TamBY.info
|
Церковный календарь. |
|
|
Православные праздники, дни памяти в апреле: |
Светлая седмица. Пост отменяется.
Собор преподобных отцев,
на Богошественной Горе Синай подвизавшихся
(переходящее празднование в среду Светлой
седмицы ).
Касперовской иконы Божией Матери (переходящее празднование в среду Светлой седмицы)
Касперовская икона. Она представляет великую святыню наших южных городов Херсона и Одессы, где она пребывает около шести месяцев. День принесения ее в Одессу, т. е. 14 октября (1 октября по ст.ст.), и отшествия ее - в четвертый день Пасхи - являются здесь великим церковным торжеством.
Вид этой небольшой иконы (7 вершков вышины и 6 ширины),
писанной масляными красками на холсте, наклеенном на доску,
производит сильное впечатление. Владычица и Богомладенец
изображены только по верхнюю часть груди. Богоматерь со
скорбными очами на грустном лице прижимает к ланите Своей
Младенца Христа, придерживая голову Его обеими руками.
Прильнув к Пречистой, Младенец левой рукой схватился за
плат, покрывающий главу Приснодевы.
Икона эта была в конце XVI века принесена из Трансильвании
сербом, который поселился в Ольвиопольском уезде Херсонской
губернии, и, переходя от родителей к детям, в 1809 году
стала собственностью помещицы Касперовой, проживавшей в
Ольвиопольском уезде, в имении Ново-Ивановке. Икона была
ветхая, и живопись до того потемнела, что трудно было
разобрать черты.
В феврале 1840 года, переживая великие горести, Касперова
как-то ночью долго молилась перед иконой. Во время молитвы
она заметила, что лики Богоматери и Младенца просветлели и
икона стала как бы обновившеюся.
От нее впоследствии истекло много чудес и исцелений, по
исследовании которых икона была признана чудотворною; к ней
стало постоянно стекаться много паломников.
В 1852 году жители Херсона исходатайствовали разрешение
ежегодно в праздник Вознесения Господня приносить к ним
икону. В Севастопольскую войну в 1853-1855 гг., когда Одесса
была осаждена неприятельским флотом, икону с крестным ходом
принесли в город, и он остался невредимым. По общему
верованию Одесса спасена благодатью иконы. Было решено "в
поучение потомству сделать это событие незабвенным, и день 1
октября - праздником священнейшим". Икона признана Святейшим
Синодом чудотворной после расследования целого ряда чудес,
прославивших ее в 1840 году.
Главным местопребыванием иконы продолжает считаться село
Касперовка, но икона находится там недолго. Ежегодно к 1
октября она приносится из Касперовки в Одессу и остается там
до среды Пасхальной недели, помещаясь у южной стены передней
части кафедрального собора. Остальную часть Пасхальной
недели и ближайшие недели икона находится в Касперовке, а в
праздник Вознесения уносится в Херсон до 29 июня, когда
переходит по 1 августа в Николаев. Значит, в Касперовке
икона стоит лишь 3,25 месяца. По всем местам пребывания
иконы по пятницам перед нею читается акафист.
|
Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл - его монашеское имя) - самым младшим. Святой Мефодий был сначала в военном звании и был правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, по-видимому, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Пробыв там около 10 лет, святой Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп (Малая Азия). Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова. За свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами) и также одержал победу. Вернувшись, святой Константин удалился к брату своему святому Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.
Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к
хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время
в городе Корсуни, готовясь к проповеди. Там святые братья чудесным образом
обрели мощи священномученика Климента, папы Римского (память 25 ноября). Там же
в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные "русскими
буквами", и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека
читать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам,
где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское
учение. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого
Климента, вернулись в Константинополь. Святой Константин остался в столице, а
святой Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, недалеко от
горы Олимп, где он подвизался прежде. Вскоре пришли к императору послы от
моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой
прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян
языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: "Необходимо тебе идти
туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит". Святой Константин с постом и
молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата святого Мефодия и
учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую
азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться
Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863
году.
После завершения перевода святые братья отправились в Моравию, где были приняты
с великой честью, и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало
злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на
латинском языке, и они восстали против святых братьев, утверждая, что
Богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском,
греческом или латинском. Святой Константин отвечал им: "Вы признаете лишь три
языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте
Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит
Господа! И в Святом Евангелии сказано: Шедше научите вся языки..". Немецкие
епископы были посрамлены, но озлобились еще больше и подали жалобу в Рим. Святые
братья были призваны в Рим для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого
Климента, папы Римского, святые Константин и Мефодий отправились в Рим. Узнав о
том, что святые братья несут с собой святые мощи, папа Адриан с клиром вышел им
навстречу. Святые братья были встречены с почетом, папа Римский утвердил
богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал
положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.
Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении извещенный
Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней
после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в
возрасте 42 лет. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему святому
Мефодию продолжать их общее дело - просвещение славянских народов светом
истинной веры. Святой Мефодий умолял папу Римского разрешить увезти тело брата
для погребения его на родной земле, но папа приказал положить мощи святого
Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.
После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела,
послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и
Паннонии, на древний престол святого Апостола Андроника. В Паннонии святой
Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять Богослужение,
письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких
епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был
сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие
страдания. Освобожденный по приказанию папы Римского Иоанна VIII и
восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь
среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16
сентября), а также одного из польских князей. В третий раз немецкие епископы
воздвигли гонение на святителя, за непринятие римского учения об исхождении
Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим, но
оправдался перед папой, сохранив в чистоте Православное учение, и был снова
возвращен в столицу Моравии - Велеград.
Здесь в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух
учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме
Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие
книги (Патерик).
Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих
учеников - Горазда как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день
своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание
святителя было совершено на трех языках - славянском, греческом и латинском; он
был погребен в соборной церкви Велеграда.
|
Святителя Евтихия, архиепископа Константинопольского (582)
Святитель Евтихий, архиепископ Константинопольский, родился в селении,
носившем название "Божественное", во Фригийской области. Его отец,
Александр, был воином, а мать, Синесия, была дочерью священника августопольской
церкви Исихия. Святой Евтихий получил первоначальное образование и христианское
воспитание от своего деда-священника. Однажды во время детской игры мальчик
написал свое имя с титулом Патриарха и этим как бы предуказал свое будущее
служение. В возрасте 12 лет он был отправлен в Константинополь для получения
дальнейшего образования. Юноша преуспел в изучении наук и понял, что
человеческая мудрость - ничто пред учением Божественного Откровения. Он решил
посвятить себя иноческой жизни. Святой Евтихий удалился в один из амасийских
монастырей и принял в нем Ангельский чин. За свою строгую жизнь он был поставлен
архимандритом всех амасийских монастырей, а в 552 году возведен на патриарший
престол.
Когда при святом благоверном царе Юстиниане (527-565) готовился созыв V
Вселенского Собора, митрополит Амасийский был болен и отправил вместо себя
святого Евтихия. В Константинополе престарелый Патриарх святой Мина (536-552,
память 25 августа) увидел блаженного Евтихия и предсказал, что он будет после
него Патриархом. После смерти святого Патриарха Мины апостол Петр явился в
видении императору Юстиниану и, указав рукой на Евтихия, сказал: "Пусть он будет
поставлен вам епископом".
В начале патриаршего служения святого Евтихия был созван V Вселенский Собор
(553), на котором отцы осудили возникшие ереси и предали их анафеме. Однако
через несколько лет в Церкви возникла новая ересь, автортодокетов, то есть "нетленномнителей",
которые учили, что плоть Христова прежде Крестной смерти и Воскресения была
нетленной и не испытывала страданий.
Святой Евтихий смело изобличил эту ересь, но император Юстиниан, сам
склонившийся к ней, обрушил свой гнев на святителя. По приказу императора воины
схватили святителя в храме, сорвали с него патриаршее облачение и отправили в
ссылку в Амасийский монастырь (в 565 году).
Святитель кротко переносил изгнание, пребывал в монастыре в посте и молитве и
совершил много чудес и исцелений.
Так, по его молитве у жены благочестивого мужа, Андрогина, прежде рождавшей на
свет только мертвых младенцев, родились и достигли зрелого возраста два сына.
Два глухонемых отрока получили дар речи; два ребенка, тяжело болевшие,
выздоровели. Святитель исцелил раковую болезнь на руке художника. Другого
художника святитель исцелил, помазав его больную руку елеем и сотворив над ней
крестное знамение. Святитель исцелил не только телесные, но и душевные болезни:
изгнал из отроковицы беса, не допускавшего ее ко Святому Причащению; изгнал беса
из юноши, убежавшего из монастыря (после этого юноша вернулся в свою обитель);
исцелил прокаженного-пьяницу, который, очистившись от проказы, перестал пить.
Во время нападения персов на Амасию и всеобщего разорения жителей по указанию
святителя из монастырских житниц давали зерно голодающим, причем запасы зерна в
обители по его молитвам не оскудевали.
Святитель Евтихий получил от Бога дар пророчества; так, он указал имена двух
императоров-преемников Юстиниана - Иустина (565-578) и Тиверия (578-582).
После смерти святого патриарха Иоанна Схоластика святой Евтихий в 577 году
вернулся на кафедру из 12-летнего изгнания и снова стал мудро управлять своей
паствой.
Через четыре с половиной года после возвращения на патриарший престол святитель
Евтихий в Фомино воскресенье 582 года собрал весь клир, преподал благословение и
с миром отошел ко Господу.
|
Преподобной Платониды Сирской (308)
Преподобная Платонида первоначально была диакониссой, а затем удалилась в Низибийскую пустыню, где основала женский монастырь. Устав ее обители отличался строгостью. Сестры принимали пищу один раз в день. Все свободное от молитвы время они проводили в монастырских трудах и различных послушаниях, особенно в рукоделии. По пятницам, в день воспоминания Крестных страданий Христа Спасителя, все работы прекращались, и монахини с утра до вечера пребывали в храме, где в промежутках между службами слушали чтение Священного Писания и его разъяснение.
Преподобная Платонида была для всех сестер живым примером строгого монашеского
подвига, кротости и любви к ближним. Достигнув глубокой старости, преподобная
Платонида мирно скончалась в 308 году.
|
Сщмч. Иоанна
пресвитера (1934).
Cщмч. Иакова пресвитера (1943).
Новосвящиспов. схиархим. Севастиана
(Фомина) (1966).
Мчч. 120-ти в Персиде (344-347).
Мчч. Иеремия и Архилия пресвитера
(III).
Прп. Григория Афонского.
Прп. Григория Синаита.
2 мчч. в Аскалоне.
Новомч. Николая Лесбосского (1463).
Новомч. монаха Геннадия Афонского,
пострадавшего в Константинополе (1818).
Новомчч. Мануеля, Федора, Георгия,
Михаила и другого Георгия Самофрасских
(1835).
|
Календарь на апрель 2023 г.
Рыба, горячая пища с растительным маслом Горячая пища с растительного маслом Горячая пища без растительного масла Холодная пища
без растительного масла, неподогретое питьё
|
16 апреля 2023 года - Светлое Христово Воскресение (Пасха) |
|
|
|
|
|
© 2008-2023 | Tamby.info | Обратная связь |