Святые мученики Фирс, Левкий и Каллиник
пострадали за Христа при императоре Декии
(249-251) в Кесарии Вифинской. Святой Левкий,
укоривший правителя Кумврикия за несправедливое
преследование христиан, после истязаний был
усечен мечом. Святой Пирс, приговоренный к
жесточайшим пыткам и истязаниям, перенес их
невредимо и Божиим изволением мирно скончался.
Языческий жрец Каллиник, видя мужество и чудеса
святого Фирса, уверовал во Христа и смело
исповедал истинную веру, за что и был усечен
мечом.
Мучеников Филимона,
Аполлония, Ариана и Феотиха Александрийских
(286-287)
Святые мученики Филимон, Аполлоний, Ариан и
Феотих пострадали за веру в Египте, в г.
Антиное, при императоре Диоклитиане (284-305).
Святой Ариан до своего обращения в Христову веру
был гонителем христиан, в том числе мучеников
Аполлония и Филимона. Сначала мученик Аполлоний,
убоявшись предстоящих страданий, упросил
музыканта-язычника Филимона переодеться в его
одежды и принести за него жертву идолам. Но
неожиданно святой Филимон исповедал себя перед
язычниками христианином. Святой Аполлоний
раскаялся и также исповедал Христа. После
истязаний оба мученика были казнены. Их мучитель
Ариан, исцелив свой раненый глаз прахом, взятым
от могилы Филимона, раскаялся, обратился в
христианскую веру и крестился со всем домом и
телохранителями. За любовь ко Христу они
добровольно пошли на мучения и были преданы
смерти. Среди телохранителей старшим был мученик
Феотих, поминаемый вместе с другими святыми.
Мученики Филимон и Аполлоний скончались 16 марта
286 г., а мученики Ариан и Феотих - 4 марта 287
года.
Святителя Илариона, митрополита Суздальского и Юрьевского
Святитель Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский (в миру Иоанн), родился 13
ноября 1631 г. в семье нижегородского священника Aнании. Отец его,
славившийся благочестием и большой начитанностью, был одним из трех кандидатов
на патриарший престол, избиравшихся вместе с будущим Патриархом Никоном
(1652-1658). Иоанн был пострижен в монашество в 1653 г. В 1655 г. он стал
основателем и строителем Флорищевой пустыни недалеко от г. Гороховца.
В подвигах иночества святой испытал тяжелую борьбу с плотскими страстями. Когда
он в изнеможении упал перед Владимирской иконой Божией Матери и со слезами
умолял Ее о помощи, Божия Матерь осенила его благодатной силой и умиротворила
его дух. Однажды, когда святой Иларион совершал вместе с иеродиаконом вечернее
пение, в церковь вошли разбойники. Они убили иеродиакона и стали жечь святого
Илариона на огне, выпытывая у него, где монастырские сокровища. Они не верили,
что в обители не было золота. Превозмогая боль, святой Иларион обратился к
чудотворной иконе и сказал: "О Пречистая Дева Мария, Матерь Господа нашего
Иисуса Христа! Если они повредят меня огнем, у меня недостанет уже сил всегда
прославлять Сына Твоего и Тебя". Вдруг разбойникам послышались крики людей,
искавших их, и они в страхе разбежались.
Однажды святой Иларион, проходя мимо церкви, услышал голос: "Я прославлю тебя по
всей земле". Он затрепетал и, пройдя в преддверие, не нашел там никого из людей;
в притворе была только Владимирская икона Божией Матери. Подвижник со слезами
пал перед образом на колени и исповедал свое недостоинство. Когда святой начал
воздвигать в обители каменную церковь, он сильно скорбел, что заботы о постройке
и неприятности между рабочими отвлекают его от молитвы. Совершая с братией
правило в церкви, он предался этим мыслям и стал раскаиваться в начатом деле. Он
со слезами просил Божию Матерь не оставить его и избавить от хлопот. По
окончании молитвы святой Иларион остался один в церкви и стал опять размышлять о
строительстве. Так он заснул. Во сне ему явилась Божия Матерь и сказала:
"Перенеси Мой образ, называемый Владимирским, из теплой церкви и поставь его в
новосозидаемой каменной, и Я буду тебе там Помощницей". Святой Иларион проснулся
и приказал звонить в большой колокол. Тотчас собрались иноки. Все отправились в
теплую церковь и, помолившись перед иконой, торжественно перенесли ее из
притвора в храм. После совершения всенощной, Божественной литургии и молебна,
святой рассказал братии о своем видении. Тогда с крестным ходом икону перенесли
в строившуюся церковь, где поставили среди лесов. С тех пор строительство пошло
успешно и вскоре окончилось. Святой хотел сделать икону местной и освятить в ее
честь храм. Но ему было видение, по которому он понял, что храм должен быть
освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы.
В пустыни он утверждал строжайший общежительный устав. В 1694 году святитель
отправил во Флорищеву пустынь наказную грамоту о монастырском управлении, в
которой вспоминал о своем управлении этой пустынью: "При мне, грешном, никто
своего не имел, но все полагали общим. И сейчас у вас многое осталось на память
о том прежнем общежительстве. Помнят же и то, что я предавал огню имущество тех,
которые при мне, грешном, хотели то общежительство разрушать". 11 декабря 1681
г. святой был посвящен в сан архиепископа Суздальского и Юрьевского, а в 1682
возведен в сан митрополита и правил на Суздальской кафедре до февраля 1705 года.
Скончался святитель на покое 14 декабря 1707 г. и был погребен в Суздальском
соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Святитель прославился неусыпными
заботами о бедных. После смерти у него нашли всего три полушки денег.
Чудотворная икона Божией Матери Владимирская-Флорищевская (празднование 26
августа) была написана знаменитым изографом Иваном Андреевичем мировым в 1464 г.
в Нижнем Новгороде по обету Ивана Яковлевича Ветошникова.
Сщмч. Николая пресвитера (1937). Св. Вассиана исп., архиеп. Тамбовского (1940). Свв. Фингара и Филы брата и сестры в Корнвале
пострадавшими.