Священномученика Василия, епископа Амасийского (ок.
322)
Священномученик Василий, епископ Амасийский, жил в начале IV
века в Понтийском городе Амасии. Он поддерживал и утешал
христиан, страдавших от гонений язычников. В то время
Восточной частью Римской империи правил Ликиний (312-324),
зять святого равноапостольного царя Константина Великого
(306-337; память 21 мая). Ликиний лицемерно подписал его
"Указ о веротерпимости" (313), который разрешал свободное
исповедание христианства, но в душе ненавидел христиан и
продолжал их преследовать, возвратившись к язычеству.
Ликиний воспылал страстью к служанке своей жены Констанции,
праведной деве Глафире. Святая дева рассказала об этом
царице и просила защиты. Переодев праведную Глафиру в
мужское платье и снабдив деньгами, царица Констанция удалила
ее из города в сопровождении преданных слуг. Императору
сказали, что служанка сошла с ума и лежит при смерти.
Праведная Глафира по пути в Армению остановилась в городе
Амасии, где местный епископ, святитель Василий, дал ей
приют. В то время святитель строил в городе храм. Праведная
Глафира передала на его постройку все деньги, полученные от
Констанции, и в письме к ней просила прислать еще средства
на окончание храма. Царица исполнила ее просьбу. Но письмо
праведной Глафиры попало к императору.
Разгневанный Ликипий
потребовал от правителя Амасии выслать к нему святителя и
служанку. Праведная Глафира скончалась († 322), прежде чем
приказ дошел до Амасии. Святителя Василия направили к
императору. За ним последовали два диакона, Парфений и
Фестим, которые поселились вблизи темницы, куда заключили
святителя.
Благочестивый христианин Елпидифор подкупил тюремщиков и
каждую ночь вместе с Парфением и Фестимом посещал святителя.
Накануне дня суда святитель как обычно пел псалмы и слова "аще
вселюся в последних моря и тамо рука Твоя наставит мя и
удержит мя десница Твоя" (Пс. 138, 9-10) - трижды пропел со
слезами. Диаконы усомнились, не испугался ли святитель
будущих мук, но он успокоил их. На суде святитель Василий
решительно отверг предложение императора стать верховным
жрецом и был приговорен к смерти. Елпидифор деньгами
задобрил воинов, и они позволили святителю помолиться и
поговорить с друзьями перед казнью. После того святитель
сказал палачу: "Друг, делай, что тебе приказано», - и
спокойно встал под удар меча. Когда мученик был обезглавлен,
Елпидифор пытался выкупить у воинов его останки. Но воины
опасались императора и бросили тело и главу святителя в
море. После этого Елпидифору трижды во сне предстал Ангел
Божий со словами: "Епископ Василий в Синопе и ждет вас".
Повинуясь этому зову, Елпидифор и диаконы отплыли в Синоп и
там попросили рыбаков закинуть сети. Когда закинули сеть "на
счастье" диаконов Фестима и Парфения, ничего не поймали.
Тогда Елпидифор объявил, что он просит закинуть сеть во Имя
Бога, Которому он поклоняется. На этот раз сеть вынесла тело
святителя Василия. Голова приросла к нему, и только шрам на
шее указывал на след меча. Мощи святителя Василия были
перевезены в Амасию и погребены в построенном им храме.
Святителя Стефана, епископа Великопермского
(1396)
В молодости святой принял иночество в монастыре в честь
святителя Григория Богослова в Ростове. Монастырь славился
богатым книжным собранием. Святой Стефан хотел читать святых
отцов в подлиннике и для этого изучал греческий язык. В
юности, помогая отцу в церкви, он часто беседовал с
зырянами. Теперь, овладев богатой церковной культурой,
святой Стефан горел желанием обратить зырян ко Христу.
Для просвещения зырян он составил азбуку их языка и перевел
на него несколько церковных книг. За подвиги благочестия
Ростовский епископ Арсений (1374-1380) посвятил его в сан
иеродиакона. Приготовив себя к миссионерской деятельности,
святитель Стефан явился в Москву (1379 г.) к Коломенскому
епископу Герасиму, который управлял тогда делами митрополии,
и просил его: "Благослови меня, Владыко, идти в страну
языческую - Пермь. Хочу учить святой вере неверных людей. Я
решился или привести их ко Христу, или сложить у них за
Христа голову". Епископ с радостью благословил его и
посвятил в сан иеромонаха. Он снабдил его антиминсами,
святым миром и Богослужебными книгами, а великий князь
Димитрий Иоаннович дал ему охранные грамоты.
Из Устюга святой Стефан спустился по Северной Двине до
впадения в нее Вычегды, откуда начинались поселения зырян.
Много трудов, борьбы, лишений и скорбей вытерпел проповедник
веры Христовой, живя среди язычников, поклонявшихся идолам,
"огню, воде, деревьям, камню и золотой бабе, и кудесником, и
волхвом, и древью".
Особо благоговели зыряне перед так называемой "прокудливой
березой". Громадная по толщине и вышине береза росла на
возвышенном месте. Зыряне собирались к ней и приносили в
жертву добытых зверей. Святой Стефан поставил свою келлию
невдалеке от березы и использовал собрания суеверных
язычников у дерева, чтобы учить их святой истине. Затем
святой Стефан срубил и сжег березу для искоренения суеверия.
Зыряне собирались убить его. Святой обратился к ним с
проповедью: "Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не
могут защитить себя от огня? Боги ли они, когда так немощны,
да и не имеют не только смысла, но и слуха и зрения? И от
меня, слабого, не сумело защитить себя ваше божество. Не
таковы же ли и все другие боги ваши? Не таков Бог
Христианский. Он видит все, все знает и Всемогущ, ибо создал
весь мир и о всем промышляет. И как Он благ, особенно к
знающим Его! Я желаю вам добра, проповедуя вам Истинного
Бога. Он будет любить вас, будет благотворить вам, когда
станете чтить Его искренне". На месте "прокудливой березы"
святой Стефан построил храм в честь Архангела Михаила,
низложителя духов тьмы.
Крестившиеся зыряне сами стали истреблять то, чему раньше
поклонялись: рубили священные деревья, сокрушали идолов;
богатые дары, предназначенные для языческих жертвенников,
они приносили святому Стефану. Он велел служившему при нем
зырянину Матфею все предавать огню и лишь дозволял
употреблять полотно на обвертывание ног.
Но окончательный перелом в зырянах произошел после того, как
святой Стефан посрамил их главного жреца Паму, который
восстал против распространения святой веры. Жрец вступил в
спор со святым Стефаном. "У вас, христиан, - говорил Пама, -
один Бог, а у нас много помощников и на суше, и на воде,
подающих нам счастливую ловлю в лесах и ее избытками
снабжающих Москву, орду и дальние страны; они сообщают нам в
волхвовании тайны, недоступные вам". Святой Стефан отвечал,
что Истинный Бог - один; Всемогущество - одно, а бессилие
богов-идолов очевидно по опыту. После долгих споров жрец
Пама в оправдание своей веры вызвался пройти сквозь огонь и
воду и того же потребовал от святого Стефана. "Я не
повелеваю стихиями, - смиренно отвечал святой Стефан, - но
Христианский Бог велик: иду с тобой". Пама затрепетал и
молил избавить его от верной смерти. "Вы свидетели, - сказал
святой Стефан собравшемуся народу, - сам он потребовал
решить спор о вере огнем и водой и однако не хочет
креститься. За кого считать теперь Паму? Что с ним делать?"
"Обманщика предать смерти, - ответил народ, - если отпустить
Паму, он наделает тебе пакостей". "Нет, - ответил святой, -
Христос меня послал не предавать кого-либо смерти, а учить.
Пама не хочет принять спасительной веры, пусть его упорство
накажет его, но не я". Пама был выгнан. В благодарность
Господу за победу над главой язычников, святой Стефан
построил на Вишере храм в честь святителя Николая. После
этого проповедь святого о Христе стала идти все успешнее.
В 1383 году святой Стефан был поставлен епископом Малой
Перми. Как любвеобильный отец он неустанно заботился о своей
пастве. Для утверждения в вере новообращенных святитель
Стефан при храмах открывал училища, где Священные Книги
изучались на пермском языке. Святитель присматривался к
учащимся, учитывал их способности с тем, чтобы из них
ставить священников и диаконов. Некоторых учеников святитель
Стефан научил писать по-пермски. Святитель строил церкви, в
которых ставил священников из зырян, ввел Богослужение на
зырянском языке. Святитель Стефан перевел на зырянский язык
Часослов, Псалтирь, избранные чтения из Евангелия и
Апостола, Паремийник, Стихирарь, Октоих, несколько
праздничных служб и Божественную литургию.
Во время неурожая Святитель снабжал зырян хлебом, много раз
избавлял их от насилия и взяток тиунов, облегчал им подати,
защищал от нападений других племен, ходатайствуя за них в
Москве. Плодом его подвигов и добродетелей стало обращение
всей обширной Пермской земли к христианству. Это великое
дело было совершено силой веры и христианской любви. Жизнь
святителя - это победа веры над неверием, любви и кротости -
над злобой и нечестием.
Умилительно "заочное свидание" святителя Стефана Пермского с
преподобным Сергием Радонежским, бывшее в 1390 году во время
путешествия святителя в Москву по церковным делам. Святитель
Стефан горячо любил Радонежского подвижника и очень желал
повидаться с ним на пути из Пермской земли, но не мог
исполнить этого из-за недостатка времени. Находясь в 10
верстах от монастыря преподобного Сергия, святитель Стефан,
помолившись, обратился в сторону обители и с поклоном
произнес: "Мир тебе, духовный брате!". Преподобный Сергий,
который сидел вместе с братией за трапезой, встал, помолился
и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель,
ответил: "Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий
да пребывает с тобой!"
О глубокой духовной связи святителя Стефана Пермского и
Преподобного Сергия Радонежского свидетельствует и ныне
особая повседневная молитва к ним на братской трапезе.
Кроме устройства церквей, святитель Стефан основал для зырян
и несколько монастырей: Спасскую Ульяновскую пустынь в 165
верстах от Усть-Сысольска, Стефановскую - в 60 верстах от
Усть-Сысольска, Усть-Вымскую Архангельскую, Яренгскую
Арханхельскую.
В 1395 году святитель Стефан снова отправился в Москву по
делам паствы и здесь скончался. Тело его было положено в
монастыре "Спаса за стеною" (в храме на Бору в честь
Спасителя) в Московском Кремле. Горько оплакивали зыряне
кончину своего апостола. Они усиленно упрашивали Московского
князя и Митрополита отпустить в Пермь тело их наставника, но
Москва не хотела расстаться с останками великого святителя.
Прославление святителя Стефана началось еще в начале ХV
века. Житие было написано вскоре после смерти святителя в
1472 году. Службу ему составил иеромонах Пахомий Серб с
иеромонахом Епифанием Премудрым, учеником преподобного
Сергия Радонежского, который хорошо знал святителя и любил с
ним беседовать.
Сщмч. Иоанна пресвитера и чад его мчч. Николая и Петра
(1918).
Прав. Глафиры девы (322).
Прп. Иусты.
ПСв. Ричария, еп. Пикардского (645).
Св. Калантия Тамасеоского на Кипре (VIII).
Св. Георгия Кипрского (1091).