|
Новый год. 2025 год. |
|
|
Истоки этого символа связаны с этимологией осознания дерева в целом.
Издревле у разных народов сложились свои культы деревьев: в Древней Греции — дуб и олива, в Древнем Риме — дуб и лавр, в Вавилоне, Финикии, Халдее Египте — пальма, у китайцев — персик, шелковица и слива, у буддистов — фиговое дерево, священный фикус и дерево бо, у древних кельтов — дуб, береза, орешник, ясень и тис, у скандинавов — ясень, в ламаизме — береза, у даосов — персик, у народов Мексики — агава, у финно-угорских народов — береза, у славян — дуб, береза, липа, у древних германцев — ель и дуб. Однако все деревья имеют единую символику: они соединяют небо, землю и подземный мир, дают возможность сообщения между ними. Посредством дерева человек получает доступ к солнечным, божественным силам.
Поэтому в мифологическом сознании дерево является центром мира, местом
соприкосновения сакрального и обыденного.
Кроме того, вечнозеленые деревья с древнейших времен означают вечную жизнь,
бесконечный и бессмертный дух.
Понятие дерева в различных языках и диалектах соотносится с понятиями вместилища
душ и духов, загробного мира, вселенной, центра мира, гармонии, чуда и
волшебства, жертвоприношения и Бога.
В религиях иудеев и христиан в раю растут дерево жизни и дерево познания. На
дереве жизни — плоды бессмертия; на дереве познания — плоды добра и зла. В
описании рая других религий также рассказывается о деревьях, на которых растут
плоды бессмертия, например в даосизме и буддизме — это персик. В китайском,
японском, шумерском и индийском раю на деревьях растут драгоценные камни. Во
многих религиях прослеживается традиция украшать деревья фонариками, гирляндами,
свечами и плодами. Такие деревья символизируют перерождение.
Рождественская елка была еще во времена мифологии
Как свидетельствуют источники, в мифологии деревья соотносятся не только с
божествами и людьми, но и с животными. Так, в скандинавской мифологии на вершине
мирового дерева Иггдрасиль сидит мудрый орел, корни его гложут дракон и змеи, по
стволу бегает белка, являющаяся посредником между «верхом» и «низом», а в
середине щиплют листья олень и коза. Все эти животные появляются на изображениях
мирового дерева. Иногда вместе с ними можно увидеть петуха — символа солнца и
бдительности.
Практически во всех религиях боги умирают на дереве, чтобы потом воскреснуть.
Водан — верховный бог скандинавских и германских племен, сам себя принес в
жертву и девять дней висел на мировом дереве Иггдрасиль, пронзенный собственным
копьем.
В соответствии с традициями западно-христианской символики, Спасителя распяли на
деревянном кресте, сделанном из дерева познания добра и зла, то есть и
грехопадение человека, и его спасение обретено на одном и том же дереве. Чтобы
обновить мир, Иисус Христос вынужден был пройти через смерть на кресте и
воскресение, поэтому христианский крест может отождествляться с мировым деревом
— той осью, которая соединяет сакральный и обыденный миры.
|
Райское дерево
Поскольку райское дерево — дерево «первого» Адама, его иногда называют
«адамовым». Апостол Павел в своих Посланиях к римлянам и коринфянам описывает
Христа как «второго» (нового) Адама, а его райским деревом становится крест
Голгофы. По христианскому преданию, у основания креста, на котором распяли
Спасителя, лежали кости Адама. Таким образом, райское дерево соотносится с двумя
Адамами.
Современные протестанты отождествляют рождественское дерево с райским и украшают
его предметами, раскрывающими этот смысл: яблоками, как напоминание о плодах
познания добра и зла, розами — по числу лет, прожитых «вторым» Адамом в
человеческом образе, хлебной выпечкой — в знак новой жизни, которую «второй»
Адам принес человеку, и свечами, выражающими божественную любовь. На макушку
рождественского дерева водружается Вифлеемская звезда, но эта звезда
одновременно символизирует и Полярную звезду над земной осью — мировым деревом.
Интересно, что в индоевропейских языках слова со значением «дерево» могли
принимать значение «вера, верить» («Сравнительный словарь мифологической
символики» М. М. Маковского).
Рождественское дерево
До сих пор речь шла о райском дереве вообще. И тем не менее, в нашем
сознании новогоднее и рождественское дерево ассоциируется, прежде всего, с
сосной или елью.
Издревле верили, что ель обладает чудесным свойством защищать от ведьм и другой
нечисти.
Так, древние германцы в период зимнего солнцестояния специально подвешивали
ветви ели к потолку, чтобы очистить свой дом. Постепенно еловые ветви стали
заменяться целым деревом. Его подвешивали за корень к потолку. Такое положение
было символично: оно обозначало солнце, освещающее землю, корни же
демонстрировали основу, фундамент. Иными словами, земное является отражением
небесного.
Помимо ели с символикой возрождения связаны омела и остролист. Еще во времена
Римской империи в период празднования зимнего солнцестояния дома украшались
остролистом, плющом, омелой и хвоей. Считалось, что эти растения наделены
волшебной силой. При этом особенное значение придавалось омеле - небольшому
вечнозеленому кустарниковому растению, паразитирующему на стволах или ветвях
деревьев. У нее зеленовато-белые плоды, которые появляются в середине зимы,
казалось бы, вопреки всем законам природы.
Именно поэтому она символизирует жизнь, связь между солнцем и человеком.
Особенно ценилась омела, выросшая на дубе. В этом случае она издревле считалась
даром богов. Считалось, что она излечивает от бесплодия, исцеляет язвы,
заживляет раны, помогает от колдовства, а также открывает все замки (в том числе
и от сердца)… Чтобы омела сохранила свои чудесные свойства, при ее сборе
необходимо было исполнить особые действия: ее нельзя срезать с дерева простым
железным инструментом, она не должна касаться земли и добывать ее можно только в
особый день, перед новолунием.
По легенде, поцелуи под омелой усиливают ее целительную силу, поэтому в Западной
Европе принято целоваться под ветками этого растения.
Омела может иметь для человека и негативные последствия. Согласно скандинавским
легендам, стрела из омелы принесла смерть лучезарному богу Бальдру.
Новогодняя елка в России
В России новогодняя елка появляется после указа Петра 1 от 15 декабря 1699 года.
Причем, в нем предписывалось украшать дома не только елками и ее ветками, но и
ветками сосны и даже можжевельника.
В царской России елка стала популярной и любимой участницей зимних торжеств. В
Санкт-Петербурге самые большие елки устраивались в Аничковом дворце и зале
Дворянского собрания, где были организованы катальные горки, карусели, базары
детских игрушек и лотереи.
После 1917 года большевики пытались изменить рождественское значение елки.
Однако им это не удалось. В декабре 1935 года партийный деятель Павел Постышев
"реабилитировал" праздник, и уже в 1936 году в Колонном зале Дома Союзов была
организована елка для детей.
Сейчас же елка (натуральная или искусственная) – непременный атрибут новогоднего
праздника, создающий новогоднее настроение, декорирующий квартиры и дома, и
напоминающий о новогоднем чуде, которого так ждут дети, а часто и взрослые!
|
|
|
© 2008-2025 | Tamby.info | Обратная связь |