
имеет отмена анафемы старообрядцам в 1971 г.