Введение во храм Пресвятой Богородицы совершилось, по сохраненным Преданием
рассказам, следующим образом. Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна,
молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на
служение.
Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое
обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды,
с пением священных песен, с зажженными свечами в руках привели ее в
Иерусалимский храм. Там встретил Богоотроковицу первосвященник со множеством
священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария,
казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили
на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные
ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел
Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил
первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме
дивились необыкновенному событию.
Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой.
Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при
храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания (Исх. 38; 1 Цар. 1, 28;
Лк. 2, 37) и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых
пребывали посвященные на служение.
Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до
вознесения на небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. "Если бы
кто спросил меня, - говорил блаженный Иероним, - как проводила время юности
Пресвятая Дева, - я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу,
неотступному хранителю Ее". Но в Церковном предании сохранились сведения, что во
время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в
обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась
рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.
В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь
с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение
праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских
христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь
Введения во храм Пресвятой Богородицы.
В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского. В
VIII веке проповеди в день Введения произносили святители Герман и Тарасий,
Константинопольские патриархи.
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы - предвозвестие благоволения
Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование Христова пришествия.