TamBY.info Великий пост |
Православный календарь |
|
|
Первая седмица Великого поста.
Первая седмица (неделя) Великого поста - по
православной традиции, время особо усердной молитвы и
говения.
Первый день Великий поста называется "Чистый
понедельник".
Название «Чистый понедельник» происходит от стремления
провести первый день поста в чистоте. Литургически этот день
начинается накануне вечером, в воскресение, когда во всех
Православных храмах совершается чин вечерни, по окончании
которого совершается, так скажем, церемония взаимного
прощения. Все присутствующие в храме кланятся и просят у
друг друга взаимного прощения. Таким образом, христиане
начинают Великий пост с чистой совестью, с прощения и с
новой христианской любовью.
В «Чистый понедельник», как и в последующие 2 дня,
соблюдается очень строгий пост. По возможности, Верующие
стараются воздерживаться от пищи, усерднее молиться,
бороться с греховными страстями.
В первые четыре дня седмицы вечером за богослужением (на
повечерии) в храмах читается Великий покаянный канон
святителя Андрея Критского. Это богослужебное последование
содержит 250 тропарей; оно пронизано чувством покаяния пред
Богом, осознания человеком своей греховности; эта главная
тема раскрывается в каноне путем обращения к образам из
Ветхого и Нового Завета, к примерам жизни святых. С
понедельника по четверг первой седмицы канон читается по
частям; полностью его прочтение совершается на утрени в
четверг пятой седмицы Великого поста.
Утром в среду первой седмицы впервые совершается особое
богослужебное последование - Литургия Преждеосвященных
Даров. Во время поста с понедельника по пятницу (кроме
праздника Благовещения) Божественная литургия не
совершается; поэтому на протяжении поста еженедельно в
среду, пятницу и еще несколько дней совершается последование
Литургии Преждеосвященных Даров, на которой верующие могут
причаститься Святых Христовых Тайн (название объясняется
тем, что Тело Христово - Агнец - приготовляется заранее в
воскресный день за Божественной литургией, пресуществляется,
затем наполняется Кровью Христовой и сохраняется на престоле
в храме соответственно до среды или пятницы).
В практике отечественного благочестия верующие старались
посвятить целиком одну из седмиц Великого поста (часто
первую) постоянному посещению храма, усердному говению,
чтобы в конце седмицы (в субботний или воскресный день)
исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Те, кто
говел в первую седмицу, обычно причащались в субботу, когда
Церковь совершает особое празднование памяти великомученика
Феодора Тирона.
Трапеза.
Первая седмица - время наиболее строгого соблюдения
поста, исключающего из рациона мясные, молочные, яичные и
рыбные блюда. Монастырские уставы предписывают в первую
седмицу Великого поста даже не вкушать растительного масла
(так называемое сухоядение).
Неделя 1–я Великого поста
(первый воскресный день поста) –
Торжество Православия. Церковь вспоминает
окончательную победу православного вероучения над ересью
иконоборцев (боровшихся с почитанием святых икон) в 843
году. В храмах после Божественной литургии совершается
особый чин Торжества Православия.
Вторая седмицей Великого поста.
Церковь рекомендует исключать из пищи все мясные, молочные,
яичные и рыбные блюда. Однако в духовных учебных заведениях
по благословению священноначалия после первой седмицы и до
начала Страстной седмицы (недели перед праздником Пасхи),
исключая седмицу после третьей Крестопоклонной недели
Великого поста, разрешается вкушение рыбы - кроме сред и
пятниц. Несомненно, что такое послабление вполне применимо и
для людей, занимающихся напряженным умственным или
физическим трудом, а также - для не отличающихся крепким
здоровьем.
Суббота 2-й седмицы - день поминовения
усопших.
В Неделю 2-ю Великого поста (второй воскресный день поста)
Церковь молитвенно воспоминает святителя Григория Паламу,
жившего в XIV веке - ревностного поборника монашеской жизни
и духовного делания, выразителя особого церковного учения о
Фаворском свете - нематериальном благодатном Небесном свете,
которым просиял Господь при Преображении на горе Фавор; это
- учение о возможности для человека стяжания благодати
Святого Духа, о путях к этому - молитве и доброделании, к
чему верующие особенно призываются Церковью в дни поста.
Третья седмица Великого поста.
Церковный устав третьей седмицы Великого поста полностью
аналогичен Второй седмице поста.
Суббота 3-й седмицы - день поминовения
усопших.
Неделя 3-я Великого поста (третье воскресный день поста)-
Крестопоклонная.
Поклонение Кресту Господню, совершаемое в этот воскресный
день, напоминает нам о том, что путь к Воскресению - только
через Крест, и спасение души невозможно без борьбы с грехами
и страстями, без претерпения скорбей и страданий. В субботу
на всенощном бдении на середину храма выносится Крест и
совершается благоговейное поклонение ему; обратно в алтарь
Крест уносится лишь в пятницу четвертой седмицы.
Четвертая седмица Великого поста.
Крестопоклонная.
Продолжается воздержание от пищи, содержащей мясо, молоко,
яйца, или рыбу.
Суббота 4-й седмицы - день поминовения
усопших.
В Неделю 4-ю Великого поста (четвертое воскресный день
поста) Церковь совершает память преподобного Иоанна
Лествичника (около 570-649 гг.), подвижника, проведшего всю
жизнь в монашеских подвигах. Главный памятник его жизни - "Лествица"
(лестница) - написанное им руководство для восхождения к
духовному совершенству.
Пятая седмица Великого поста.
В трапезе используются продукты, несодержащие мяса, молока,
яиц, рыбы.
На 5-й седмице Великого поста утреня четверга (обычно
совершается в храмах в среду вечером) именуется "стоянием
Марии Египетской". На этой службе полностью прочитывается
Великий покаянный канон святителя Андрея Критского, а также
читается житие преподобной Марии Египетской - великой
грешницы, чудесно обратившейся к Богу и проведшей всю жизнь
в подвиге покаяния. Это житие - пример глубины греховного
падения и благодатного восстания, указание на то, что
истинное покаяние и жизнь в Боге искупает и самые тяжкие
грехи, может возвести кающегося грешника на высоту духовного
совершенства.
Суббота 5-й седмицы - Суббота акафиста. На утрени
совершается особое молебное пение, восхваляющее Пресвятую
Богородицу - Акафист (позднее по его образцу стали
составляться и другие акафистные пения).
В Неделю 5-ю Великого поста (пятое воскресный день поста)
Церковь совершает память преподобной Марии Египетской.
7 апреля -
Благовещенье Пресвятой Богородицы (великий
двунадесятый праздник).
В этот день Церковью разрешается кроме постной пищи (не
содержащей мяса, молока и яиц) вкушать и рыбные блюда.
Шестая седмица Великого поста.
6-я седмица Великого поста завершается Лазаревой
субботой и двунадесятым праздником
Входа Господня в Иерусалим (Вербное
воскресенье).
Вход Господень в Иерусалим, Вербное
воскресенье (великий двунадесятый праздник).
Праздник отмечается в воскресный день за неделю до
празднования
Светлого Христова Воскресения,
в память о торжественном Входе Господа Иисуса Христа в
Иерусалим - главный город Святой Земли - накануне Его
Крестных страданий.
Накануне Господь Иисус Христос совершил чудо воскрешения
святого праведного Лазаря, жившего вместе со своими сестрами
Марфой и Марией в селении Вифания близ Иерусалима и
скончавшегося за четыре дня до прихода Господа в Вифанию
(поэтому субботний день, предшествующий Вербному
воскресенью, именуется Лазаревой субботой). На следующий
день Христос въехал в Иерусалим на молодом осленке,
приветствуемый множеством людей, узнавших о чуде воскрешения
Лазаря. Народ постилал на Его пути свои одежды и ветви
деревьев, торжественно восклицая:"Осанна (спасение) Сыну
Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в
вышних!" - так у евреев было принято встречать царей и
победителей. Однако это торжество является на самом деле
предвестием страданий Спасителя: эти же люди, ныне
торжественно встречающие Христа, всего лишь через несколько
дней будут кричать римскому правителю Пилату: "Возьми,
возьми, распни Его!" и произнесут страшное проклятие на свой
народ:"кровь Его на нас и на детях наших" (Мф. 27, 25). По
церковной традиции, в этот день в храмах верующие, как бы
встречая невидимо грядущего Господа, стоят на богослужении с
веточками верб в руках (отсюда и другое название праздника -
Вербное воскресенье). Вербы заменяют собой вайя - пальмовые
ветви, которые держали в руках встречавшие Христа жители
Иерусалима. Накануне праздника, на всенощном бдении в
субботу, вербы освящаются окроплением святой водой после
прочтения особой молитвы.
В Лазареву субботу Церковь разрешает употреблять в пищу,
кроме постных блюд (не содержащих мяса, молока, яиц, рыбы),
еще и рыбную икру, а в праздник Входа Господня в
Иерусалим - также и саму рыбу.
Страстная седмица.
В это время мы воспоминаем события последних дней земной
жизни Спасителя, Его Крестную смерть, готовясь стать
сопричастниками великой радости Светлого Христова
Воскресения.
В дни
Страстной седмицы
Церковь предписывает строгий пост, исключающий мясную,
молочную, яичную и рыбную пищу.
Особенно важны для нас последние дни
Страстной седмицы.
|
|
Пища без мяса |
Воздержание от пищи |
Холодная пища без растительного масла, неподогретое питьё |
Горячая пища без растительным масла |
Горячая пища с растительным маслом |
Рыба, горячая пища с растительным маслом |
|
|
© 2008-2025 | Tamby.info | Обратная связь |