TamBY.info
|
Православный календарь. |
|
|
Православные праздники, памятные дни, посты в сентябре 2024 года: |
|
Преподобный Моисей Мурин жил в IV веке в Египте. Он был
эфиоп, лицом был черен и поэтому назван "мурин".
В молодости он был рабом знатного человека, но после того как совершил убийство, господин прогнал его, и он пристал к шайке разбойников. За суровый нрав и большую физическую силу его выбрали главарем. Моисей вместе с шайкой совершил много злодеяний - убийств, грабежей, так что все боялись даже его имени. Несколько лет пробыл в такой греховной жизни разбойник Моисей, но по великой милости Божией раскаялся, оставил шайку разбойников и ушел в одну из пустынных обителей. Здесь он долго плакал, прося принять его в число братии. Монахи не поверили его искреннему покаянию, но бывший разбойник до тех пор умолял не отгонять его, пока братия не приняла его. В монастыре преподобный Моисей находился в полном послушании у игумена и братии, он проливал много слез, оплакивая свою греховную жизнь. Через некоторое время преподобный Моисей ушел в уединенную келлию, где проводил в молитве и строжайшем посте суровую жизнь. Однажды на келлию преподобного Моисея напали 4 разбойника из его бывшей шайки, но он, не утративший огромной физической силы, связал их всех и, подняв на плечи, принес в монастырь, спрашивая у старцев, как поступить с пленниками. Старцы велели отпустить их. Разбойники, узнав, что попали к своему бывшему предводителю, а он их пощадил, последовали его примеру, покаялись и стали монахами. Когда остальные разбойники услышали о покаянии преподобного Моисея, то оставили разбой и стали усердными иноками.
Преподобный Моисей не скоро освободился от страстей. Он часто
приходил к игумену монастыря авве Исидору, прося совета, как
избавиться от блудной страсти. Опытный в духовной брани старец
учил его никогда не пресыщаться пищей, пребывать впроголодь,
соблюдая строжайшее воздержание. Страсть не оставляла
преподобного Моисея в сонных видениях. Тогда авва Исидор научил
его всенощным бдениям. Преподобный простаивал все ночи на
молитве, не преклоняя колен, чтобы не заснуть. От длительной
борьбы преподобный Моисей пришел в уныние и, когда у него возник
помысл оставить пустынную келлию, авва Исидор подкрепил дух
ученика. Он показал ему в видении много демонов на западе,
готовящихся к борьбе, а на востоке еще большее количество святых
Ангелов, также приготовлявшихся к битве. Авва Исидор обнадежил
преподобного Моисея, что сила Ангелов превосходит силу бесов, а
долгая борьба со страстями нужна ему, чтобы совершенно
очиститься от прежних грехов.
Преподобный Моисей предпринял новый подвиг. Обходя по ночам
пустынные келлии, он приносил каждому брату воду из колодца.
Особенно он старался для старцев, которые жили далеко от колодца
и были не в силах принести себе воды. Однажды, наклонясь над
колодцем, преподобный Моисей почувствовал сильный удар в спину и
замертво упал у колодца, пролежав в таком положении до рассвета.
Так бесы мстили преподобному за победу над ними. Утром братия
принесла его в келлию, и он пролежал целый год в расслаблении.
Поправившись, преподобный с твердой решимостью исповедал
игумену, что он будет продолжать подвизаться, Но Господь Сам
положил предел этой многолетней борьбе: авва Исидор благословил
ученика и сказал ему, что блудная страсть уже оставила его.
Старец велел ему причаститься Святых Таин и с миром идти в свою
келлию. С тех пор преподобный Моисей получил от Господа власть
над бесами.
Слава о его подвигах распространилась среди иноков и за
пределами пустыни. Правитель страны захотел увидеть святого.
Узнав об этом, преподобный Моисей решил скрыться от посетителей
и ушел из своей келлии. По дороге он встретил слуг правителя,
которые спросили его, как пройти к келлии пустынника Моисея.
Преподобный ответил им: "Не стоит ходить к этому лживому,
недостойному монаху". Слуги возвратились в монастырь, где их
ждал правитель, и передали ему слова повстречавшегося старца.
Братия, по описанию наружности старца, единодушно признали в нем
самого преподобного Моисея.
Проведя много лет в иноческих подвигах, преподобный Моисей был
рукоположен во диакона. Епископ облек его в белую одежду и
сказал: "Авва Моисей ныне весь бел". Святой ответил: "Владыко,
что делает чистым - внешнее или внутреннее?" По смирению
преподобный считал себя внутренне недостойным принять сан
диакона. Однажды епископ решил испытать его и велел клирикам
гнать диакона из алтаря, ругая его недостойным мурином. С полным
смирением преподобный принимал бесчестие. Испытав его, епископ
посвятил преподобного во пресвитера. В этом сане преподобный
Моисей подвизался 15 лет и собрал вокруг себя 75 учеников.
Когда преподобному исполнилось 75 лет, он предупредил своих
иноков, что вскоре на скит нападут разбойники и умертвят всех
насельников. Святой благословил иноков уйти заблаговременно,
чтобы избежать насильственной смерти. Ученики стали просить
преподобного уйти вместе с ними, но он ответил: "Я уже много лет
ожидаю времени, когда на мне исполнится слово Владыки моего,
Господа Иисуса Христа, сказавшего: "Вси, приимшии нож, ножом
погибнут"" (Мф. 26, 52). Тогда с преподобным остались 7 братьев,
из которых один, при приближении разбойников, спрятался
неподалеку. Разбойники убили преподобного Моисея и оставшихся с
ним шесть иноков. Кончина их последовала около 400 года.
|
Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была
дочерью Фануила.
Вступив в брак, она прожила с мужем 7 лет, до его кончины. После его смерти праведная Анна проводила строгую благочестивую жизнь, "не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь" (Лк. 2, 37). Когда праведной Анне было 84 года, она удостоилась видеть в Иерусалимском храме Младенца Иисуса Христа, принесенного для посвящения Богу как первенца по закону Моисееву. Праведная Анна слышала пророческие слова святого Симеона Богоприимца, сказанные Пресвятой Богородице. Пророчица вместе со святым Симеоном славила Бога, говорила всем, что Мессия явился в мир (Лк. 2, 38).
Память праведной Анны Пророчицы приходится также на 3 февраля,
когда она вспоминается с праведным Симеоном Богоприимцем в
попразднство Сретения Господня.
|
Колыбель русской иноческой жизни, Киево-Печерская Лавра, основанная в 1051 году преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, распространяла сияние великих духовных подвигов по всей земле Русской.
Монахи Киево-Печерского монастыря стали первыми тружениками русского иноческого подвижничества. Их молитвенные подвиги воодушевили последующие поколения на великие духовные труды.
Эта обитель, по словам Киево-Печерского Патерика, была
поставлена «слезами, пощением, молитвою, бдением».
Преподобный Антоний, говорит один из авторов Патерика, «не
имел ни золота, ни серебра, да приобрел все слезами и
постом». В бытность преподобного Феодосия игуменом Лавра
жила милостыней, которую в изобилии получала от князя и от
мирян, привлекаемых благочестием и святостью жизни
монашеской общины.
Приняв монастырь на свое попечение по благословению
преподобного Антония преподобный Феодосий усугубил в нем
воздержание, «великое пощение и молитвы со слезами»; когда
же число братии превысило 100 человек, он стал искать
подходящий монастырский устав для устроения внутренней жизни
монастыря.
Преподобный Феодосии избрал Студийский устав, который в дальнейшем был заимствован у Киево-Печерской Лавры другими русскими монастырями.
В условиях строгой монастырской жизни и каждодневных
аскетических подвигов иноки Киево-Печерской обители, как
«светила сияли на Руси». «Одни были крепкие постники, другие
подвизались в бдении, иные на земных поклонах; иные
постились по дню и по два, иные ели хлеб с водою, иные одну
вареную зелень, или одну сырую», — свидетельствует
Киево-Печерский Патерик.
Большое внимание уделялось в обители послушанию: «Меньшие
покорялись старшим и не смели говорить перед ними; но все
делали с покорностью и с великим послушанием».
В обители царила истинно христианская любовь в отношениях
между братией. В Патерике особо отмечается взаимная забота
иноков друг о друге, попечение о младших со стороны старших
насельников, которые «научали меньших и утешали, как детей
возлюбленных. Если брат впадал в какое-нибудь прегрешение,
другие утешали его и по великой любви своей епитимию
разделяли трое или четверо... Если который-нибудь брат
уходил из монастыря, вся братия сильно печалилась о том;
посылали за ушедшим и, призвав его в монастырь, шли к
игумену, кланялись, просили за него и принимали в монастырь
с радостью. Такие-то были любящие, воздержные постники!» —
восклицает инок Киево-Печерской обители преподобный Нестор
Летописец.
Живя милостыней мира, монастырь и сам стремился помогать от
своих избытков сирым, голодным и неимущим людям. Неподалеку
от Киево-Печерской Лавры преподобным Феодосием был построен
странноприимный дом для нищих и больных, которым оказывалась
всемерная помощь. Каждую субботу монастырь отправлял в город
воз хлеба, предназначенного для заключенных в тюрьмах.
Бывали случаи, когда милостыня оказывалась даже пойманным на
попытке ограбления монастыря разбойникам, против которых в
духе великой христианской любви не возбуждалось никакого
преследования.
Из всех аскетических подвигов особое распространение среди
иноков Киево-Печерской Лавры получило затворничество.
Претерпевая великие искушения, подвижники выходили из них
победителями благодаря глубочайшей вере, многотерпению,
беспредельной верности Богу, усердной непрестанной молитве и
суровому посту. Среди преподобных отцов Киево-Печерских,
почивающих в Дальних пещерах, память которых Церковь
празднует 28 августа, более половины прославились
затворничеством и великим постничеством.
В число этих преподобных отцов входят иноки, совершавшие
свой духовный подвиг в разные периоды времени — с XI по XV
век. О каждом из них не сохранилось подробных житийных
сведений, за исключением имени, времени несения подвига и
указания о том, на какой стезе тот или иной инок нес
духовные труды и подвиги. В общем списке празднуемых 28
августа преподобных отцов Киево-Печерских Церковь чтит
память следующих подвижников:
Феодосия (1074), Моисея чудотворца (XIII-XIV), Лаврентия затворника (XIII-XIV), Илариона схимника (1066), Пафнутия затворника (XIII), Мартирия диакона (XIV), Феодора, кн. Острожского (ок. 1483), Афанасия затворника (XIII), Дионисия иеромонаха, затворника (XV), Феофила, архиеп. Новгородского (ок. 1482), Зинона постника (XIV), Григория чудотворца (XIV), Ипатия целебника (XIV), сщмч. Лукиана (1243), Иосифа Многоболезненного (XIV), Павла Послушливого (XIII), Сисоя схимника (XIII), Нестора некнижного (XIV), Памвы затворника (1241), Феодора молчаливого (XIII), Софрония, затворника (XIII), Панкратия иеромонаха, затворника (XIII), Анатолия затворника (XIII), Аммона затворника (XIII), Мардария затворника (XIII), Пиора затворника (XIII), Мартирия затворника (XIII-XIV), Руфа затворника (XIV), Вениамина затворника (XIV), Кассиана затворника (XIII-XIV), Арсения трудолюбивого (XIV), Евфимия схимника (XIV), Тита воина (XIV), Ахилы диакона (XIV), Паисия (XIV), Меркурия постника (XIV), Макария диакона (XIII-XIV), Пимена постника (XII), Леонтия и Геронтия канонархов (XIV), Захарии постника (XIII-XIV), Силуана схимника (XIII-XIV), Агафона чудотворца (XIII-XIV), Игнатия архимандрита (1435) и Лонгина вратаря (XIII-XIV).
|
Обретение мощей прп. Иова, игумена и чудотворца
Почаевского (1659).
Новопрпмчч.: архим. Сергия (Зайцева), настоятеля
Успенского Зилантьева монастыря, иеромонахов
Лаврентия (Никитина), Серафима (Кузьмина),
иеродиакона Феодосия (Александрова), монахов
Леонтия (Карягина), Стефана, послушников Георгия
(Тимофеева), Илариона (Правдина), Иоанна
(Сретенского), Сергия (Галина) (1918)
Сщмч. Николая пресвитера (1931).
Сщмч. Василия пресвитера (1937).
Прп. Саввы Крыпецкого, Псковского (1495).
Прав. Анны пророчицы, дщери Фануилевой,
встретившей Господа Иисуса Христа в храме
Иерусалимском (I).
Свт. Амфилохия, еп. Владимиро-Волынского.
Прав. Езекии, царя Иудейского.
Прп. Феодора (в мон. Феодосия), кн. Волынского.
|
5 мая 2024 года - Светлое Христово Воскресение (Пасха) |
|
|
|
|
© 2008-2024 | Tamby.info | Обратная связь |