Календарь. 2024 г. |
|
Еврейские праздники |
|
января 2024
г.
Ту-би-Шват
(Новый
год деревьев Земли Израиля) - иудейский религиозный праздник,
отмечается 15 числа месяца Швата по еврейскому календарю. По
григорианскому календарю дата праздника ежегодно объявляется особо.
По сути, он считается полупраздником, поэтому в этот день разрешено
работать. В основе Ту би-Швата лежит предание, о том, как деревья,
увидев, что Бог даровал людям праздник Нового года,
преисполнились зависти и попросили Его, чтобы и им был установлен
такой же день. Так как в месяце шват деревья просыпаются после
зимней засухи, то именно это время и было избрано.
Ту-би-Шват (15 швата) -
Новый год деревьев Земли Израиля
марта 2024 г.
(в
2024 году перенесен с Шаббата)
Пост Эстер - в
иудаизме день траура и поста перед праздником Пурим.
Начинается утром 13-го Адара и заканчивается до наступления сумерек
13-го адара, в канун праздника Пурим. Если тринадцатое адара
выпадает на субботу, пост переносится на предшествующий субботе
четверг (11 адара). Во время этого поста (также как и в другие
посты) нельзя не только есть, но и пить. Пост был установлен в
память о событиях Пурима, когда по инициативе Эстер
евреи Персии постились и молились о спасении от истребления
их Аманом. Тогда евреи постились три дня. Однако для последующих
поколений установили однодневный пост, ибо дольше без воды
могут обходиться только особо сильные духом люди. Так как пост
Эстер не входит в число четырех упомянутых в Писании
общественных постов, законы его соблюдения мягче: не поститься
разрешено беременным, кормящим матерям и больным, а также
выполняющим тяжелую работу.
Таанит-Эстер -
Пост Эстер (13 адара)
|
Пурим - праздник в память о чудесном спасении евреев в Персидском царстве более 2400 лет назад, в период правления царя Ахашвероша (Артаксеркса), получивший название от слова «пур», что означает «жребий». Отмечается в четырнадцатый день весеннего месяца адар (соответствует концу февраля - началу марта по грегорианскому календарю).
23 апреля- 29 апреля 2024 г.
Песах - центральный иудейский праздник в память об Исходе из Египта. Начинается на 15-й день весеннего месяца нисан. В Израиле Песах - семидневный праздник, первый и последний дни которого - полноценные праздники и нерабочие дни. Промежуточные дни называются словами холь а-мозд («праздничные будни»). За пределами Израиля праздник длится 8 дней, из которых первые два и заключительные два - полноценные праздники.
Слово песах (пасха) означает "прохождение мимо".
Праздник получил такое название в память о том, как ангел смерти
проходил мимо домов иудеев, поражая только египетских первенцев.
Чтобы ангел мог отличить еврейские дома от египетских, каждой
еврейской семье было велено заколоть ягненка и его кровью помазать
косяки дверей. Только после смерти всех египетских первенцев фараон
позволил евреям покинуть Египет. В основе Песаха лежат два наиболее
архаичных сельскохозяйственных праздника: праздник нового приплода
скота, когда приносился в жертву однолетний ягненок, и праздник
первой жатвы (сбор урожая ячменя), когда уничтожался старый хлеб и
из пресного теста выпекался новый - маца. Впоследствии эти праздники
были объединены. Кульминационным моментом Песаха является вечерняя
трапеза, седер («порядок»), которая устраивается в первую и во
вторую ночь праздника. Во время седера в определенной
последовательности читают повествование об Исходе (по книге Агада) и
едят особые символические блюда. Остальные дни Песаха
предназначенные для разного рода праздничных занятий. Как правило, в
эти дни не работают и не решают деловых вопросов (хотя, в принципе,
это и не запрещается). Не выполняют и домашнюю работу - стирку,
уборку дома и т.д. Приготовление пищи, естественно, дозволяется. А
освободившееся время используют для более глубокого изучения Торы.
Проводят больше времени с семьей. Ходят в гости. Путешествуют по
земле Израиля. Те, кто не живет в Иерусалиме, стараются посетить
этот единственный в своем роде город.
На основании предписаний Торы в праздник Песах каждый должен был
совершить паломничество в Иерусалимский Храм и там на второй день
праздника принести в жертву ягненка и сноп ячменя. В седьмой день
Песаха евреи празднуют окончательное освобождение. В синагоге во
время пасхального богослужения читается Песнь Песней, отражающая
земледельческие истоки праздника. Этот день завершает торжества
праздника Песах и считается нерабочим. Он отмечается в радостной
атмосфере, с пением и танцами. В полночь в синагогах и в религиозных
учебных заведениях устраивается церемония "разделения морских вод".
А в семьях с наступлением вечера делают разделение между праздничным
днем и буднями. Выпивают последний символический бокал вина и после
произносят: В будущем году - в Иерусалиме!
|
Йом ха-Шоа - день Катастрофы и героизма европейского еврейства, в Израиле отмечается каждый год по еврейскому календарю 27 нисана (если 27 нисана выпадает на пятницу - 26 нисана, а если 27 нисана выпадает на субботу - 28 нисана) . Это день начала восстания в Варшавском гетто. Дата 27 нисана была предложена первым премьер министром Израиля Давидом Бен Гурионом. Он считал 27-е число месяца нисан (день начала восстания в Варшавском гетто) наиболее подходящей датой. В этот день по всему миру вспоминаются евреи, ставшие жертвами нацизма во время Второй мировой войны.
День
памяти павших в войнах Израиля и жертв террора -
израильский государственный день траура. День
памяти отмечается 4 ияра по иудейскому
календарю. В этот день чтят память солдат Армии
обороны Израиля, павших в войнах Израиля или при
исполнении обязанностей, полицейских, а также
представителей других служб безопасности.
мая 2024 г.
День независимости Израиля (Йом а-Ацмаут) - главный государственный праздник Израиля, отмечаемый ежегодно. Государство Израиль было провозглашено 14 мая 1948 года (5 ияра по еврейскому календарю). 29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН большинством голосов - 33, против 13 - приняла резолюцию о разделе Палестины на два государства. Евреи ликовали, арабы выразили протест и начали военные действия. Так территорию, определенную ООН для создания еврейского государства, пришлось защищать с оружием в руках еще до создания государства как такового. 14 мая 1948 года, в день, когда истекал срок британского мандата, Давид Бен-Гурион на заседании в Тель-Авивском Музее зачитал Декларацию независимости нового государства, получившего официальное название - Мединат Исраэль (Государство Израиль). Спустя несколько часов после принятия Декларации независимости армии Египта, Иордании, Сирии, Ливана и Ирака вторглись на территорию молодого государства, и евреям снова пришлось с оружием в руках защищать независимость, наконец-то обретенную на земле своих предков. В этой войне, длившейся пятнадцать месяцев, погибло более 6 000 человек. Они отдали жизнь за то, чтобы существование Государства Израиль стало реальностью. На следующий год Кнессет, парламент Израиля, принял закон о национальном празднике в 5-й день месяца ияра, получившем название Йом а-Ацмаут - День Независимости.
Праздник обычно отмечается 5 ияра по еврейскому календарю, и празднование начинается накануне вечером, так как даты в еврейском календаре сменяются с заходом солнца. Праздник иногда сдвигается на один или два дня, чтобы избежать нарушения запретов, связанных с субботним днём в иудаизме. Учитывая то, что Дню независимости всегда предшествует День памяти, сдвигаются оба события, и таким образом День независимости никогда не отмечают в пятницу, субботу и воскресенье.
|
День 14 Ияра называется
«Вторым Песахом» (Песах шени), ибо в этот день во времена, когда
существовал Иерусалимский Храм, приносили пасхальную жертву те, кто
не имел возможности принести ее в срок, 14 Нисана, - из-за
того, что находились в состоянии ритуальной нечистоты или не могли
вовремя прибыть в Иерусалим из удаленного места.
14-е Ияра не является праздничным или полупраздничным днем. Однако
поскольку во времена Храма это был радостный день для всех тех, кто
исполнял в него заповедь о пасхальной жертве, его продолжают
выделять и сегодня.
Существует обычай есть в этот день мацу, оставшуюся от праздника
Песах, в память о пасхальной жертве, которая съедалась вместе с
мацой.
Лаг-Баомер - еврейский праздник. Отмечается в 33 день Омера (18 ияра). Это совершенно особенный день, резко отличающийся от прочих дней этого периода. Лаг - то есть буквы "ламед" и "гимель" - это обозначение цифры "33". Лаг-Баомер - тридцать третий день омера, 18 ияра. Предание говорит, что в этот день прекратилась эпидемия, унесшая жизни учеников раби Акивы. По этой причине Лаг-Баомер несет на себе некоторый оттенок праздничности: в этот день можно стричься и бриться, можно устраивать свадьбы и веселиться, в молитвах этого дня не говорят "Таханун".
|
9 мая 1945 года — это день Победы над гитлеровской Германией, день радости и скорби. Во Второй мировой войне погибло около 60 миллионов человек, из них 6 миллионов были евреями. 9 мая 1945 года по еврейскому летоисчислению выпало на 26 ияра 5705 года. С недавних пор раввинами Европы было принято решение внести эту дату в еврейский календарь и отмечать 26 ияра как День Спасения и Освобождения.
Йом-Йерушалаим - провозглашён в честь воссоединения Иерусалима после Шестидневной войны (1967), в ходе которой Израиль завоевал Старый город. Когда завершилась Война за независимость (1948), еврейское государство контролировало Новый город Иерусалима, а Иордания - Старый город. В соглашении о перемирии Иордания согласилась разрешить евреям посещать свой сектор и молиться у Западной стены. Но это соглашение не соблюдалось, и в течение 19 лет перед Шестидневной войной иорданцы запрещали евреям входить в Старый город.
Шавуот (6/7 сивана) - праздник дарования Торы
Шавуот - праздник дарования Торы, отмечаемый 6 сивана, на 50 день омера. В этот день, через пятьдесят дней после Песаха, евреи получили Тору на горе Синай. Со дня получения Великой Книги и по сегодняшний день судьбу евреев определяет вера в Бога и преданность Его заветам. У горы Синай евреи обязались быть верными Торе на все времена и повсюду. Они выполнили свое обещание и, рассеянные среди других народов, остались единой нацией на протяжении 33-х столетий.
|
В истории еврейского народа 17 Тамуза — день бедствий.
Пост 17 Тамуза - один из четырёх постов, установленных в память о разрушении Храма, наряду с постом Гедальи (3 тишрей), постом 10 тевета и 9 Ава. Траурный пост 17 Тамуза связан с тем, что 10 тевета вавилонский царь Невухаднецар (Навуходоносор II) начал осаду Иерусалима, а 17 Тамуза его солдаты проломили городскую стену. Это стало началом конца еврейской державы. Тремя неделями позже, 9 Ава, наступила трагическая развязка событий: был подожжён Храм. Пост 17 Тамуза начинает траурный период в еврейском календаре, который длится 3 недели, вплоть до 9 Ава. Эти 3 недели траура называют неделями «Бейн аМецарим» — буквально «между теснин», т. к. эти дни находятся между двумя траурными постами (17 Тамуза и 9 Ава).
13 августа 2024 г.
Тиша-бэ-Ав (пост 9 Ава) - день скорби и траура, самый трагический день в еврейской истории. В этот день в 586 году до н. э. был разрушен Первый Храм; в 70 году н. э. - Второй Храм. В этот день в 136 году римские легионы захватили крепость Бейтар, последний оплот повстанцев Бар-Кохобы; многие тысячи евреев были убиты, большинство остальных вынуждены были покинуть родину, эмигрировать в другие страны. И в средние века, и в новейшее время с этим днем связаны драматические события в жизни еврейского народа.
Рош аШана (01/02 тишрей) - Новый 5785 год от сотворения мира
Рош аШана - еврейский Новый год, который празднуют 1-го и 2-го числа еврейского месяца тишрей. С этого дня начинается отсчёт дней нового еврейского года. Этот праздник отмечается в Израиле всеми. В этот день дарят друг другу подарки, посылают поздравления тем, кто далеко.
|
Пост Гедальи - это день траура и поста, отмечаемый 3 тишрея по еврейскому календарю, на следующий день после Рош а-Шана. Если этот день выпадает на субботу, пост сдвигается на воскресенье. Пост продолжается от восхода солнца до появления первых звезд, в это время ничего не едят и ничего не пьют.
Гедалья (Гедалия, Гедальяу) - так звали наместника Иудеи, фактического правителя страны в последние дни ее существования, незадолго до Вавилонского изгнания. В результате заговора наместник Гедалья был убит. С его смертью погасла последняя искра еврейской государственности в Эрец Исраэль, множество евреев было убито, а остальные были изгнаны вавилонянами из страны или сами бежали из нее. В память об этих трагических событиях и установили пост Гедальи.
октября 2024 г.
Йом-Кипур - в иудаизме самый важный из праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов. Отмечается в десятый день месяца тишрей, завершая Десять дней покаяния. Чтобы прийти к Судному Дню внутренне подготовленным, человек анализирует прошедший год, вспоминает свои прегрешения перед людьми и Богом. Человек - не ангел, ему свойственно ошибаться, но Бог всегда готов простить искренне раскаявшегося. Вот отчего не страх, не душевные муки и не ужас перед небесным судом несет Судный День евреям, а радость и душевный подъем. Поднявшись над земным, искренне и полностью представ перед Всеблагим и Прощающим, мы обретаем надежду и даже уверенность, что будем вписаны в счастливый год. (
подробнее о празднике).17 - 23 октября 2024 г.
Суккот (с 15 по 21 тишрей) - веселый праздник
Суккот - один из
трех паломнических праздников, во время которого трижды в году, в
период существования Храма, весь израильский народ собирался в
Иерусалиме. У этого праздника есть несколько названий: праздник
шалашей (кущей), праздник сбора урожая, конец странствий по пустыне,
праздник человечности и мира, праздник черпания и возлияния, с
просьбой дождей для будущего урожая. Праздник Суккот выражает
связь еврейского народа со своей страной, со своим историческим
прошлым. Если все прочие праздники отмечаются дома, в кругу семьи,
то в Суккот евреи покидают дома и живут в шалашах, специально
построенных для этого дня на улице, под открытым небом. Шалаш
строится в память о странствиях еврейского народа в пустыне в
течение 40-а лет. (подробнее о празднике).
|
Шмини Ацерет - восьмой завершающий день еврейского праздника Суккот. Празднуется 22 числа месяца тишрей. Шмини-Ацерет является самостоятельным праздником. Мы не сидим в "суке", мы не берем «арбаа миним», мы произносим благословение "Шегехеяну" во время зажигания свечей и при совершении "Кидуша" после "Маарива". И тем не менее, Шмини-Ацерет является своего рода завершением праздника Сукот и, кстати, по той же причине Шавуот называется иногда Ацерет: он тоже как бы завершает собой Песах.
Симхат Тора - праздник в иудаизме, празднуемый сразу после Суккот. Этот праздник (радость с Торой) также не связан с Суккот, но и он как бы продолжает последний. Этот день - начала нового цикла чтения Торы - самый радостный и веселый в еврейском году, когда танцует и ликует весь еврейский народ от мала до велика.
Ханука (с 25 кислева по 3 тевета) - Освящение Храма
Ханука (обновление, освящение) - еврейский праздник, установленный в память возобновления богослужения в иерусалимском храме в 165 году до н.э., после того как в течение нескольких лет оно было прекращено вследствие осквернения храма идолослужением по приказу сирийского царя Антиоха Епифана. После побед над сирийцами Иуды Маккавея и его братьев евреи вновь овладели храмом, очистили его от идолов и в 25 день месяца кислева 165 года восстановили богослужение по своему закону. Сохранилось предание, что в храме чудесным образом был найден сосуд со священным елеем для возжигания светильника. Евреи до настоящего времени празднуют ежегодно Ханука посредством зажигания лампад или свечей в течение восьми дней, начиная с 25 кислева.
В эти дни не оплакивают умерших и не постятся.
января 2025 г.
10 числа месяца Тевет в 3336 году от Сотворения мира (425 г. до н. э.) войска вавилонского царя Навухаднецара осадили Иерусалим. Тридцать месяцев спустя - девятого Тамуза (а согласно одному из мнений - семнадцатого) 3338 года - стены города были пробиты и затем девятого Ава был разрушен Священный Храм, а еврейский народ был изгнан в Вавилон на 70 лет. С разрушением Первого храма были потеряны великие духовные ценности, которыми еврейский народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях.
10
Тевета (Асара-Бэтевет) отмечается как день траура, поста и раскаяния.
|
Рош-Ходеш - еврейский "малый праздник". Приходится на первый день каждого лунного месяца, за исключением месяца тишрей. Празднуют его обычно один или два дня, в зависимости от длины месяца. Если в месяце 29 дней, Рош-Ходеш празднуют в первый день нового месяца, если же в месяце 30 дней, то празднуют последний день старого месяца и первый день нового.
Седьмой день недели по еврейскому календарю,
приходится на субботу
Шаббат - в
иудаизме седьмой день недели (приходится на субботу), в который
Тора предписывает воздерживаться от работы. Шаббат является
первенцем среди всех Праздников Господних, и он был
установлен Господом изначально еще при сотворении мира.
Заповедь о Шаббате самая объемная и подробная из всех Десяти
заповедей.
Шаббат
Шаббат начинается в пятницу вечером с праздничного ужина при
зажженных свечах, после чего последующие 24 часа отделяются для
общения со Всевышним. Это является еженедельным, установленным Им
временем свидания для встречи с Его народом.
В Шаббат нельзя готовить горячую еду, и чтобы насладиться
хорошим вкусным и главное горячим обедом нужно приготовить горячую
еду до наступления Шаббата и держать ее в горячем состоянии до обеда
в Субботу. Вот тут и проявляется вся изобретательность еврейских
хозяек. Отсюда и берут корни очень многие известные еврейские блюда
- чолнт, цимес, кугол. Это блюда, которые могут стоять долго в тепле
и от этого только становятся вкуснее.
* Все еврейские праздники начинаются накануне вечером после захода первых трех звезд.
|
|
|
© 2008-2023 | Tamby.info | Обратная связь |