Страстная седмица (шесть дней между
праздниками Входа Господня в Иерусалим и Светлым Христовым Воскресением)
посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям
на Кресте, смерти и погребению.
В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготовляет верующих к
достойному созерцанию и сердечному соучастию в Крестных страданиях
Спасителя. В богослужении этих дней удерживается еще общий покаянный
характер (и служится великопостная Литургия Преждеосвященных Даров).
В Великий понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф
Прекрасный, из зависти проданный братьями в Египет, прообразовавший
страдания Спасителя. Кроме того, в этот день воспоминается иссушение
Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей
образом лицемерных книжников и фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю
набожность, Господь не нашел добрых плодов веры и благочестия, а только
лицемерную тень Закона.
Подобна бесплодной, засохшей смоковнице всякая душа, не приносящая плодов
духовных - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
В Великий вторник воспоминается обличение Господом книжников и
фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные Им в этот день в храме
Иерусалимском: о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном суде, о десяти
девах и о талантах.
В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и
помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в
Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к
погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое
сребролюбие, а вечером решился предать Христа иудейским старейшинам за 30
сребреников.
В четверг Страстной седмицы воспоминаются в богослужении четыре
важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на
которой Господь установил новозаветное таинство Святого
Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак
глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском
и предательство Иуды.
День Великого пятка (пятницы) посвящен воспоминанию осуждения на
смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого
дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим
благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа.
На утрени Великого пятка (обычно она служится в четверг вечером) совершается
т.н. "Последование Страстей Господних", за которым читаются 12 соотв.
фрагментов из Евангелий. В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд
выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего
бывает чтение канона о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы.
В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа,
пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там
победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и
введение благоразумного разбойника в рай.