TamBY.info
|
Церковный календарь. |
|
|
Православные праздники, дни памяти в апреле: |
Великий пост.
В древности празднику Благовещения давали разные имена: Зачатие Христа,
Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение ангела Марии. О том,
где и как впервые появился праздник Благовещения, ничего неизвестно.
Известно, что в 560 году император Иустиниан указал дату празднования
Благовещения – 25 марта (7 апреля по новому стилю).
Между Благовещением и Рождеством Христовым – девять месяцев, то есть срок
вынашивания ребенка.
Название праздника – Благовещение – передает главный смысл его: возвещение Деве
Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Христа.
Посмотрим на икону праздника: ангел сходит к Деве, чтобы ей возвестить «Благую
весть». Архангел Гавриил принес Деве Марии самую большую новость – Сын Божий
становится Сыном человеческим. Исполняется пророчество Исаии, Богородица
отвечает согласием на весть ангела: «Да будет мне по слову твоему». Без этого
добровольного согласия Бог не мог бы стать человеком. Он не мог бы воплотиться,
так как Бог не действует силой, не принуждает нас ни к чему. Человеку дана
полная свобода ответить Богу согласием и любовью.
Церковное Предание говорит, что в тот момент, когда Деве Марии явился Архангел
Гавриил, она читала книгу пророка Исаии, как раз те слова о рождении Мессии. «Я
готова стать последней служанкой у той, которая удостоится родить Мессию», -
думала она.
Этот праздник – единственный из Богородичных, о котором говорится в Евангелии
(см. Евангелие от Луки 1 глава 26-38 стих):
26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский,
называемый Назарет,
27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою;
благословенна Ты между женами.
29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за
приветствие.
30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;
31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол
Давида, отца Его;
33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
34 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит
Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в
старости своей, и ей уже шестой месяц,
37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И
отошел от Нее Ангел.
С Благовещением в народе связаны некоторые старинные обычаи. Говорят, что в
Благовещение «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет», т.е. всякая работа -
грех.
|
Московской (XVI) Иконы Благовещения Божией Матери
Хотя торжественное празднование дня Благовещения началось в IV веке, но
иконы, отображающие это событие, появились в христианской церкви несравненно
раньше. Уже в римских катакомбах, в усыпальнице святой Прискиллы, можно
найти стенное изображение Благовещения, относящееся к началу II века: здесь
бескрылый ангел преклонил колена пред Девой; одну руку он простер к Ней, а в
другой держал свиток. Пресвятая Дева изображена сидящей, на лице Ее – выражение
удивления и страха.
Позднее на иконе изображался архангел Гавриил с крыльями и райской ветвью, как
символом радостного приветствия, в руках, а Богоматерь – сидящей или стоящей и
читающей книгу, на которой иногда была видна надпись: «Се Дева во чреве
приимет».
На древнерусских иконах, таких, как, например, мозаичное изображение в киевском
Софийском соборе на двух столбах, поддерживающих алтарную арку, или в
новгородской Борисоглебской церкви Антониева монастыря Благовещение изображено в
другом виде: Пресвятая Дева держит в руках веретено, или початок, и прядет. В
московском Успенском соборе или в новгородской Мироносицкой церкви – не Сама
Богоматерь прядет, а девы, сидящие при Ее ногах, или дева, сидящая за Ней.
Из икон Благовещения, прославившихся своей чудотворной силой, известны две,
находившиеся в Москве: в Успенском соборе («Устюжская») и в церкви Благовещения,
что на бывшем Житном царском дворе в Кремле.
Житницы эти примыкали к безымянной башне, служившей местом заключения
преступников. Предание говорит, что сюда при Иоанне Грозном был заключен один
оклеветанный воевода. Узник, перенося терпеливо свое несчастье, усердно молился
о своем избавлении. И вот однажды ему явилась Богоматерь и приказала просить
царя о свободе. Он не решался, боясь увеличить гнев царя. Тогда Царица Небесная
вторично явилась ему и обещала Свою помощь. Воевода повиновался. Посланные от
царя люди, подойдя к тюрьме, были поражены, увидев на стене башни самописанную
икону Благовещения.
Царь, узнав об этом чуде, освободил воеводу, а при образе приказал воздвигнуть
деревянную часовню. Императрица Анна Иоанновна в 1731 году построила здесь храм
таким образом, что внешняя стена башни с иконой стала внутренней южной стеной
церкви. Образ этот, изображенный на штукатурке, был украшен великолепным киотом.
|
Киевской Иконы Благовещения Божией Матери
В Киево-Софийском соборе, на восточных столбах, поддерживающих алтарную арку,
можно увидеть мозаичное изображение архангела Гавриила и Богоматери, образующих
композицию «Благовещение».
Описание явления Ангела Господня Деве Марии присутствует только в одном
Евангелии – от Луки (Лк. 1, 26–39). На основе этого сюжета и построена
иконография «Благовещения», которая весьма разнообразна, насыщена деталями и
имеет несколько изводов благодаря дополнениям из многочисленных неканонических
источников.
На софийской мозаике в руках Богородицы веретено с пурпурной пряжей, о котором
евангелист Лука ничего не говорит. Однако, согласно апокрифическому
«Протоевангелию Иакова» (XI, 1), когда к Пречистой Деве явился архангел с вестью
о непорочном зачатии Спасителя мира, Она пряла пряжу для завесы Иерусалимского
храма. «Благовещение с пряжей» стало одним из главных изводов в иконографии
этого сюжета. Именно этот вариант «Благовещения» помещают на Царских вратах,
которые ведут в святая святых – алтарь. В мозаике отсутствуют какие-либо
атрибуты конкретного места действия: это помогает указать на сокрытый характер
начала Боговоплощения. Сведение к минимуму набора «рассказывающих» деталей –
характерная особенность византийской иконописи эпохи македонской династии.
При выкладывании изображения Богоматери греческий мастер искусно использовал
смальту различных оттенков синего: на Деве Марии хитон светло-синих тонов, а
мафорий более темный, с густыми темно-синими складками, доходящими до черного
цвета. Лик выложен розоватыми и белыми кубиками, сочетающимися в притененных
местах с зеленовато-серыми. Справа от Богородицы греческая цитата из Евангелия,
русский перевод которой: «[Я] Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.
1, 38).
Архангел Гавриил обращен к Богоматери. Правой рукой он благословляет, а в левой,
как посланник Господа, держит жезл. Надпись гласит: «Архангел Гавриил: Радуйся,
Благодатная, Господь с Тобою» (Лк. 1, 28).
Фигуры архангела и Девы Марии выполняли разные мозаичисты. Гавриил, в отличие от
Богоматери, массивен и грузен, а складки его одеяний почти прямоугольны и ломки.
Это изображение Благовещения Пресвятой Богородицы носит название «Прядущая».
|
Преставление свт.
Тихона, патрираха Московского и всея Руси
(1925).
Прп. Саввы Нового (1948).
Преставление прп. Иустина (Поповича)
(1979) (Серб.).
Мчч. Пелагия, Феодосия и Дулы,
Никомидийских.
Прп. Парфения Киевского (1855).
Св. Сенуфия чудотворца Латомского
(IX).
Св. Никандра Псковского (1581).
|
|
|
5 мая 2024 года - Светлое Христово Воскресение (Пасха) |
|
|
|
|
|
© 2008-2024 | Tamby.info | Обратная связь |