В настоящее время вершиной церковного года в Католической
Церкви является Священное Пасхальное Триденствие смерти и
воскресения Иисуса Христа (с вечера Великого Четверга до дня
Пасхи включительно), кульминацию которого представляет Святая
Ночь Навечерие Пасхи. Возвращение Пасхе главенствующего
места (как это было в древней Церкви и сохранялось в Восточных
Церквах) в церковном календаре латинского обряда последовало
только после недавней реформы. До этого господствовала
сложившаяся на Западе в средние века традиция почитать в
качестве главных праздников Рождество (25 декабря) и связанное с
ним Богоявление (6 января, когда праздновались одновременно три
события жизни Иисуса: поклонение волхвов, крещение и чудо в Кане
Галилейской). Но и теперь по-прежнему на уровне благочестия у
большинства католических народов предпочтение пока отдается
Рождеству.
В современном календаре латинского обряда различается два уровня
праздников: «торжества» (праздники особой значимости) и
собственно «праздники». К «торжествам», помимо Пасхи (вместе с 7
следующими за ней днями), относятся: Рождество Христово,
Богоявление, Вознесение Христово (подвижный праздник в четверг
на 40-й день Пасхи), Пятидесятница (Сошествие Святого Духа на
апостолов) (50-й день Пасхи), день Пресвятой Троицы (воскресенье
по Пятидесятнице), Пресвятого Тела и Крови Христа (четверг после
Троицы), Пресвятого Сердца Иисусова (пятница следующей недели),
Христа Царя Вселенной (воскресный день в конце ноября,
знаменующий завершение церковного года), Пресвятой Богородицы
Марии (1 января), Непорочного Зачатия Девы Марии (8 декабря
имеется в виду не бессеменное зачатие Иисуса Христа, а начало
земной жизни Самой Богоматери, непричастной, по учению
Католической Церкви, первородному греху от момента Своего
зачатия), Благовещения (25 марта), Успения (в западной традиции
Взятия в небесную славу) Богородицы (15 августа), день св.
Иосифа, Обручника Марии (19 марта), Рождество Иоанна Крестителя
(24 июня), день святых апостолов Петра и Павла (29 июня), Всех
святых (1 ноября). В число «праздников» входят дни, посвященные
воспоминанию ряда других событий земной жизни Христа и
Богоматери, а также дни почитания апостолов.
Большинство праздников латинского обряда обнаруживает прямое
соответствие в календаре Православной Церкви, однако есть
специфически западные праздники, часть которых совсем позднего
происхождения, например, Тела и Крови Христа (установлен в 13
в.), Христа Царя Вселенной (в 1925) и др. Праздник Крещения
Господня в последние десятилетия отделен от Богоявления и
празднуется в следующее за ним воскресенье.
В поместных Церквах и отдельных епархиях, а также в монашеских
орденах и конгрегациях в ранг «торжеств» и «праздников»
возведены и другие даты церковного календаря.
Существенным для католического благочестия является понятие
«предписанных праздников», т. е. тех дней, в которые каждому
католику подобает участвовать в Мессе: это все воскресенья года
(в их число, соответственно, входят Пасха, Пятидесятница и ряд
других праздников, всегда попадающих на воскресный день),
Рождество Христово, торжества Богоявления, Вознесения,
Пресвятого Тела и Крови Христа, Пресвятой Богородицы Марии,
Непорочного Зачатия Девы Марии, Успения Богородицы, святого
Иосифа, святых Петра и Павла, Всех святых. Во многих традиционно
католических странах дни предписанных праздников официально
являются выходными. В настоящее время разрешается ради удобства
верующих переносить большинство праздников (кроме Рождества
Христова и нескольких других) с буднего дня на ближайшее
воскресенье.